К вопросу о газовых месторождениях Восточного Средиземноморья: взгляд из Турции

Восточное Средиземноморье становится ареной растущей конкуренции за доступ к обнаруженным в этом бассейне энергоносителям и за право доставки их, по своей территории, на мировые рынки сбыта.

Турецкая Республика провозгласила этот регион зоной своих стратегических интересов, которые, как постоянно заявляют турецкие руководители, страна готова отстаивать с использованием не только политико-дипломатических, но даже и военных методов. Турция наращивает мощь своего военно-морского флота – что становится очевидным с учётом различных церемоний приема на вооружение новых судов, в частности, в рамках национального проекта MILGEM.

Параллельно появляется множество аналитических материалов от турецких мозговых центров, посвященных обстановке в регионе и тому положению, которое в нем занимает Турция, а также просчету ситуации с учетом складывающихся в Восточном Средиземноморье союзов и альянсов. Антитурецкими Турция провозгласила те договоренности по сотрудничеству в сфере энергетики и безопасности в регионе, которые были достигнуты между Грецией, Кипром, Израилем и Египтом – то есть, странами, с которыми у Турции, в настоящее время, наблюдаются достаточно прохладные отношения.

Показательной в этом смысле является публикация во влиятельном турецком издании «Миллиет», которая была опубликована 10 января 2019 года под заголовком «Альянс против Турции ширится». Материал подготовлен на основе интервью с вице-адмиралом ВМФ Турции в отставке Кадиром Сагдычем.

Обратимся к его основным тезисам. В частности, К.Сагдыч отметил наличие в наши дни сложившейся тройственной коалиции в лице Греции, Израиля и «Южного Кипра» (то есть, Республики Кипр – В.К.), которая разыгрывает «шахматную партию» против Турции и Турецкой Республики Северного Кипра, с привлечением на свою сторону, для усиления своих позиций, глобальных игроков.

Обращаясь к истории вопроса, вице-адмирал напоминает, что в 2002 году Республика Кипр уже арендовала норвежское исследовательское судно Northern Access для проведения, в одностороннем порядке, исследований наличия газовых месторождений в Восточном Средиземноморье. Это намерение было пресечено со стороны турецкого фрегата Giresun. Как указывает К.Сагдыч, за истекшие 17 лет упомянутая «троица стран» лишь укрепила свое положение, в том числе, с использованием Европейского cоюза, как платформы и рупора. Как заключил вице-адмирал: «Турция предприняла ответные шаги, как дипломатические, так и военные, однако мы не смогли объявить ни своей исключительной экономической зоны, ни шельфа».

Как отметил К.Сагдыч, Израиль, Египет и «Южный Кипр» установили свой контроль над богатыми месторождениями природного газа и нефти. По его словам, в регионе наличествует приблизительно 8 млрд баррелей нефти и 3,5 трлн куб. м природного газа. Турция продолжает настаивать на том, что без решения вопроса принадлежности шельфа процесс не должен продвигаться. Турция указывает на то, что сначала должен быть вопрос разграничения территорий и препятствует изысканиям на границе секторов. С другой стороны, между Грецией, Израилем и «Южным Кипром» продолжаются регулярные встречи, где планируются дальнейшие процессы разработки месторождений и доставки энергоносителей на европейский рынок.

Как отмечает вице-адмирал, их планами предусматривается доставка энергоносителей в Европу через Республику Кипр. При этом, как он подчеркивает, этот путь в 5 раз дороже транспортировки по территории Турции. Невзирая на это «выбран сложный и противоречивый путь». К указанным странам уже присоединилась Италия, в качестве будущего потребителя газа. Также, как указывает К.Сагдыч, известно о том, что к переговорам приглашены Болгария и Румыния.

Процитируем: «Считая, что наша военная сила сломлена, они полагают, что история – исчерпана, и хотят принудить Турцию. Однако, мы — сильное независимое государство, построенное на фундаменте Ататюрка. Мы — страна, которая обеспечивала региональную стабильность в течение 25-летнего периода после Холодной войны, не впадая в оппортунизм. Турция, с укрепленным ВМФ и профессиональными кадрами продолжает свою успешную дипломатию, которая позволяет срывать шаги противоположной стороны. Турция, после развития ситуации на Ближнем Востоке перешла к отношениям, основанным на повышении безопасности, с США, Россией и даже с Ираном. Также (Турция – В.К.) воспрепятствует шагам, исходящим из того (ложного) понимания, что все исчерпано. Впрочем, надо быть внимательными на случай провокаций».

В краткой справке к материалу отмечается, что регион стал центром конкуренции «между континентами». В частности, напоминаются недавно (в сентябре прошлого года) состоявшиеся учения ВС РФ в Восточном Средиземноморье с участием 26 судов, 2 подводных лодок, а также 34 самолетов. Тем самым, а также через создание своих баз, как пишет издание, Россия продолжает бросать вызов США.

Вообще, отсылка к России автором материала — отнюдь не случайна: от внимания турецкой стороны не укрылся, разумеется, факт заметного укрепления России в Восточном Средиземноморье и Москва рассматривается в Анкаре в качестве возможного союзника в региональных энергетических вопросах (читай, спорах и конфликтах – В.К.). Как можно заметить из интервью вице-адмирала и прочих материалов по этой тематике, других союзников пока у Турции в вопросе Восточного Средиземноморья нет и их появление не предвидится. Глобальными игроками, включая США и ЕС, поддерживается та конфигурация, которая признана в стране «антитурецкой».

62.84MB | MySQL:102 | 0,584sec