Проблемы и перспективы взаимодействия Ирана и ЕАЭС

5 января в иранский парламент был представлен проект временного соглашения о создании зоны свободной торговли между Исламской Республикой Иран и государствами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), подписанного 17 мая в Казахстане.  На сегодняшний день соглашение уже одобрено Министерством промышленности, горнодобывающей промышленности и торговли.

6 декабря 2018 г. лидеры ЕАЭС подписали пакет документов по итогам работы Высшего евразийского экономического совета, среди которых бюджет союза на 2019 год и решения об общих рынках нефти и газа. Всего было подписано 18 документов. Среди них было решение «О вступлении в силу Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между ЕАЭС и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой, от 17 мая 2018 года». Соглашение позволит  торгующим сторонам снизить или устранить экспортные тарифы в двусторонней торговле.

Армения – единственная страна ЕАЭС, имеющая непосредственную сухопутную границу с ИРИ, которая является одним из главных направлений для Армении, учитывая ее сложное геополитическое положение. Неслучайно именно Ереван инициировал подписание договора с Ираном о создании зоны свободной торговли и преференциальной торговли. Правительство Армении 20 декабря прошлого года одобрило договор о свободной торговле между Ираном и ЕАЭС, которое было заключено на 3 года, после чего должно быть достигнуто окончательное соглашение. Через год после ратифицирования временного соглашения планируется начать новый этап переговоров по достижению постоянного соглашения, которое, как ожидается, будет выработано к 2020 году. В случае провала переговоров стороны могут договориться о продлении срока действия временного соглашения с добавлением к нему приложений.

Достижение соглашения с ЕАЭС в Иране оценивается крайне положительно, однако, с иранской стороны за прошедшие восемь месяцев не было предпринято никаких действий, как, например, внедрение системы кодирования HS или изменение стоимости декларации об экспорте товаров со стороны таможенной службы. Одним из целесообразных способов облегчения и ускорения развития торговли является делегирование полномочий ряда министерств администрации приграничных провинций, и выйти из состояния централизации власти. Такое делегирование полномочий может быть эффективным и действенным при непосредственном руководстве соответствующих министерств. Так, например, таможня провинции Гилян, имеющая компетентный персонал в отношениях с прикаспийскими государствами, особенно с Россией, обладает полномочиями брать на себя ответственность исполнительного органа по выполнению той или иной операции, определенной в общем регламенте Договора о Евразийском таможенном союзе от имени таможни Ирана и под ее надзором.

Россия, на долю которой приходится 84% валового внутреннего продукта союза, является ведущим членом ЕАЭС. Иран, ставший геополитическим партнером России в последние годы, теперь планирует также  стать стратегическим и экономическим партнером Москвы. После выхода США из ядерного соглашения и введения новых экономических санкций Иран поставил Россию во главе своей экономической дипломатии, с целью укрепить экономические связи с ней. По этой причине Иран пытается увеличить свой не нефтяной экспорт в Россию.

Тем не менее, чтобы превратить Россию в геоэкономического партнера в частности и стать близким деловым союзником ЕАЭС в целом, Иран сталкивается со сложным и длительным процессом. Согласно статистике внешней торговли страны за март-ноябрь 2018 года, экспорт в страны-члены союза составил 236,3 млн долларов. За тот же период Иран импортировал из этих стран товаров на сумму 807 млн долларов, из которых 723 млн долларов пришлось на долю России. Страны-члены ЕАЭС являлись пунктом назначения 1% от общего объема экспорта Ирана, тогда как на их долю приходилось 3% от общего объема импорта Ирана.

Россия была 22-м экспортным партнером Ирана, занимая при этом 9 место в списке стран, из которых Иран импортировал товары. Импорт из России также продемонстрировал 76-процентный рост по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Иран также удвоил импорт из стран-членов ЕАЭС. Кроме того, Россия была ключевым рынком для иранских товаров. Из 1% доли ЕАЭС в общем объеме экспорта Ирана Россия заняла 49%.

