Израильские эксперты о вызовах, стоящих перед новым начальником Генштаба Армии обороны Израиля. Часть 2

15 января 2019 года, генерал-полковник Авив Кохави занял пост 22-го по счету начальника Генштаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа). С политической точки зрения и с позиции безопасности его пребывание в должности начинается в неспокойный, нестабильный период, когда стратегическая и оперативная обстановка, в которой приходится действовать израильской армии, по-прежнему характеризуется значительной неопределенностью.

В Части 1 статьи мы привели некоторые результаты анализа, проведенного экспертами Института исследования национальной безопасности (INSS). Амос Ядлин (директор INSS), Итай Брун (заместитель директора INSS по исследованиям и анализу) и Уди Декель (исполнительный директор INSS), указывают на ряд ключевых проблем, с которыми придется столкнуться новому военачальнику с первых дней пребывания на посту[i].

Помимо обозначенных в предыдущей статье вызовов, израильские эксперты выделяют в качестве одной из первоочередных проблему ХАМАСа, правящего в секторе Газа. Как и другие боевые подразделения в этом районе, ХАМАС в настоящее время не заинтересовано в масштабном противостоянии с Израилем. Однако спустя более четырех лет после военной операции в Газе «Несокрушимая скала» некоторые аспекты израильского сдерживания были ослаблены. Например, сегодня ХАМАС более подготовлен к применению силы в свойственных ему обстоятельствах. Это особенно проявилось в эскалации, которая произошла 12 – 13 ноября 2018 года, когда по Израилю было выпущено более 500 ракет.

Кроме того, израильская стратегия в отношении сектора Газа страдает от «перегрузки целями» в связи с особенностями региона (продолжающиеся столкновения между израильскими солдатами и демонстрантами из сектора Газа вдоль пограничного забора, тяжелая экономическая ситуация, многочисленные причины, стоящие за действиями гражданского населения, ХАМАСа и других группировок, действующих в этом анклаве), которые способствуют эскалации и, в конечном итоге, началу военных операций. Такая ситуация требует от ЦАХАЛа наличие оперативного плана, в котором цель оправдывала бы средства. План должен предусматривать, что в случае конфронтации результатом считается сдерживание ХАМАСа в течение длительного периода и нанесение ущерба организации, особенно ее военному крылу.

А.Кохави необходимо будет заниматься предотвращением ухудшения ситуации на Западном берегу р. Иордан. Нынешняя ситуация в области безопасности в этом регионе является относительно стабильной и, следовательно, оправдывает продолжение существующей деятельности израильских военных с целью сохранения структуры гражданской жизни в этом районе. Однако в отсутствие политического решения по палестинской проблеме ЦАХАЛ в оперативном отношении на этой территории должна быть готов к внезапному ухудшению ситуации с безопасностью в связи с возможными событиями, сроки и динамику которых трудно оценить или заранее предвидеть. Главным из них является ожидаемый уход с политической арены главы Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуда Аббаса (Абу Мазена). Это может привести к борьбе за власть (внутри ФАТХ или между ФАТХом и ХАМАСом) и даже к краху системы безопасности в этом районе, включая координацию в сфере безопасности между израильской армией и палестинскими органами безопасности и более масштабные вспышки насилия со стороны палестинского населения против Израиля или самой ПНА.

Новому начальнику Генштаба ЦАХАЛа придется обратить пристальное внимание на ожидания со стороны израильской общественности и уровень общественного доверия к Армии обороны Израиля. «Индекс национальной безопасности», исследование общественного мнения, проведенное INSS, показывает, что израильский социум доверяет ЦАХАЛу, особенно в том, что касается профессиональных и оперативных (подготовка к военным операциям) вопросов. Однако картина становится все более сложной в плане отношения граждан Израиля к социальным и этическим аспектам, которые влияют на ЦАХАЛ. Существуют значительные общественные разногласия по таким вопросам, как военная служба женщин, религия и армия, и даже по правилам открытия огня военнослужащими. Эта ситуация свидетельствует о том, что все более сложно отделить профессиональные  и оперативные аспекты армейской реальности от этических, идеологических и политических вопросов.

Еще один потенциальный вызов общественному доверию к израильской армии может возникнуть в результате масштабного военного противостояния. Образ решительной, однозначной победы в результате короткого молниеносного удара прошел испытание временем и все еще оказывает огромное влияние на то, как израильская общественность судит о войне и ее последствиях. Поэтому к сложности и проблемам, которые характеризуют текущие военные действия с участием ЦАХАЛа, можно будет добавить разочарование в связи с явным отличием имиджа от реальности, который может легко усугубиться с учетом характера будущих столкновений. Израильская общественность понимает, что на войне есть жертвы, как военные, так и гражданские. Однако сомнительно, что сегодняшние израильтяне морально готовы к ситуации огромного опустошения в городах. Большое количество ракет и снарядов, падающих на населенные пункты, вполне может подорвать чувство безопасности населения серьезно и надолго. Таким образом, необходимо подготовить общественность должным образом, чтобы привести ожидания в большее соответствие с реальностью.

