Ситуация в Алжире: декабрь 2018 г.

2 декабря наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман прибыл с визитом в Алжир. Этот визит осуществлялся в рамках первого зарубежного турне кронпринца после того, как 2 октября в саудовском генконсульстве в Стамбуле был убит журналист Джамаль Хашогги. Прибытие кронпринца вызвало волну критики со стороны алжирских интеллектуалов и видных политиков.

Как отмечалось в коммюнике канцелярии президента АНДР, двухдневный официальный визит осуществляется «в рамках братских и тесных отношений между двумя странами». «Этот визит должен придать новый импульс двустороннему сотрудничеству и реализации совместных экономических и торговых проектов», — отмечалось в документе.

На 3 декабря планировалась встреча между президентом АНДР Абдельазизом Бутефликой и Мухаммедом бен Сальманом, однако она была отменена из-за «острого гриппа» у первого из них.

Состояние здоровья главы АНДР регулярно является темой многочисленных спекуляций после того, как в 2013 году он пережил микроинсульт.

В феврале 2017 г. в последнюю минуту был отменен визит канцлера ФРГ Ангелы Меркель из-за «острого бронхита» у президента Алжира.

3 декабря наследного принца Саудовской Аравии принял премьер-министр Алжира Ахмед Уяхья.

5–6 декабря Алжир принял участие в работе «начального круглого стола», прошедшего в Женеве. В нем кроме АНДР участвовали Марокко, Мавритания и Фронт ПОЛИСАРИО. Инициатором этого мероприятия выступила ООН в лице ее эмиссара в Западной Сахаре Хорста Кехлера. Как подчеркивалось в приглашениях, направленных участникам «круглого стола» в октябре, «настало время открыть новую главу в политическом урегулировании» западносахарской проблемы, возникшей после ухода из региона Испании.

Как сообщили в ООН, целью встречи в Женеве было возобновление прямых переговоров между сторонами конфликта, которые не ведутся с 2012 года, с тем, чтобы найти «справедливое, долгосрочное и взаимно приемлемое решение (западносахарского конфликта – авт.), которое позволит привести с самоопределению народа Западной Сахары». Понятно, что такая формулировка полностью устроила Алжир и Фронт ПОЛИСАРИО, однако она никак не могла удовлетворить Марокко.

В информационном сообщении ООН порядок дня «круглого стола» никак не обозначался. Предлагавшиеся к обсуждению вопросы обозначались как «текущая ситуация, региональная интеграция, будущие этапы политического процесса». Подход ООН к встрече в Женеве был следующим – без излишнего давления и без излишних ожиданий.

Базирующийся на территории Алжира сепаратистский Фронт ПОЛИСАИО предлагает в качестве решения проблемы проведение под эгидой ООН референдума о самоопределении сахарских провинций, Марокко настаивает на предоставлении им самой широкой автономии в рамках королевства. Рабат контролирует 80% территории Западной Сахары, площадь которой составляет 266 тысяч кв. км. Природные богатства сахарских провинций – 1100 км береговой полосы, биоресурсы прилегающей части Атлантического океана и фосфаты.

Лагеря Фронта ПОЛИСАРИО находятся на крайнем юге Алжира близ г.Тиндуф. В отсутствие точной статистики считается, что там могут проживать от 100 до 200 тысяч человек.

Марокко отгородило контролируемую им территорию т.н. «марокканской стеной» – фортификационным сооружением протяженностью 2700 км. Буферную зону вне стены контролируют наблюдатели из Миссии ООН в Западной Сахаре (Minurso), развернутой там в 1991 г., когда в регионе был установлен режим прекращения огня. По оценкам наблюдателей ООН, ситуация в регионе в целом остается спокойной, несмотря на инциденты, имевшие место в начале 2018 г.

В Алжире и руководстве Фронта ПОЛИСАРИО расценили недавнее сокращение (по инициативе США) срока действия мандата Minurso с обычных 12 до 6 месяцев как поддержку новой «динамики», приданной процессу западносахарского урегулирования с приходом Х.Кехлера на пост эмиссара ООН в Западной Сахаре.

Алжир изначально уведомил, что на переговорах в Женеве будет считать себя наблюдателем «в качестве соседнего государства». В то же время в Рабате Алжир считают участником западносахарского конфликта. Рабат в ноябре 2018 г. предложил Алжиру создать «механизм диалога» для нормализации отношений между ними. Алжир прямо не ответил на это предложение, однако формально потребовал скорейшего созыва Совета министров иностранных дел пяти стран – участниц Союза арабского Магриба (САМ) с тем, чтобы реанимировать эту организацию, парализованную из-за противоречий между двумя соседями.

