Возможное развитие ситуации в секторе Газа в условиях роспуска Кнессета и Палестинского законодательного совета

Граница между Газой и Израилем была относительно спокойной в течение последних семи недель. За два дня, 21-22 декабря, четыре молодых палестинских протестующих были убиты в столкновениях с израильскими военными вдоль границы, и военное руководство «Исламского движения сопротивления» (ХАМАСа) воздержалось от какого-либо ответа. Во время эскалации в прошлом месяце премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху проявлял сдержанность после того, как из Газы по территории Израиля были выпущены сотни ракет. Израильское руководство сосредоточилось на запланированной операции по обнаружению и ликвидации тоннелей «Хизбаллы» на северной границе страны. Несмотря на внутреннюю критику его политики в отношении Газы, Б.Нетаньяху решил дать шанс ХАМАСу пойти на перемирие. Некоторые израильские аналитики высказывают предположения, что затишье скоро может быть нарушено. По мнению Шломи Эльдара (колумниста «Аль-Монитор», обозревателя 1-го и 10-го каналов израильского телевидения, специалиста по палестинскому политическому процессу), учитывая напряженность на юге Израиля и сложный комплекс противоречивых интересов, ХАМАС и Израиль иногда вынуждены сдерживать себя, но им не всегда это удается[i].

26 декабря с.г. Кнессет (израильский парламент) проголосовал за самороспуск (работает до 2 января 2019 года) и перенос выборов с ноября 2019 года на 9 апреля 2019 года. В руководстве ХАМАСа не исключают вероятность того, что договоренность о прекращении огня, достигнутая с Израилем в ноябре этого года, может быть нарушена, если во время своей предвыборной кампании Б.Нетаньяху столкнется с определенным политическим давлением по поводу решения проблемы сектора Газа. Политические силы Израиля могут не принять того, что премьер-министр намерен продолжать придерживаться прежней тактики поведения с ХАМАСом. Поэтому организация готовится бросить вызов Б.Нетаньяху, чтобы тот не отказался от соглашения, которое уже принесло ХАМАСу некоторые дивиденды.

Ш.Эльдар утверждает, что израильская политика влияет на решения ХАМАСа. Так, накануне операции ЦАХАЛа «Литой свинец» в конце декабря 2008 года, он как журналист освещал прибытие небольшого гуманитарного судна из кипрского Лимасола в Газу. В палестинском анклаве уже царили предвоенные настроения. Когда 20 декабря судно пришвартовалось в Газе, к нему обратился Абед Хания, сын Исмаила Хании, который был тогда премьер-министром Газы, а в настоящее время возглавляет Политическое бюро организации. Он хотел узнать мнение журналиста о том, намерен ли Израиль начать войну в Газе в преддверии выборов 2009 года, которые должны были пройти через два месяца. Логика хамасовца была следующая: министр обороны Эхуд Барак и премьер-министр Эхуд Ольмерт могли принять решение о военной операции в Газе, чтобы улучшить свое положение в партиях. В Газе понимали, что Э.Барак, на тот момент председатель партии Авода, отставал в опросах общественного мнения. По этой причине он мог пойти на улучшение своего рейтинга, вступив в войну и изменив повестку дня в свою пользу.

Через неделю израильская армия действительно начала широкомасштабную операцию в Газе, однако не для того, чтобы помочь Э.Бараку в предвыборной гонке, а скорее потому, что вооруженное крыло ХАМАСа («Бригады Изз ад-Дин аль-Кассам») нанесло массированный ракетный удар по Израилю. Лица, принимающие решения в Израиле, рассматривали военный ответ как единственный способ остановить ракетный обстрел. ХАМАС, играя с огнем, спровоцировал войну, которая унесла жизни более 1000 палестинцев и ранила еще несколько тысяч человек.

Как говорит Ш.Эльдар, руководство ХАМАСа и на этот раз следит за политическими процессами в Израиле для того, чтобы быть готовыми к будущим событиям. ХАМАС предполагает, что реализация соглашения о прекращении огня находится под угрозой, и как следствие – удержание власти исламистов в Газе.

Еще до объявления в Израиле решения о досрочных выборах ХАМАС был обеспокоен тем, что Израиль заблокирует финансовую помощь Катара в связи с тем, что Б.Нетаньяху подвергся ожесточенной критике за согласие на финансирование движения в Газе. Теперь ХАМАС опасается, и вполне оправданно, что израильский премьер-министр может искать предлог для приостановки соглашения о прекращении огня, включая поступление катарских денег, чтобы успокоить своих критиков в период предвыборной кампании.

