Израильские эксперты о вызовах, стоящих перед новым начальником Генштаба Армии обороны Израиля. Часть 1

15 января 2019 года, генерал-полковник Авив Кохави занял пост 22-го по счету начальника Генштаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа). С политической точки зрения и с позиции безопасности его пребывание в должности начинается в неспокойный, нестабильный период, когда стратегическая и оперативная обстановка, в которой приходится действовать израильской армии, по-прежнему характеризуется значительной неопределенностью. Анализ, проведенный экспертами Института исследования национальной безопасности (INSS), указывает на ряд основных проблем, которые новому военачальнику придется решать с первых дней пребывания на посту. Как отмечают Амос Ядлин (директор INSS), Итай Брун (заместитель директора INSS по исследованиям и анализу) и Уди Декель (исполнительный директор INSS), эти проблемы отражают уникальный характер нынешнего периода и сложность роли начальника генштаба ЦАХАЛа[i].

Согласно израильскому законодательству, начальник Генштаба имеет высшее командное звание в Армии обороны Израиля, подчиняется правительству и министру обороны. Однако это лаконичное определение не отражает масштаб роли этой позиции и ее сложности. Руководитель аппарата ЦАХАЛа – фигура национального значения с уникальной ролью, которая, вероятно, не имеет аналогов в других странах. Для этой работы требуется наличие широкого стратегического регионального и глобального видения ситуации на театре военных действий. Основной задачей является направление деятельности вооруженных сил, чтобы они справились с текущими проблемами, и наращивание военной мощи, которая обеспечит готовность к будущим вызовам. Все это должно происходить в условиях управления существующими и вновь возникающими рисками, а также необходимости поддержания общественного доверия к Армии обороны Израиля.

Сложные проблемы, которые приходится решать начальнику Генштаба, усугубляются социально-политической ситуацией в Израиле, который приближается к выборам, назначенным на апрель 2019 года. Обстоятельства избирательного периода могут поставить под сомнение легитимность политических решений в сфере безопасности среди некоторых слоев населения. Это, в свою очередь, обременяет военный эшелон и, в частности, начальника Генштаба, который несет ответственность, как на политическом уровне, так и перед обществом за объективный и профессиональный анализ ситуации. Политическая поляризация в Израиле может обострить общественные дебаты по вопросу о том, какую политику проводить в отношении имеющихся вызовов в области безопасности, и поставить под сомнение мотивы, лежащие в основе военно-политических решений.

С первых дней пребывания на посту начальнику Генштаба придется столкнуться с десятью основными проблемами.

Во-первых, речь идет о ядерной и обычной угрозе со стороны Ирана. В последние годы в еврейском государстве растет понимание того, что Иран представляет собой наиболее серьезную угрозу безопасности страны. В период до 2018 года Израиль избегал прямых действий против Ирана, но был активен в тайном противостоянии его планам, готовя вариант наступательных операций в ответ на иранскую ядерную программу. Выход США в мае 2018 года из ядерного соглашения (СВПД от 2015 года) может привести к изменениям в иранской политике к ядерной программе. Поэтому Израилю необходимо возобновить принципиальное обсуждение цели военного варианта и наилучшего способа его реализации. Срок полномочий нового начальника Генштаба израильской армии начинается в период, когда Израиль и Иран впервые вступают в прямой конфликт, который включает потери иранцев на третьей стороне, то есть в Сирии. Такая ситуация требует выработки стратегии, способной прояснять и поддерживать «красные линии» Израиля без эскалации военных действий на северном фронте. Прямая конфронтация между Израилем и Ираном может привести к тому, что Тегеран применит силу против Израиля с иранской  территории. Между Израилем и Ираном существует асимметрия в способности к действиям. Иран обладает значительной ракетной мощью, которая позволит ему нанести удары по еврейскому государству как с близкого к Израилю расстояния, так и с его собственной территории. В то же время израильская атака на Иран будет сложной и очень рискованной операцией.

Во-вторых, стратегия «кампания между войнами», которую Израиль успешно реализовывал на северном фронте с 2013 года, зафиксировала некоторые заслуживающие внимания достижения, в частности, в том, что касается противодействия иранскому закреплению в Сирии и ограничений поставок оружия «Хизбалле». Однако через шесть лет важно выяснить, не приводит ли совпадение обстоятельств к тому, что эта формула действий на северном фронте достигла кульминационной точки. Заслуживает обсуждения вопрос о том, не «перегружена» ли стратегия в настоящее время рисками и не близка ли она к исчерпанию своего потенциала в достижении поставленных целей, требуя взамен слишком большой цены. Представляется необходимым более фундаментальное обсуждение общей выгоды от усилий по предотвращению (или ограничению) попыток противника усилить наращивание обычных видов вооружения, таких как «проект «Хизбаллы» по точным ракетам». Перемещение центра тяжести проекта из Сирии в Ливан подчеркивает проблему, стоящую перед Израилем, и может привести к боевым действиям между Израилем и «Хизбаллой», лидер которой со своей стороны прояснил, что его реакция на любые нападения в Ливане будет отличаться от той, что была в прошлом.

