О докладе прокурора Международного уголовного суда по «ситуации в Палестине»

В декабре 2018 года прокурор Международного уголовного суда (МУС) Фату Бенсуда опубликовала свой ежегодный доклад о предварительных проверках, проведенных ее ведомством: в Палестине, Бангладеш/Мьянме, Колумбии, Гвинее, Ираке (в отношении Великобритании), Нигерии, Габоне, Венесуэле, на Украине и Филиппинах. Изучение «ситуации в Палестине» включает в себя рассмотрение предполагаемых преступлений, совершенных в секторе Газа и на Западном берегу р. Иордан, включая Восточный Иерусалим, с июня 2014 года всеми вовлеченными сторонами – израильтянами и палестинцами.

Как отмечается в статье Института исследования национальной безопасности Тель-Авивского университета (INSS) предыдущие доклады МУС о предварительном расследовании в отношении Газы касались только израильской операции «Несокрушимая скала» (2014 года) и преступлений, предположительно совершенных в то время солдатами Армии обороны Израиля и членами палестинских вооруженных групп. Что касается доклада 2018 года, то обвинитель сосредоточил внимание на наиболее серьезных, типичных и задокументированных предполагаемых преступлениях.

Помимо Операции «Несокрушимая скала», в этот отчет включена подробная информация о событиях, произошедших в секторе Газа с 30 марта 2018 года в рамках «Великого марша возвращения». Прокуратура собрала информацию о преступлениях, предположительно совершенных обеими сторонами во время насильственных акций протеста вдоль пограничного забора, и все они требуют дальнейшей оценки. В частности, в докладе говорится, что средства, используемые солдатами ЦАХАЛа против участников демонстраций, привели к гибели более 170 человек и более 19 000 раненых, включая детей, журналистов и медицинских работников. В документе также говорится, что, хотя большинство демонстрантов участвовали в ненасильственных акциях протеста, некоторые приблизились к пограничному забору и совершили насильственные действия, в частности, бросали различные взрывчатые устройства, запускали зажигательные воздушные змеи и воздушные шары в сторону Израиля, а также пытались проникнуть  на израильскую территорию. В докладе упоминается международная комиссия по расследованию, созданная Советом ООН по правам человека для расследования событий и ряда инцидентов с участием военнослужащих ЦАХАЛа.

Кроме того, в докладе говорится об усилении военных действий между Израилем и палестинскими вооруженными группами в Газе в ноябре 2018 года и говорится, что за два дня палестинские группировки выпустили более 400 ракет и минометных снарядов по Израилю, убив, по меньшей мере, одного мирного жителя и ранив десятки других. Отмечается, что атаки ЦАХАЛа были направлены главным образом против палестинских вооруженных групп и их инфраструктуры, но в некоторых случаях приводили к жертвам среди гражданского населения.

Что касается рассмотрения предполагаемых преступлений на Западном берегу р. Иордан и Восточном Иерусалиме основное внимание уделяется вовлеченности израильских властей в поселенческую деятельность, включая конфискацию земель, расширение поселений, строительство жилых домов и объектов инфраструктуры, регуляризацию строительства без необходимого разрешения (отдаленные поселения) и финансовое стимулирование расширения еврейских поселений. Упоминается также участие израильских властей в сносе палестинской собственности и выселении палестинцев из их домов, включая бедуинов и другие общины в «зоне E1» (район Западного берега р. Иордан в муниципальных границах еврейского поселения Маале Адумим, на котором проживает несколько бедуинских племен и расположены силы израильской полиции).

Как отмечается в статье INSS, в отличие от предыдущих, в докладе за 2018 года также упоминается, хотя и без подробностей, информация о других преступлениях, предположительно совершенных израильскими должностными лицами на Западном берегу р. Иордан, которые могут подпадать под определение преступлений против человечности. В частности, согласно докладу, на этих палестинских территориях совершаются преступления апартеида, связанные с преследованиями, перемещением и депортацией гражданских лиц. Преступления против человечности – это преступления, совершенные в рамках широко распространенного или систематического нападения на гражданское население согласно проводимой политике. Если в предыдущем докладе звучали косвенные обвинения в преступлениях апартеида, то в докладе за 2018 год об этих преступлениях говорится напрямую.