56 % иранской нефти предназначено для его соседей. Тем не менее, трое из этих соседей, входя в ЕАЭС, поддерживают сравнительно низкую долю в общем объеме внешней торговли Ирана. Кроме того, несмотря на лидерство РФ в ЕАЭС, в торговле России с Ираном за последнее десятилетие не наблюдалось значительного роста (21 марта 2008 г. — 20 марта 2018 г.). За тот же период торговля Афганистана с Ираном, например, удвоилась. Эти цифры указывают на то, что торговое соглашение между Ираном и ЕАЭС является лишь первым шагом на сложном пути двусторонней торговли.

С другой стороны, Иран также делает все возможное, чтобы сыграть важную роль в транспортном коридоре Север-Юг и стать связующим звеном между двумя гигантскими региональными экономиками, а именно Россией и Индией, и продолжать развивать связи со странами на севере и юге Евразийского региона. Осознавая свое геоэкономическое положение, Иран также готовит почву для того, чтобы стать главным посредником в экономических отношениях между Индией и ЕАЭС. Иран, Индия и Россия следуют общим интересам в реализации крупного проекта международного транспортного коридора. По словам иранских чиновников, российская сторона уже выделили 3 млрд евро (3,4 мдрд долларов) на продвижение проекта строительства железной дороги. Нью-Дели взял на себя обязательство выделить 500 млн долларов на развитие иранского стратегического порта Чабахар. Сейчас порт также освобожден от санкций США. Другой партнер проекта — Азербайджан — одобрил выделение 500 млн долларов в железную дорогу Решт-Астара, и это произойдет до запуска в ближайшие месяцы ключевого железнодорожного направления Казвин-Решт. Благодаря этим  шагам, предпринимаемым один за другим, реализация стратегического транспортного коридора, кажется, уже не за горами и, когда он откроется, ожидается, что он значительно увеличит объем торговли Иран-Россия и Иран-ЕАЭС.

На сегодняшний день Иран и Индия ведут переговоры вокруг соглашения о преференциальной торговле. Если между Индией и ЕАЭС будет достигнуто соглашение, то Иран получит новые возможности для дальнейшего расширения связей со странами-членами ЕАЭС и улучшения своего геоэкономического статуса за счет содействия российско-индийскому взаимодействию в качестве страны-транзитера.

На макроэкономическом уровне соглашение Ирана с ЕАЭС, его усилия по ускорению проекта транспортного коридор Север-Юг и его особое внимание на развитие порта Чабахар подпадают под общий подход Ирана к северной и восточной стратегии. В результате выхода Вашингтона из СВПД Иран направил свои усилия на расширение связей с Россией, Индией и Китаем. Для Ирана, который станет геоэкономическим партнером России и ЕАЭС, этот процесс не может быть завершен в одночасье. Однако, оценивая дальнейшие перспективы северного и восточного направления, Тегеран не прекратит наращивать усилия по достижению своих целей.

Иранские СМИ и официальные лица в свою очередь уверяют своих граждан и мировое сообщество, что учитывая вышеперечисленные преимущества, Иран в состоянии преодолеть санкции США и ущерб от выхода Вашингтона из СВПД. Имея 15 соседних стран, Иран обладает стратегической и геополитической позицией, а благодаря своим железнодорожным и автомобильным коридорам он играет ключевую роль в связывании экономик этих стран. При квалифицированном управлении целевыми рынками, развитии торговли и транзитных связей с соседними странами, Иран может не только развивать свою экономику и бизнес-сферу, но и в дальнейшем увеличить политическую роль страны в принятии региональных решений.

Чрезмерная зависимость экономики ИРИ от нефтяных доходов нанесла ущерб стране во время действия инициированных США санкций. В связи с этим иранские ученые провели глубокое исследование экономики сопротивления (декларированная экономическая стратегия Ирана в условиях санкций) с учетом всех научных данных. В результате были внесены изменения в Статью 10 Закона об экономике сопротивления. Среди его пунктов:

— Упрощение правил и расширение стимулов экспорта.

