Марокко активизирует экономическую экспансию а Африку

С тех пор, как Марокко в январе 2017 года на саммите Африканского союза (АС)  вернулось в состав панафриканской организации, Рабат начал планомерно усиливать свое влияние практически во всех структурах этой организации с синхронным наращиванием своей экономической экспансии на континенте. Несмотря на разногласия с АС по вопросу о статусе спорной Западной Сахары,  возвращение Марокко свидетельствует о том, что Рабат осуществляет стратегический сдвиг, выходя за рамки обеспечения своих геополитических интересов и сосредоточивая внимание на экономическом влиянии в Африке. 13 октября прошлого года марокканский король Мухаммед VI  анонсировал перед парламентом создание Министерства по африканским делам, что, по оценке экспертов, означает старт кардинальной перестройки всей внешнеполитической деятельности на африканском  континенте. Мухаммед VI при этом  стремится четко разделить собственно традиционную дипломатию  и т.н. «экономическую», которую он жестко подмял под себя через свой персональный холдинг SNI. При этом основными задачами нового министерства стала активизация участия королевства в различных региональных образованиях. Новый министр будет отчитываться исключительно только перед королем, а само министерство уже получило среди политологов условное название «министерство по эксклюзивным делам», поскольку оно призвано разрешать самые различные «щекотливые» проблемы участия марокканцев в «черных» частях Африки. Король не только курирует работу нового органа, но всячески лично участвует в рамках выполняемых им задач, в том числе посредством неформальных контактов с рядом знаковых африканских лидеров, таких как президенты Руанды Поль Кагаме и Габона  Али Бонго. При этом Мухаммед VI старается сделать такого рода контакты в максимальной степени независимыми от дипломатических баталий в рамках реанимации Марокко в структурах АС и  процедур вступления в региональное образование ЭКОВАС (тормозится в настоящее время позицией нигерийских профсоюзов, которые опасаются притока квалифицированных кадров из королевства, а также угрозами возрастания темпов незаконной миграции из стран содружества через Марокко в ЕС). Таким образом, налицо переход внешней политики Рабата от идеи своего доминирования чисто в арабском сегменте Африки к более масштабной своей вовлеченности во все африканские дела.     На фоне всех этих манипуляций и трансформаций на внешнеполитическом треке на африканском направлении перед королем встала проблема реализации его экономической стратегии по усилению  позиций королевства в Африке, которую он обозначил во время своего африканского турне в прошлом году. При этом на сегодня по результатам проведенного по личному указанию марокканского монарха внутреннего аудита выяснилось, что представляемые правительством  успехи на африканском рынке в странах южнее Сахары расходятся с реальным положением вещей. Это касается прежде всего провала проектов по строительству марокканским фосфатным гигантом ОСР  трех заводов с уровнем инвестиций по 2 млрд каждый в Нигерии, Габоне и Эфиопии. Позднее выяснилось, что строительство фактически и не начиналось. В Габоне нет соответствующих энергетических мощностей, правительство Нигерии отложило практическую проработку на неопределенный срок, и некоторый прогресс наблюдается только в Эфиопии. В этой связи Рабат принял решение в условиях жесткой конкуренции за экономические рынки Тропической Африки с ЮАР усилить экспансию своего  банковского капитала. Предполагается, что расширение марокканских банков по всей Африке позволит марокканским предприятиям инвестировать и лучше интегрироваться на континенте, получая преимущественный доступ на рынки. Экономическая интеграция Марокко с африканскими странами, включая текущие переговоры по соглашению о свободной торговле, в свою очередь, привлечет иностранных производителей  в рамках увеличения инвестиций в самом Марокко. Такой сценарий является для Рабата в настоящее время приоритетным  в рамках решения проблемы высокого уровня внутренней безработицы с целью обеспечения стабильности. По оценкам американских экспертов, на сегодня во многих странах Африки к югу от Сахары появляется новый источник прямых иностранных инвестиций в лице марокканских банковского капитала. Отчасти благодаря быстрым и решительным реформам в 2011 году Марокко в значительной степени избежало турбулентности «арабской весны», которая потрясла другие части арабского мира в Северной Африке и на Ближнем Востоке. А в последние годы устойчивый рост в обрабатывающей промышленности, туризме и энергетике, а также быстро растущий финансовый сектор способствовали развитию очень сильной по региональным меркам марокканской экономики. Поскольку давно доминирующие в Африке европейские банки постепенно уходят с континента, Марокко использует свою новообретенную финансовую мощь для проецирования власти по всему континенту с явными амбициями трансформации в среднесрочной перспективе еще в одного мощного регионального тяжеловеса. Банки Марокко в настоящее время активно продвигаются по всей Африке и  имеют филиалы и доли в более чем 20 африканских странах. В то время как большинство из этих дочерних компаний находятся в Западной Африке, покупка Barclays Egypt в 2016 году крупнейшим банком Марокко Attijariwafa сигнализировала о намерении марокканских банков расширить свою экспансию по всему континенту. С тех пор марокканские банки участвуют в приобретениях даже на островах Маврикий и Мадагаскар. Представители нескольких марокканских банков, в том числе второго по величине кредитора страны по активам Banque Centrale Populaire, также сообщили о планах проникновения в финансовый сектор восточноафриканских стран, таких как Руанда, Кения и даже тщательно охраняемой в финансовом отношении Эфиопии. По мере углубления интеграции марокканских банков в масштабах всей Африки они выступают в качестве первопроходцев для крупных и средних марокканских компаний, которые также стремятся использовать возможности на перспективных африканских рынках. Ранее в этом году Maroc Telecom сообщила о ежегодном увеличении базы пользователей на 9,7% до 60 млн человек, все из которых распределены по полудюжине стран Центральной и Западной Африки. Марокканский король Мухаммед VI недавно подписал соглашение с президентом Нигерии Мухаммаду Бухари о строительстве газопровода, который будет проходить через береговую линию между Нигерией и Марокко. Марокко также рассматривает проект серьезных инвестиций  в модернизацию перегруженного порта в Джибути, с тем чтобы иметь возможность осуществлять регулярные экспортные поставки фосфорной кислоты. Одновременно в этих же целях марокканцы сейчас ведут активные переговоры с Асмэрой на предмет реализации аналогичных проектов, что стало возможным после начала нормализации отношений между Эритреей и Эфиопие.