Кроме того, в докладе утверждается, что палестинские службы безопасности и разведки на Западном берегу р. Иордан совершили преступления против человечности, применяя пытки в отношении гражданских лиц, находящихся под их контролем в местах содержания. В документе говорится, что эти утверждения требуют дальнейшей оценки, и не дается никаких дополнительных подробностей.

Согласно уставу МУС, одним из условий для начала уголовного преследования является оценка допустимости потенциальных дел на основе двух параметров – комплементарности и серьезности. Что касается серьезности, то в докладе описываются критерии прокуратуры по этому аспекту. По поводу комплементарности дается более подробное объяснение, в котором рассматривается наличие национального расследования или судебного преследования в отношении конкретных дел. Дело в том, что согласно ст. 17 Римского статута (международный договор от 1998 года, который учредил МУС) национальное расследование или преследование превращает разбирательство по делу «неприемлемым» для МУС, если в отношении этого дела ведется или уже было проведено расследование или преследование национальным судом государства, обладающего в отношении его юрисдикцией. Исключение составляют случаи, когда государство «не желает» или «не способно» вести расследование или уголовное преследование. Иными словами, юрисдикция национальных судов упреждает юрисдикцию МУС, если те не ведут расследование дела так, чтобы уберечь обвиняемого от наказания[i].

Как говорится в докладе, на Западном берегу р. Иордан и Восточном Иерусалиме нет никаких признаков каких-либо соответствующих национальных расследований или судебных преследований. Прокурор дает этому объяснение: палестинские власти не могут осуществлять юрисдикцию в отношении израильтян, которые предположительно причастны, в то время как израильское правительство неизменно утверждает, что деятельность, связанная с поселениями, не является незаконной, и Высший суд справедливости (БАГАЦ) постановил, что вопрос государственной политики в отношении поселений не подлежит судебному разбирательству. Это подчеркивает сложность, с которой сталкивается Израиль, т.к. нет возможности использовать принцип комплементарности для блокирования хода рассмотрения дел по поселениям в МУС. Создание поселений было объявлено политикой израильских правительств, согласно утверждению, что это законно, и поэтому нет никаких оснований для расследования. В то же время в докладе указывается, что прокуратура рассмотрела ряд постановлений, вынесенных БАГАЦем в отношении законности некоторых правительственных решений, связанных с деятельностью по созданию поселений. Однако, как отмечается в статье INSS, заявление прокурора об отсутствии национальных расследований не относится к вопросу о комплементарности в отношении других преступлений, совершенных на Западном берегу р. Иордан, но не связанных с еврейскими поселениями, включая преступления, предположительно совершенные палестинцами.

По поводу сектора Газа в докладе указывается, что по имеющейся информации все выявленные инциденты в ходе операции «Несокрушимая скала», связанные с преступлениями солдат ЦАХАЛа, расследовались или находятся под «какой-либо формой следственных действий» со стороны национальной военной юстиции. Однако чтобы соответствовать принципу комплементарности (чтобы дело стало неприемлемым для рассмотрения в МУС), одного факта расследования недостаточно: государство должно стремиться и быть способным провести честное расследование, а не стараться защитить лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Впрочем, в докладе не говорится о подлинности израильской «следственной деятельности».

Что касается предполагаемых преступлений, совершенных палестинскими вооруженными группировками во время операции «Несокрушимая скала», в докладе говорится, что имеющаяся информация не предполагает конфликта юрисдикций между МУС и соответствующими государствами. Другими словами, в данном случае вопрос о комплементарности не возникает, и в этом смысле МУС не лишен возможности осуществлять свою юрисдикцию. Кроме того, нет упоминания о том, подлежит ли  дело по событиям 2018 года на границе между сектором Газа и Израилем рассмотрению в МУС. Как уже упоминалось, в отчете говорится, что оно требует дальнейшего изучения.