Накануне встречи в Женеве ее участники оставались на своих традиционных позициях, не забывая при этом упоминать их «добрую волю». Что касается генсека ООН Антониу Гутерриша, то он 4 декабря предложил участникам встречи в Женеве подойти к переговорам «с доброй волей, без предварительных условий и с конструктивным духом».

Делегацию Марокко на встрече в Женеве возглавлял министр иностранных дел королевства Насер Бурита.

По итогам встречи в Женеве Х.Кехлер заявил, что «мирное решение» западносахарского конфликта «возможно». Впрочем, а что другое он мог бы  сказать, исходя из его должности? По его оценке, никто не выиграет от сохранения существующего статус-кво. Он же сообщил, что новая встреча в таком же формате должна пройти в первом квартале 2019г.

Со своей стороны Н.Бурита следующим образом изложил позицию Марокко: «Самоопределение – это одно дело, референдум – другое. К самоопределению приходят через переговоры. Референдум не стоит в повестке дня». Он же сообщил, что его страна «не готова участвовать в бесконечных переговорах».

Со своей стороны возглавлявший делегацию Фронта ПОЛИСАРИО спикер сахарского «парламента» Катри Аддухси по итогам переговоров вновь потребовал реализации права на самоопределение для сахарцев.

8 декабря в Оране состоялась церемония причисления к лику святых 19 христианских священнослужителей двух полов, убитых в ходе внутриалжирского противостояния в 90-х годах прошлого столетия. Такая церемония впервые была проведена на территории мусульманской страны. Среди причисленных к лику святых – 7 монахов монастыря траппистского ордена в Тибеирине, убитых в 1996 г. В церемонии, проходившей при повышенных мерах безопасности, приняли участие около 1200 человек, в том числе несколько сотен, прибывших из зарубежных стран, а также мусульманские религиозные деятели из Орана.

19 священнослужителей – 15 французов, 2 испанки, бельгиец и мальтийка – представлявших 8 конгрегаций католической церкви, были убиты в период с 1994 по 1996 годы. Всех их объединяло одно — несмотря на внутриалжирское противостояние и связанные с ним опасности, они в свое время отказались покинуть Алжир.

27 декабря А.Бутефлика в ходе заседания Совета министров подписал бюджет на 2019 г. – последний в ходе действия его 4-го президентского мандата. За несколько месяцев до предстоящих президентских выборов вокруг них сохраняется главная интрига – будет ли А.Бутефлика вновь баллотироваться на избрание? Ранее, 15 ноября, проект закона о бюджете на 2019 г. одобрили депутаты парламента. Его отличительные особенности – отсутствие новых налогов и сохранение на высоком уровне социальных расходов.

Документ предусматривает доходы в 48,3 млрд евро. Дефицит бюджета – около 15 млрд евро, что на 3,9% меньше аналогичного показателя 2018 г. Ожидается, что показатель экономического роста составит 2,9%, инфляция – 4,5%. Дефицит бюджета предполагается покрыть за счет валютных резервов. До падения цен на нефть в 2014 г. они составляли 170 млрд евро, по итогам 2019 года они составят 54 млрд евро.

13 декабря франко-алжирец Галеб Беншейх был избран председателем Фонда французского ислама (La Fondation de l`islam de France, FIF) – светской организации, призванной знакомить французов с религией и мусульманской цивилизацией. 58-летний новый глава FIF – физик по профессии, пользуется репутацией теолога–реформатора. Он является ведущим двух программ об исламе на телеканалах France culture и France Televisions. За его кандидатуру проголосовали 10 из 11 членов Административного совета FIF. Г.Беншейх — сын Аббаса Беншейха аль-Хосина, бывшего ректором Большой мечети Парижа в период с 1982 по 1989 гг.

FIF был создан летом 2016 г., некоторое время спустя после терактов 2015 г. Первоначально его возглавил бывший министр обороны и внутренних дел Жан-Пьер Шевенман.

В декабре стало известно, что в 2019 году на территории Южного военного округа РФ пройдут российско-алжирские учения подразделений Сухопутных войск. Состав войск с двух сторон не объявлялся, однако известно, что учения будут носить миротворческий характер. На территории России такие маневры будут проводиться впервые.

52.2MB | MySQL:103 | 0,481sec