О турецко-американских и турецко-саудовских противоречиях, связанных с Сирией

Последние два месяца демонстрируют усиление динамики международных и дипломатических отношений, связанных с Сирией. Двумя индикаторами этого процесса стали процесс восстановления связей с Сирией, затеянный аравийскими монархиями, и сложный комплекс турецко-американских отношений после решения президента США Дональда Трампа о выводе американских войск из САР.   При этом стороны, проигравшие военное сражение за эту важную ближневосточную страну (Турция, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ) пытаются наверстать упущенное, выиграв дипломатическую битву.

Решение президента США о выводе американских военнослужащих из Сирии было с энтузиазмом встречено в Анкаре. При этом турецкое руководство поспешило заявить, что данное решение было принято Д.Трампом после телефонного разговора с президентом Р.Т.Эрдоганом и согласовано с турецкой стороной. Тем более неожиданным стал новый всплеск турецко-американских разногласий, связанный с визитом в Анкару помощника президента США по национальной безопасности Джона Болтона. Болтон, находившийся 5 января в Израиле объявил журналистам, что везет Эрдогану послание американского президента, побуждающее турецкого лидера не предпринимать никаких военных действий против американских союзников из числа «Сил демократической Сирии» (СДС).

Данное заявление послужило основанием для недовольства турецкого лидера. Эрдоган отказался принять Болтона 7 января в Анкаре и тот вынужден был довольствоваться переговорами с его пресс-секретарем Ибрагимом Калыном, считающимся, впрочем, наиболее близким к турецкому лидеру чиновником. Это послужило выразительным контрастом к встречам в Тель-Авиве, где Болтон вел переговоры с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху и министрами-силовиками Израиля. Впрочем, Джон Болтон сделал хорошую мину при плохой игре, заявив, что встреча с турецким президентом не входила в его планы. По окончании переговоров И.Калын сообщил журналистам о том, что передал американскому дипломату две объемистые «красные папки» с описанием «преступлений террористов из РПК, а также усилий, предпринятых Турцией по защите курдов в Сирии и в Ираке».

Сам Эрдоган, выступая по телевидению, осудил высказывания Болтона, сделанные в Израиле. Он, в частности, отметил: «Никто не дождется от нас того, что мы молча проглотим комментарии советника Джона Болтона. Они (американцы) не знают, что из себя представляют PПK и СНС. Они не могут быть представителями наших курдских братьев. Болтон сделал серьезную ошибку». Помимо этого Эрдоган посетовал на то, что Болтон и госсекретарь США Майкл Помпео по-разному интерпретируют обстоятельства предстоящего вывода американских войск из Сирии: «Как случалось и раньше, несмотря на наше ясное соглашение с президентом Трампом, разные голоса стали раздаваться с разных уровней американской администрации. Несмотря на это, взгляды Трампа на Сирию и его решимость к выводу войск остаются дл нас отправной точкой», —  констатировал Эрдоган. Турецкий президент также дал понять, что вооруженные силы Турции обрушатся на вооруженные формирования СДС: «Мы скоро двинемся для того, чтобы сокрушить «Исламское государство» (запрещено в России – авт.) в Сирии, и если другие террористы попытаются вмешаться, тогда свернуть им шею будет нашей обязанностью».

Однако, несмотря на такие угрожающие заявления Эрдогана, по сообщению источника в Министерстве иностранных дел Турции, высказанному в интервью порталу Middle East Eye, турки будут координировать свои действия с американцами и готовы рассмотреть все имеющиеся возможности. «Мы не можем планировать что-либо в Сирии, не увидев прежде американских планов», — сказал турецкий дипломат, пожелавший остаться анонимным. По его мнению, Анкара согласится на создание буферной зоны по периметру своих границ, которая будет гарантировать турецкую безопасность, оставив большие населенные пункты сирийским курдам.

