Ближний Восток в приоритетах гуманитарных программ Евросоюза в 2019 году

В начале текущего года официальный Брюссель анонсировал планы по существенному наращиванию объемов донорского гуманитарного содействия нуждающимся странам. 16 января ЕС одобрил рекордный за всю историю годовой бюджет финансирования гуманитарных операций по линии многосторонних институтов ООН и по другим каналам в общем объеме 1.6 млрд долларов. Судя по комментариям чиновников ЕС, это обусловлено неутешительными прогнозами относительно динамики и тенденции развития гуманитарных кризисов в различных регионах. В частности, обеспокоенность Брюсселя вызывает растущее негативное воздействие климатических изменений в глобальном масштабе и дальнейшая эскалация затяжных вооруженных конфликтов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Именно на этот регион придется значительная часть нового гуманитарного бюджета ЕС в 2019 году.

Также, по заявлению комиссара ЕС по гуманитарной помощи и управлению кризисами К.Стиландеса, данное решение связано со стремлением Брюсселя играть все более активную роль в качестве донора в гуманитарных делах. Данная трансформация происходит на фоне постепенного сворачивания американской гуманитарной помощи, особенно по линии институтов ООН, в рамках новой международной стратегии, проводимой администрацией Д.Трампа. На протяжении 2018 года такого рода примеры неоднократно возникали в различных ситуациях, когда на фоне откровенного бойкотирования со стороны Вашингтона срочных гуманитарных призывов ООН ЕС и его отдельные страны-члены были вынуждены брать на себя главную ответственность, чтобы гарантировать бесперебойное оказание требуемой помощи. Это наглядно проявилось на примере палестинских беженцев, когда после решения Вашингтона свернуть финансирование программ помощи по линии БАПОР, Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и проведения работ, ЕС взял на себя основную ответственность.

Начало нынешнего года демонстрирует, что эти проявления не были случайными порывами, а частью новой амбициозной повестки Брюсселя, стремящегося обеспечить свое лидерство в гуманитарной повестке и тем самым закрепить политическое влияние на глобальном уровне и в конкретных странах, входящих в приоритетный список партнеров ЕС. В частности, c увеличением бюджета гуманитарного содействия (а он, по заявлению еврокомиссара К.Стиландеса, вырос с 2015 года аж в 10 раз), Брюссель по сути становится ведущим мировым донором по гуманитарному финансированию двух крупнейших гуманитарных кризисов – сирийского (включая сирийских беженцев в соседних странах) и йеменского.

Также, безусловно, в этом контексте ключевую роль в становлении новой амбициозной гуманитарной повестки Евросоюза играет фактор миграции. Масштабные гуманитарные интервенции, по мысли стратегов из ЕС, призваны сыграть превентивную, сдерживающую роль в наплыве мигрантов из нестабильных регионов. Разумеется, в Брюсселе прекрасно понимают, что одними гуманитарными операциями проблему миграции не решить и нужны долгосрочные и комплексные решения. По этой причине, ЕС спешно пересматривает и модернизирует модальности гуманитарных интервенций, ориентируя их на образование, занятость и содействие молодежи.

Что касается географических приоритетов ЕC в распределении гуманитарного бюджета в 2019 году, то они, разумеется, не лишены политической целесообразности, однако в большей степени базируются на объективных показателях и оценках ситуации. Так, 860 млн долларов, более половины всего бюджета, будет израсходовано на содействие Сирии и сирийским беженцам в Ливане, Турции, Иордании, Ираке и Египте.

Второй приоритет – страны Африки южнее Сахары – получат от Брюсселя в этом году 385 млн долларов. В частности, помощь будет предоставлена наиболее кризисным странам — Южному Судану, Центральноафриканской Республике, Демократической Республике Конго. Будут также профинансированы отдельные целевые региональные программы для региона Сахель и бассейна озера Чад.

Ирак, Йемен и Палестина – другие важнейшие приоритеты в регионе Ближнем Востоке после Сирии – получат в совокупности бюджет в размере 88 млн долларов.

Остальным регионам – по остаточному принципу. На Азию, Латинскую Америку, Тихоокеанский и Карибский бассейны по линии ЕС в 2019 году будет в целом выделено всего 105 млн долларов, то есть всего лишь 6.5% гуманитарного бюджета. Главный азиатский приоритет – Афганистан, а также содействие решении проблемы мусульман-«рохинджа» в Бангладеш и Мьянме. В Латинской Америки гуманитарные усилия ЕС будут сфокусированы на решении продовольственного кризиса в Венесуэле и дальнейшем урегулировании затяжного конфликта в Колумбии. На Северную Африку и вопросы евроинтеграции придется самая маленькая часть гуманитарного бюджета ЕС в 2019 – всего 32 млн долларов (2%). Часть этого бюджета будет израсходована на гуманитарное содействие населению, пострадавшему в ходе конфликта на Украине.

Таким образом, в течение прошлого года мы наблюдали окончательное становление ЕС в качестве ведущего гуманитарного игрока на ближневосточном фронте, как в плане объемов оказания финансовой помощи, так и с точки зрения публичной активности и дипломатии. Это происходило на фоне сознательного ослабления роли США в ближневосточной гуманитарной повестке и наращивания попыток других крупных игроков занять освобождавшуюся нишу. Однако ни Китай, ни крупные региональные державы залива (ОАЭ и Саудовская Аравия) пока не способны конкурировать с ЕС в этом контексте. Несмотря на наличие колоссальных финансовых ресурсов, ни те, ни другие не обладают достаточным экспертным потенциалом и сети местных и международных партнеров из числа неправительственных организаций и бизнеса, чтобы реализовывать эффективные и действенные проекты гуманитарной помощи для бенефициаров. Только в прошлом году на площадке ЕС были проведены многочисленные международные донорские конференции, форумы и встречи высокого уровня по самым горячим проблемам Ближнего Востока – Сирии, Йемену, Ираку и пр. Активно работала «челночная» дипломатия ЕС и различные механизмы «мягкой силы», включая каналы партнерских неправительственных организаций глобального масштаба, таких как Save the Children, ACTED и пр. 2019 год, как показывают первые шаги Брюсселя, не станет исключением и будет использован для закрепления этой линии.

52.2MB | MySQL:103 | 0,621sec