О перспективах отношений Турции и Израиля в условиях решения США по Сирии

Некогда дружественные турецко-израильские отношения составляли одну из основ ближневосточной политики США. В реалиях сегодняшнего дня, характеризующихся практически не прекращающейся перебранкой президента Турции Р.Т.Эрдогана и главы правительства Израиля Б.Нетаньяху, поочередно обвиняющих друг друга в государственном терроризме, поверить в то, что сотрудничество Анкары и Иерусалима может стать подспорьем для обеспечения американских интересов в регионе, кажется сложным. Однако после решения президента США Д.Трампа вывести американские силы из Сирии такая возможность, кажется, прорабатывается. В пятницу советник президента США по национальной безопасности Дж.Болтон заявил о намерении в следующем месяце посетить две эти страны. Отдельно он подчеркнул, что в центре внимания переговоров будет именно ситуация в САР, понятая Анкарой и Иерусалимом по-разному.

Игра, затеянная американским лидером, спровоцировала множество споров относительно того, что именно побудило его к такому шагу. Однако в самом общем смысле ситуация, которая сложится в САР после ухода американцев, явно выгодна Турции. С Израилем дела обстоят иначе, в связи с чем Вашингтон старательно пытается продемонстрировать то, что от своих обязательств в отношении ближневосточной страны не отказывается. Так, в среду Д.Трамп подтвердил, что Иерусалим будет продолжать получать ежегодную военную помощь в размере 4,5 млрд долларов. Государственный департамент встал на защиту израильских интересов после очередного всплеска напряженности между Израилем и САР в начале недели. Официальный представитель внешнеполитического ведомства США Р.Палладино заявил: «Соединенные Штаты полностью поддерживают право Израиля защищаться от агрессивного авантюризма иранского режима, и мы будем и впредь обеспечивать условия, чтобы Израиль имел военный потенциал для решения этой задачи…Приверженность администрации Трампа и американского народа обеспечению безопасности Израиля является устойчивой и непоколебимой».

Впрочем, здесь стоит все же обратить внимание на некоторые прозвучавшие акценты. Так, не случайно Р.Палладино обратил внимание на «американский народ», часть которого действительно взбунтовалась против решения Д.Трампа. При этом сегмент этот крайне чувствителен для американской политической системы и положения самого президента. После продолжительного периода сдерживания, характеризовавшегося тем, что политика в отношении Иерусалима важнее недоработок на ближневосточном направлении, против президента выступил Американо-израильский комитет по общественным связям AIPAC. Организация выпустила собственное заявление, в котором обратила  внимание на необходимость администрации США «работать с союзниками» для предотвращения усиления влияния Ирана и «Хизбаллы»», а в твиттере сделала несколько перепостов записей сенаторов, также отозвавшихся о намерении критично. Американский еврейский комитет призвал не «уступать землю» Ирану и России. Для этого, с точки зрения организации, президент должен объявить о пересмотре решения.

Пожалуй, еще более опасной кажется для положения президента реакция Фонда защиты демократии (FDD), который оказал серьезное воздействие на борьбу с внешнеполитическим наследием Б.Обамы особенно в части, касающейся СВПД. Его руководитель М.Дубовиц написал в твиттере, обращаясь к Д.Трампу: «Вы только что разрушили свою политику в отношении Ирана, предали так много наших союзников и поддержали так много наших врагов, что я потерял их счет». Вице-президент FDD по исследовательской работе Дж.Шанцер пошел дальше, рассказав о последствиях такого шага для всего спектра отношений с умеренными государствами региона с акцентом на усилении, которое получает Турция. В бесе с Haaretz эксперт подчеркнул, что «большинство лидеров в арабском мире ненавидят Эрдогана, и им больно видеть, как он получает награду после того, как годами позволял террористам проникать в Сирию и Ирак через границы своей страны». Помимо этого Дж.Шанцер обратил внимание на тесное общение двух президентов, в то время как Р.Т.Эрдоган параллельно с этим делал заявления, явно направленные против Израиля. Удивительным образом эта риторика пересекается с реакцией давних критиков Д.Трампа, среди которых экс-главный редактор еженедельника The Standart Б.Кристол, отметивший, что политика, проводимая под лозунгом «сначала Америка» в конечном итоге обернется и против Израиля.

Помимо этого нельзя не отметить, что попытка сближения с Анкарой, сигналом к которой стало решение передать в руки Турции судьбу САР, а особенно тамошних курдов, осложняет работу на еще одном направлении, которая была совсем недавно начата. Во время 5-го саммита Греции, Кипра и Израиля, а также состоявшегося ранее первого заседания стратегического диалога Греции и США было выражено намерение поддержать совместную активность государств в энергетической сфере, а именно газопровод в Европу EastMed. Против этой инициативы открыто выступает турецкая сторона, опасающаяся конкуренции. Собственно именно из-за этого Р.Т.Эрдоган так активизировал антиизраильскую риторику. Параллельно работать на двух направлениях Вашингтон не сможет, а значит, придется выбирать, придать своих партнеров теперь уже в Средиземноморье или признать, что заявление по Сирии было преждевременным и необдуманным.

В целом, очевидно, что примирить позиции Турции и Израиля особенно в условиях решения об уходе из САР у США не получится. Слишком по-разному они смотрят на региональные проблемы. Да и заменить активизацией этих отношений план об установлении прочных отношений между Израилем и умеренными арабскими режимами региона, осложнившийся по нескольким причинам, включая дело Дж.Хашогги, также не получится. На этом фоне становится заметно, что позиция американских еврейских общин и Израиля имеет тенденцию к сближению в том, что касается сирийской проблематики, а это важный сигнал не только в контексте их непростых отношений, но и с учетом влияния еврейского лобби на внутреннюю политику США.

52.24MB | MySQL:103 | 0,513sec