Предварительное изучение ситуации в Палестине ведется с начала 2015 года, и в докладе за 2018 год указывается на ряд событий. Во-первых, рассматриваемые события в Газе включают предполагаемые преступления, совершенные во время протестов в рамках «Великого марша возвращения» с конца марта 2018 года, и эскалацию (между Израилем и ХАМАСом) в ноябре 2018 года. Это говорит о том, что предварительная экспертиза в отношении Газы вышла за рамки операции «Несокрушимая скала» и охватывает также предполагаемые преступления, совершенные во время недавних событий. Это говорит о том, что прокуратура готова включить в свое расследование предполагаемые преступления в соответствии с последними обстоятельствами на границе Израиля с Газой.

Во-вторых, в настоящем докладе впервые прямо упоминается о том, хотя и без конкретных подробностей, что расследование ситуации на Западном берегу р. Иордан с особым вниманием к поселениям указывает на наличие преступлений против человечности, совершенных израильтянами, включая преступление апартеида. Также имеются первые упоминания о преступлениях против человечности, совершенных палестинскими властями на Западном берегу р. Иордан. В предыдущих докладах не упоминалось рассмотрение действий палестинских властей в этом районе, за исключением общего заявления в докладе 2016 года, которое касалось утверждений о подстрекательстве к насилию в отношении израильтян со стороны палестинских политических лидеров и групп (также было заявление о предполагаемых насильственных нападениях со стороны палестинцев, которые не были приписаны палестинскому руководству).

Наконец, в докладе отмечается, что прокурор намерен завершить предварительное рассмотрение как можно скорее, и прокуратура имеет достаточно оснований для возбуждения уголовного дела. Дело в том, что предварительная экспертиза обычно проходит в четыре этапа. Согласно настоящему докладу расследование продвинулось от второго этапа, на котором определяется, есть ли разумные основания утверждать, что предполагаемые преступления подпадают под юрисдикцию МУС, до третьего этапа, на котором решается вопрос об условиях приемлемости для МУС потенциальных дел (согласно принципу комплементарности и серьезности).

Если в конце предварительного судебного разбирательства дела будет принято решение о начале расследования, Палата предварительного производства МУС может по просьбе прокурора выдать ордера на арест конкретных лиц, если есть разумные основания полагать, что они совершили преступления в рамках юрисдикции МУС и их арест представляется необходимым. В случае выдачи ордеров на арест, 123 государства-члена МУС, включая все страны Западной Европы, обязаны сотрудничать с Судом и выдавать всех лиц, находящихся на их территории. Поэтому ордера на арест высокопоставленных израильских деятелей окажут существенное влияние и серьезно ограничат их возможность передвижения – и это только на этапе расследования, даже до начала судебного разбирательства. Еще слишком рано оценивать, действительно ли будет проведено расследование в отношении Израиля. Однако в интересах Израиля учитывать такие последствия при принятии решений по вопросам, имеющим отношение к проводимому МУС расследованию, включая проведение собственных реальных судебных разбирательств.

К слову, Россия вышла из-под юрисдикции Международного уголовного суда 16 ноября 2016 года, когда президент Российской Федерации В.В.Путин подписал Распоряжение № 361-рп «О намерении Российской Федерации не стать участником Римского статута Международного уголовного суда»[ii]. Накануне офис прокурора МУС опубликовал отчет о предварительном расследовании событий на Украине. В документе говорится о наличии вооруженного конфликта между Россией и Украиной, многочисленных преступлениях в Крыму и на востоке Украины с конца февраля 2014 года. Если бы Россия признавала юрисдикцию Международного суда, после окончания расследования российским гражданам также могли бы быть предъявлены обвинения.

[i] Принцип комплементарности международного уголовного суда – правильный подход в отношении преступления агрессии? // Naukarus. 2015. URL: http://naukarus.com/printsip-komplementarnosti-mezhdunarodnogo-ugolovnogo-suda-pravilnyy-podhod-v-otnoshenii-prestupleniya-agressii

[ii] Распоряжение Президента Российской Федерации от 16.11.2016 № 361-рп «О намерении Российской Федерации не стать участником Римского статута Международного уголовного суда». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201611160018

52.26MB | MySQL:103 | 0,395sec