— Расширение внешнеторговых и транзитных услуг и инфраструктуры.

— Поощрение иностранных инвестиций для экспорта.

— Планирование национального производства с учетом потребностей экспорта, формирование новых рынков и диверсификация экономических связей, особенно со странами региона.

— Использование механизма биржевых сделок для облегчения обмена по мере необходимости.

— Стабилизация процедур и правил, касающихся экспорта, с целью устойчивого расширения доли Ирана на целевых рынках.

Как можно заметить, в Статье 10 экономики сопротивления акцент был сделан на всестороннюю ориентацию на экспорт товаров и услуг, а не на импорт. Но мер, принятых для реализации этой политики, не было. Дешевый импорт страны сконцентрирован в руках определенных кругов, которые даже иранские СМИ называют «мафией», а бизнесмены, которые хотят заниматься экспортом, сталкиваются с большими сложностями – затраты на маркетинг, оплата перевозок и пр., а  доходы от экспорта в иностранной валюте в системе вторичного рынка валюты НИМА никак не поощряются государством. Правительство предлагает экспортерам также реализовать часть своих валютных доходов путем импорта товаров, однако, несмотря на наличие соответствующего указа, министерства промышленности и торговли и сельскохозяйственного джихада отказались регистрировать заказы товаров, запрошенных экспортерами для импорта под разными предлогами.

Для стимулирования иностранных инвестиций на экспорт Исламская Республика намерена использовать свои свободные экономические зоны, а также инфраструктуру. В качестве примеров можно привести ряд стран-членов того же ЕАЭС. Беларусь является членом Евразийского таможенного союза с 9 особыми экономическими зонами  и при полной поддержке правительства, устранении барьеров и невмешательстве налоговых органов, ей удалось достичь товарооборота с Россией в 2017 году в 30 млрд долларов. Помимо ЗСТ и привилегий Таможенного союза, Беларусь привлекла еще и немало иностранных инвестиций, что способствовало увеличению ее товарооборота с Россией. Казахстан также достиг товарооборота с Россией в 16 млрд долларов. Объем товарооборота ИРИ с Россией в этом году составил всего 1 млрд 707 млн долларов. Поэтому поддержка правительством свободных зон Энзели и Чабахар, являющихся фундаментальными и стратегическими позициями в развитии экспорта и привлечении инвестиций, должно быть важной и приоритетной задачей властей. В настоящее время на ирано-армянской границе уже действует ЗСТ Арас и Мегри, однако по-настоящему значимых стратегических успехов эти зоны не являют. Иранская сторона, устами как официальных лиц, так и представителей бизнеса, перманентно призывают армянских коллег к более активному участию в деятельности экономических проектов, на фоне того, что в иранских ЗСТ уже очень успешно оперируют азербайджанские и турецкие предприниматели, что противоречит как интересам Армении в частности, так и ЕАЭС в целом. Отчасти проблема заключается в недостаточной интеграции Ирана в структура ЕАЭС. И расширение взаимодействия Тегерана с организацией может значительно ускорить конкретных успехов в названных зонах свободной торговли.

Некоторые сложности как в Иране, так и в самом ЕАЭС, заключаются в отсутствии институциональной проработки механизма сближения. Это замедляет процесс интеграции Исламской Республики в союз, добавляет неопределенности ее промежуточным статусам и тормозит конкретные экономические операции. Несмотря на то, что для иранского руководства очевидным итогом евразийского вектора внешней политики было бы вступление в ЕАЭС в качестве полноправного члена,  у страны достаточно ограниченное время прохождения промежуточных этапов с учетом наличия экономических санкций и западного давления во всех сферах. В этом смысле руководство ЕАЭС и конкретных стран-членов (особенно России) есть смысл более пристально, эффективно и решительно работать над интеграцией готового и перспективного как с экономической, так и геополитической точки зрения партнера.

52.32MB | MySQL:106 | 0,601sec