Марокко в значительной степени избежало глобальной великой рецессии, поскольку у него была лишь минимальная интеграция с международными финансовыми рынками. Но экономическое замедление Еврозоны в последние годы заморозило недиверсифицированный экспортный сектор королевства, который был в значительной степени ориентировался именно на страны ЕС. Это обстоятельство вынудило Рабат  пересматривать свою финансовую политику в целях диверсификации своих доходов. Африка к югу от Сахары с ее стремительно растущим населением, растущим средним классом и географической близостью в этой связи представляет собой идеальную возможность для этого. Марокко также намерено стать важным логистическим связующим звеном между Европой и Африкой. В частности, недавние торговые войны, связанные с повышением тарифов и экономической стагнацией развивающихся стран, начали угрожать нынешнему уровню экспорта автомобилей, и автомобильные компании ЕС надеются, что экономическая интеграция Марокко с Африкой к югу от Сахары послужит плацдармом для создания новых рынков. Французские и итальянские автопроизводители Renault, PSA Group и Fiat уже имеют заводы в Марокко. Даже китайский автопроизводитель BYD при поддержке  американского инвестора Уоррена Баффета строит завод по производству автомобилей в городе Танжер. Марокко, со своей стороны, планомерно создает выгодный инвестиционный климат, предлагая пять лет арендной амнистии  и налоговые льготы в обмен на создание новых заводов. Одновременно Рабат связывает свои надежды по дальнейшей экономической экспансии на континенте с реализацией проекта  африканского континентального соглашения о свободной торговле. В марте прошлого года делегация Марокко вместе с представителями 44 других африканских стран приняла участие в церемонии подписания этого соглашения в Кигали, но прежде чем оно вступит в силу, его условия должны будут ратифицировать еще, как минимум, 22 страны.

На сегодня, европейские банки выводят свои активы из Африки по таким причинам, как ужесточение системы регулирования в отношении активов с высокой степенью риска и падение цен на сырьевые товары, что уже негативно сказалось на экономике ряда африканских стран. Напротив, марокканские банки проявляют повышенный интерес к Африке — и демонстрируют коррелятивную большую склонность к риску, приобретая низкокачественные внутренние суверенные облигации в странах, которые полагаются исключительно на экспорт сырьевых товаров. Такое поведение можно отчасти объяснить высоко конкурентным внутренним рынком Марокко, который предоставляет мало возможностей для роста амбициозным банкам королевства. На сегодня Марокко занимает третье место по объемам экспансии банковских капиталов в Африке (около 5 млрд долларов), уступая только соответственно КНР (35 млрд.) и ОАЭ (11 млрд.). Тем не менее, в докладе рейтингового агентства Fitch за 2017 год подчеркивается реальность того, что стремление марокканских банков инвестировать в африканские страны, их низкий уровень капитализации и  слабое качество активов делают их особенно восприимчивыми к возможной экономической волатильности. В настоящее время почти треть общей прибыли, получаемой марокканскими банками, поступает от филиалов по всей Африке. Даже если внутренние рынки капитала Марокко останутся сильными, а государственный долг — низким, любая будущая рецессия, которая повлияет на экономику Африки, приведет к значительным убыткам для банков и поставит Марокко в гораздо менее комфортное положение, чем десять лет назад. Еще одним препятствием на пути Марокко к достижению своей цели завоевания международного влияния является рост безработицы в стране, особенно среди молодых граждан. Уровень безработицы среди молодежи Марокко составляет 27%, что почти втрое превышает общенациональный уровень. И как бы привлекательной ни была быстрая трансграничная экспансия банков и телекоммуникаций для марокканского правительства, эти инвестиции за рубежом не имеют прямых выгод для молодых марокканцев, ищущих работу здесь и сейчас. Эта проблема на сегодня является основной для сохранения социальной стабильности в королевстве. И власти в общем-то признают настоятельную необходимость включения проблемы безработной молодежи в приоритет своей повестки дня в области развития. В рамках этого  в последние годы они сократили энергетические субсидии, с тем чтобы направить высвобождаемые  средства бюджета на расширение занятости. Но если Рабат будет не в состоянии добиться значительного прогресса в этой области и ослабить риски потенциальных беспорядков, ему, возможно, придется поставить свои более амбициозные цели континентальной экспансии на второй план в пользу  решения сохранения проблемы внутренней стабильности.

52.24MB | MySQL:103 | 0,561sec