Что касается военно-гражданских отношений, а именно между начальником Генштаба и политическим эшелоном страны, то в своей книге «Верховное командование» (2003) Элиот Коэн пишет, что военные и политические деятели часто оказываются в очень тесном и даже конфронтационном взаимодействии. Израильский опыт подтверждает эту оценку. Несколько начальников Генштаба АОИ прошли через серьезный конфликт с политиками, которые имеют над ними власть (от враждебности между Игаэлем Ядином и Давидом Бен-Гурионом до вражды между Габи Ашкенази и Эхудом Бараком, и, по-видимому, также между Гади Айзенкотом и Авигдором Либерманом).

Поэтому важной задачей для руководителя аппарата является необходимость прояснить и урегулировать этот сложный комплекс отношений. Важно договориться о том, что означает «политический эшелон», и понять характер отношений между начальником Генштаба и членами «политического эшелона»: премьер-министром (который даже не упомянут в Основном законе: Вооруженные силы); министром обороны (которому подчиняется начальник Генштаба); правительством (которое имеет власть над начальником Генштаба); и военно-политическим кабинетом. Существует также значительный разрыв между фактическим и правовым статусом премьер-министра.

Существует постоянная проблема отношений между начальником Генштаба и региональными командирами. Прошлый опыт (включая Синайскую кампанию 1956 года, войну Йом Кипур 1973-го года и Вторую ливанскую войну 2006-го года) указывает на различия в восприятии между начальником Генштаба и региональными командирами, как процессов планирования, так и управления боевыми действиями. Эти различия могут иногда приводить к прямой конфронтации между начальником Генштаба АОИ и конкретным командиром, что наносит ущерб эффективному проведению операции. Повторение таких случаев показывает, что это не просто личностная, а структурная проблема, глубоко укоренившаяся в противостоянии начальника Генштаба и командиров, главным образом из-за их различных точек зрения. А.Кохави должен найти способ разработать систему и вести диалог, чтобы устранить пробелы, как в обычное время, так и во время чрезвычайных ситуаций.

Одной из приоритетных задач нового начальника Генштаба станет продолжение усиления ЦАХАЛа в рамках долгосрочного бюджетного плана, который заменит «План Гидеон» в 2020 году. «План Гидеон», разработанный Г.Айзенкотом в 2015 году, определяет, каким образом израильская армия должна оставаться на военных рельсах и вкладывать ресурсы в подготовку к войне, обучение и обеспечение постоянного запаса оружия, боеприпасов и топлива, для достижения состояния готовности «к ряду потенциальных конфликтов». В Плане установлен порядок ведения борьбы с палестинским сопротивлением, которое называется «терроризмом», на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа[ii].

Новый план, разработанный под руководством нового начальника Генштаба, должен быть утвержден правительством и включать многолетний бюджет. Стабильность плана зависит от стабильности национального бюджета, и, как считают израильские эксперты, созрели условия для принятия решения об определении бюджета безопасности в процентах от ВВП, обеспечивая простую основу для расчета и избегая споров.

Как отмечают израильские эксперты INSS, серьезнейшим испытанием любого начальника Генштаба АОИ является война или крупная военная операция. Опыт прошлого показывает, что вероятность войны или масштабной военной операции в течение срока полномочий израильского начальника Генштаба весьма вероятна. Со времени пребывания Ицхака Рабина (начальника Генштаба во время Шестидневной войны 1967-го года) войны или относительно крупные операции приходились на каденцию каждого начальника Генштаба.

В этом отношении срок полномочий бывшего начальника Генштаба генерал-полковника Гади Айзенкота стал исключением. Это был период интенсивной оперативной деятельности, но Израилю удалось избежать начала широкомасштабной военной операции, поскольку считалось, что это противоречит интересам страны. Период относительного спокойствия также стал возможен благодаря взаимному сдерживанию между Израилем и «Хизбаллой» после Второй ливанской войны (2006 года), а также между Израилем и ХАМАСом после операции «Несокрушимая скала» (2014 года). В последние годы Израиль применил силу против этих двух организаций, но они предпочли не допустить ухудшения ситуации до полномасштабного конфликта. «Хизбалла» осуществила свою последнюю атаку, в ходе которой двое солдат были убиты в январе 2015 года, незадолго до того, как Г.Айзенкот занял свой пост. Когда ХАМАС решил активизировать военные действия против еврейского государства в ноябре 2018 года, именно Израиль предпочел не допустить ухудшения ситуации.

Получится ли избежать масштабных военных операций Авиву Кохави, покажет время. Определенно одно – он заступает на свой пост в сложный, нестабильный период, когда основные элементы, которые сформировали относительно длительное затишье, ослабевают. Поэтому его обязанности представляются самыми неотложными и важными в нынешней реальности Израиля.

[i] Десять основных вызовов, стоящих перед новым начальником генштаба ЦАХАЛа // INSS. 15.01.2019. URL: http://www.inss.org.il/publication/ten-leading-challenges-facing-new-chief-staff/ (на англ. яз.)

[ii] «Мы должны быть готовы к возможной войне с Ираном через 10-15 лет»// The Jerusalem Post. 02.12.2015. URL: https://www.jpost.com/Israel-News/We-must-be-ready-for-the-possibility-of-war-with-Iran-in-10-15-years-436090 (на англ. яз.)

52.25MB | MySQL:103 | 0,856sec