На том же портале Middle East Eye опубликована статья Дэвида Херста, касающаяся подоплеки усилий монархий Персидского залива по восстановлению отношений с Сирией. По мнению британского журналиста, Саудовская Аравия, ОАЭ и Египет при одобрении со стороны Израиля разработали план по возвращению Сирии в Лигу арабских государств (ЛАГ) и восстановлению сотрудничества с этой страной для минимизации влияния Турции и Ирана. По информации журналиста, в ноябре 2018 года в столице Бахрейна состоялась встреча руководителей спецслужб четырех стран, включая директора «Моссад» Йоси Коэна, на которой было принято решение о нормализации отношений с Сирией. Встреча была также посвящена выработке плана действий в связи с охлаждением отношений между КСА и США после обвинения наследного принца Мухаммеда бен Сальмана (МБС) в организации убийства журналиста Джамаля Хашогги. Дональд Трамп до конца помогал Мухаммеду бен Сальману, которого ЦРУ США и члены Сената обвинил в данном политическом убийстве, однако по информации одного из чиновников Госдепартамента, «Трамп сделал для своего саудовского союзника все и не сможет сделать больше». Нелегкую миссию по улаживанию осложнившихся в результате дела Хашогги американо-саудовских отношений взял на себя наследный принц Абу-Даби Мухаммед бен Заид. Вначале он содействовал примирению между МБС и его отцом, королем Сальманом, который впал в бешенство, когда узнал, что его сын стоял за убийством Хашогги. Напомним, что Мухаммед бен Сальман не был допущен на встречу Мухаммеда бен Заида с королем Сальманом, состоявшуюся в ноябре прошлого года. Затем, когда директор ЦРУ Джина Хаспел представила некоторым членам Конгресса доказательства причастности МБС к убийству Хашогги, фактический правитель ОАЭ направил в Вашингтон своего брата и помощника по национальной безопасности Тахнуна бен Заида, однако Д.Хаспел отказалась его принять. Тогда он направил в США своего сына Халеда. Встреча последнего с директором ЦРУ была согласована, но по каким-то причинам не состоялась. Уже в декабре Мухаммед бен Заид встретился с Джоном Болтоном, побуждая его более активно помогать Мухаммеду бен Сальману.

Что касается сирийского направления, то главной заботой аравийских монархий является перспектива усиления в Сирии Ирана и, особенно, Турции. В ходе встречи руководителей спецслужб четырех стран Йоси Коэн сказал: «Иранская власть хрупка, настоящая угроза исходит от Турции». Что же касается Ирана, то, по мнению Дэвида Херста, аравийские монархи не надеются на то, что Башар Асад разорвет связи с ИРИ, но призывают его использовать иранцев, а не быть использованным ими. Д.Херст пишет: «Послание саудитов и их союзников к Асаду состоит в следующем: «Вернись по крайней мере к той политике, которую проводил по отношению к иранцам твой отец. Будь их равноправным партнером, а не марионеткой». В декабре мы стали свидетелями нескольких дипломатических демаршей арабских государств, направленных на восстановление отношений с САР. 16 декабря произошел официальный визит в Дамаск президента Судана Омара аль-Башира. 24 декабря в Дамаске негласно побывал заместитель руководителя разведки ОАЭ Али аш-Шамси. 27 декабря правительство ОАЭ объявило о восстановлении дипломатических отношений с САР и скором открытии посольства в Дамаске. С аналогичным заявлением выступили и власти Бахрейна, государства, являющегося в политическом отношении сателлитом КСА. 30 декабря секретарь Совета Безопасности САР, генерал Али Мамлюк посетил Египет, где провел переговоры со своими коллегами. Это не первый визит А.Мамлюка в Каир с 2014 года. В то же время, если его предыдущие поездки осуществлялись в тайне, то нынешняя прошла публично, при освещении СМИ. В ходе переговоров было объявлено о скором восстановлении отношений между АРЕ и САР в полном объеме. При этом египтяне акцентировали внимание на том, что основная угроза безопасности Сирии и Египта исходит от Турции, Катара и движения «Братьев-мусульман». Дэвид Херст уверен в том, что не только консервативные монархии Персидского залива, но и Израиль ведет диалог с Сирией по секретным каналам. В случае Израиля это группа сирийских бизнесменов из числа алавитов и христиан.  Одновременно Саудовская Аравия и ее союзники  пытаются нейтрализовать турецкое влияние на суннитов Ирака. 17 декабря 2018 года спикер парламента Ирака Мухаммед аль-Халбуси посетил с визитом Саудовскую Аравию. В ходе его встречи с  доверенным лицом Мухаммеда бен Сальмана, министром Саудовской Аравии по делам ССАГПЗ Тамером ас-Сабханом последний убеждал иракских суннитов из коалиции «Аль-Халь» минимизировать или совсем разорвать связи с Турцией, обещая в этом случае оказать существенную помощь суннитским провинциям, пострадавшим от боевых действий против ИГ.

В случае, если данный тренд будет продолжаться, можно будет говорить о складывании на Ближнем Востоке двух больших коалиций, в одну из которых входят Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет и Бахрейн при негласном  сотрудничестве с Израилем, а в другую – Иран, Турция и Катар. При этом Анкара и Тегеран постараются поделить регион на сферы влияния. При подобном разделе Иран приобретет преобладающее влияние на шиитов региона, а Турция – на суннитов. Саудовская Аравия в свою очередь будет всячески препятствовать такому развитию событий.

52.2MB | MySQL:103 | 0,627sec