В настоящее время ХАМАС сталкивается и с другими трудностями. 26 декабря этого года председатель Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас (Абу Мазен) принял решение расформировать и так уже не функционирующий и подконтрольный ХАМАСу Палестинский законодательный совет, сформированный по результатам выборов в январе 2006 года. На них ХАМАС получил 74 места, а его конкурент ФАТХ – 45[ii]. Означает ли это, что М.Аббас решил разорвать все связи между ПНА и сектором Газа, отказаться от процесса объединения с ХАМАСом и контроля над анклавом? В отсутствие примирения между двумя движениями трудно понять, как могут состояться новые парламентские выборы одновременно на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа.

Как отмечает Ш.Эльдар, роспуск ПЗС, возглавляемого высокопоставленным должностным лицом ХАМАСа Азизом Дуейком, ввергнул руководство ХАМАСа в панику. «Неопределенность – их самый большой страх. Когда Аббас распускает палестинский парламент, и на той же неделе самораспускается Кнессет, ХАМАС чувствует неприятности». К тому же Рамалла неоднократно критиковала финансовую помощь Катара. М.Аббас 22 декабря с.г. обвинил Б.Нетаньяху в том, что тот «платит ХАМАСу в Газе за совершение террористических атак на Западном берегу р. Иордан».

Если выборы в новый палестинский законодательный орган все-таки будут назначены через шесть месяцев, руководство ХАМАСа вряд ли захочет, чтобы его воспринимали как движение, которое сложило «оружие джихада» в обмен на катарские деньги с согласия «сионистского врага». В конце концов, если ХАМАС не ведет вооруженную борьбу против Израиля и не считается воинствующей альтернативой ФАТХу, то движение теряет смысл своего существования.

В израильских военно-политических кругах также понимают, что относительное спокойствие может закончиться в любой момент. Источник «Аль-Монитор» в израильском оборонном ведомстве заявил, что Иерусалим предполагает, что ХАМАС готовится к очередному витку массового насилия. Признаки таких планов проявились на встрече, проведенной на этой неделе в Газе с участием представителей всех палестинских группировок. Участники собрания были проинформированы о последних событиях и их попросили быть готовыми к тому, что демонстрации вдоль израильского пограничного забора – которые практически были остановлены в последние недели в рамках соглашения о прекращении огня – могут начаться с применением силы.

Б.Нетаньяху, скорее всего, снова попытается избежать военной операции против Газы. Три месяца до выборов явно не время для подобного рода потрясений. Будучи премьер-министром и министром обороны, вся ответственность лежит на нем, вынуждая его терпеть выпады со стороны ХАМАСа.

Между тем, согласно базирующейся в Лондоне газете «Аль-Араби аль-Джадид», Б.Нетаньяху сообщил ХАМАСу, что он заинтересован в достижении долгосрочного прекращения огня, но сделает это только в апреле 2019 года. Но если ХАМАС решит обострить ситуацию с безопасностью, он должен быть готов к последствиям. 26 декабря с.г. Администрация по координации и связям с сектором Газа предупредила жителей анклава со страницы Гражданской администрации в Facebook: «Армия обороны Израиля не допустит беспорядков вдоль пограничного забора. Мы также хотим, чтобы пятница прошла без потерь среди вас, но это зависит только от вас». Как отмечает израильский обозреватель, сомнительно, чтобы ХАМАС предпочел пойти по мирному пути и подождать до апреля, даже если движение имеет за плечами непростой опыт, согласно которому тактика балансирования на грани войны может закончиться израильской военной операцией с тысячами убитыми и ранеными палестинцами.

Игра исламистов с огнем, скорее всего, продолжится, так как, во-первых, такая тактика позволяет им добиваться своего, а во-вторых, 44% палестинцев (на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа) считают, что вооруженная борьба является наиболее эффективным средством создания палестинского государства рядом с государством Израиль, в то время как 28% рассматривают переговоры как наиболее эффективное средство, а 23% полагают, что ненасильственное сопротивление является наиболее эффективным. Три месяца назад 39% считали переговоры наиболее эффективным средством, а 33% предпочитали вооруженную борьбу как самый действенный способ взаимодействия с Израилем[iii]. Отталкиваясь от этих данных социологического исследования, проведенного в середине декабря с.г., и итогов ноябрьского противостояния с Израилем, логика развития ситуации должна привести руководство ХАМАСа к решению о начале очередной эскалации или инициировании торга по вопросу о требуемом от исламистов (и одновременно не в ущерб им) поведении.

[i] Досрочные выборы в Израиле могут спровоцировать новое насилие в Газе // «Аль-Монитор». 27.12.2018. URL: https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2018/12/israel-palestinians-mahmoud-abbas-benjamin-netanyahu-hamas.html (на англ. яз.)

[ii] Что стоит за решением М.Аббаса о роспуске Палестинского законодательного совета

// Институт Ближнего Востока. 26.12.2018. URL: http://www.iimes.ru/?p=51423

[iii] Опрос общественного мнения № (70) Пресс-релиз // PSR. 18.12.2018. URL:

http://www.pcpsr.org/en/node/738 (на англ. яз.)

 

52.2MB | MySQL:103 | 0,456sec