В-третьих, начальнику Генштаба придется заниматься подготовкой к «первой северной войне» и противостоянию на многих фронтах. После Второй ливанской войны (2006 года) Израиль и «Хизбалла» сохраняли взаимное сдерживание от широких военных действий. Однако опыт показывает, что ситуация может ухудшиться и привести к Третьей ливанской войне, которая будет более интенсивной, чем предыдущие кампании. Результаты гражданской войны в Сирии также означают, что такие боевые действия могут происходить на других фронтах, отличных от тех, которые характеризовали боевые действия в последние десятилетия. Концепция «первой северной войны» подразумевает начало военных действий против Ливана, которые могут перекинуться на территорию Сирии и даже на Иран и Ирак (в крайнем случае, также на палестинскую арену) с участием различных сил. Этот сценарий предполагает не только распределение израильских ресурсов по нескольким направлениям, но и существенно подрывает концепцию использования израильских сил на северном фронте. Опробованные механизмы прекращения боевых действий могут уже не сработать в рамках такой сложной операции, и поэтому необходим иной подход к применению военной силы.

В-четвертых, в течение нескольких десятилетий в ЦАХАЛ обсуждали нынешнее значение таких понятий, как «решение» и «победа», а также возможности достижения этих целей посредством обновленного оперативного подхода. В основе дискуссии лежит вопрос о том, возможен ли в современных войнах ясный, недвусмысленный результат, который характеризовал войны прошлого. Стратегия ЦАХАЛа (2018) отвечает на этот вопрос утвердительно. В ней описывается новейшая концепция ведения войны, основанная на многомерном шоке, сочетающем в себе точный огонь (против тысяч намеченных и случайных целей) с быстрыми, смертоносными и гибкими наземными маневрами. Эта концепция рассматривает такие маневры в качестве важного компонента и отводит им значительную роль: проникнуть на территорию противника и достичь важных целей. Подобного рода задачи ставились и в прошлом. Однако во всех недавних военных операциях Израиль предпочитал использовать свои огневые возможности с помощью военно-воздушных сил и артиллерии и весьма нерешительно и осторожно задействовал свои наземные силы. Поэтому начальник Генштаба должен обеспечить, чтобы ЦАХАЛ действительно была способной к обширным наземным маневрам, действуя против таких врагов, как «Хизбалла» и ХАМАС, а также обладала способностью справляться с длительным процессом преодоления социальных и политических ограничений в использовании военной силы. В этом контексте было бы правильным продолжить серьезное обсуждение выводов генерал-майора (в запасе) Ицхака Брика о готовности израильских Сухопутных войск.

Напомним, что глава Управления Минобороны Израиля по рассмотрению жалоб военнослужащих Ицхак Брик в начале сентября с.г. передал 250-страничный отчет с грифом «секретно» в комиссию Кнессета по иностранным делам и обороне и (на тот момент) министру обороны Израиля Авигдору Либерману. В документе утверждается, что Армия обороны Израиля не готова к войне, и предлагается создать стороннюю комиссию для изучения вопроса[ii]. Согласно выводам И.Брика, в ЦАХАЛе существует серьезный кадровый кризис, который влияет на состояние подготовки и боеготовности армейских подразделений. Критике подверглись обучение, проведение военных учений и состояние вооружения в сухопутных войсках. В ЦАХАЛе, тем не менее, продолжали утверждать, что армия находится на высоком уровне боеготовности, отвергли большинство претензий И.Брика и заявили, что у него не было профессиональных инструментов для вынесения подобных заключений об уровне боеготовности армии.

В ответ на отчет И.Брика, начальник Генштаба Гади Айзенкот направил специальный документ членам кабинета министров и комиссии по иностранным делам и обороне, подписанный генералами соответствующих подразделений Генерального штаба. Тем самым предыдущий начальник Генштаба подписался под утверждением, что ЦАХАЛ готов к следующей войне на всех потенциальных фронтах, угрожающих Израилю, в соответствии с критериями, установленными армией для измерения уровня военной подготовки и боеготовности своих частей[iii].

 

Эксперты INSS рекомендуют новому начальнику Генштаба ЦАХАЛа, помимо прочего, о чем пойдет речь в следующей части статьи, с учетом критики И.Брика определить, что он ожидает от Сухопутных войск, как проверить состояние их подготовки и как ее повысить с целью обеспечения успешных маневров сухопутных войск, при том в условиях ограниченных ресурсов.

[i]                      Десять основных вызовов, стоящих перед новым начальником генштаба ЦАХАЛа // INSS. 15.01.2019. URL: http://www.inss.org.il/publication/ten-leading-challenges-facing-new-chief-staff/ (на англ. яз.)

[ii]                     Армейский омбудсмен Либерману и Айзенкоту: «ЦАХАЛ не готова к войне» // «Маарив». 13.09.2018. URL: http://www.maariv.co.il/news/military/Article-661030 (на иврите)

[iii]                   Израиль: расследование степени готовности ЦАХАЛа к войне// Институт Ближнего Востока. 01.10.2018. URL: http://www.iimes.ru/?p=48331

 

52.28MB | MySQL:103 | 0,510sec