Эксперты издания «Гаарец» о смене начальника Генерального штаба ЦАХАЛа

Во вторник 15 января, вступил в должность 22-й начальник Генерального штаба ЦАХАЛа генерал-лейтенант Авив Кохави.

Генерал-лейтенант А.Кохави должен был вступить в должность 1 января. Однако по просьбе премьер-министра Биньямина Нетаньяху каденция Гади Айзенкота была продлена в связи с операцией «Северный щит» на границе с Ливаном.

54-летний Авив Кохави родился и рос в Кирьят-Бялике неподалеку от Хайфы. Призвался в ЦАХАЛ в 1982 году и проходил службу в десантной бригаде. После завершения офицерских курсов командовал взводом в 890-м батальоне десантников. Командовал несколькими ротами, а после завершения учебы в Тель-Авивском университете был назначен командиром оперативного отдела десантной бригады. Занимал несколько командных должностей в бригаде, а с 1997 по 1998 год был командиром бригады. В течение года был командиром восточной бригады Ливанской дивизии (ЯКАЛ). В период Второй интифады (2000-2004) командовал десантной бригадой, руководил операцией по взятию под контроль лагеря беженцев Балата в Шхеме. В 2004 году возглавил дивизию Газы, в 2007 году – оперативный отдел Генштаба, в 2010 году – Управление военной разведки (АМАН), в 2014 году – Северный округ.

Сразу несколько недавних аналитических публикаций в издании «Гаарец» посвящены подведению итогов службы завершившего свою деятельности начальника Генерального штаба ЦАХАЛа Гади Айзенкота и назначению на этот пост  генерал-лейтенанта Авива Кохави.

Авторы редакционной публикации «Гаарец» положительно оценивают результаты работы завершившего службу Г.Айзенкота.

«Период его пребывания на высшем командном посту не был омрачен войной или масштабной военной операцией, однако сопровождался целой серией опасных явлений на территориях, а также на границе с Ливаном, Сирией и Сектором Газа.  Айзенкот достоин похвалы уже за то, что эскалация в этих районах не переросла в полноценные военные столкновения», — пишут авторы статьи.

В публикации упоминается, что Г.Айзенкоту удалось как минимум дважды, держать правительство Б.Нетаньяху от полномасштабной войны. Весной 2015 года, когда на Западном берегу вспыхнула так называемая «интифада одиночек», в ходе которой сотни палестинцев участвовали в терактах, используя ножи и автомобили с целью наезда, именно начальник Генерального штаба удержал министров от применения политики коллективного наказания жителей арабских населенных пунктов, где проживали террористы. Он дал ясно понять, что подобные меры приведут к массовому насилию. Летом 2018 года начальник Генерального штаба вновь был вынужден разъяснять министрам, что ЦАХАЛ не может вести стрельбу по палестинским детям, запускающим «огненных змеев» через границу с целью поджога сельскохозяйственных угодий, расположенных рядом с границей. Гади Айзенкот дал понять политическому руководству, что эти действия не могут служить поводом для военной операции.

Одновременно с этим Г.Айзенкот вел успешную борьбу с иранским военным присутствием в Сирии, вблизи от израильской границы. Под его руководством были проведены многочисленные операции против передачи иранского оружия ливанской «Хизбалле», а также осуществлена операция по ликвидации диверсионных туннелей этой группировки на границе с Израилем.

В целом Гади Айзенкот проявил себя ответственным и профессиональным командиром, заключает «Гаарец».

Нехемия Штраслер в свою очередь критикует уходящего начальника Генерального штаба, во первых за его «любовь к вниманию публики»: «Айзенкот давал интервью каждому каналу, позируя для любого проходящего мимо фотографа», — пишет автор. Во-вторых, Нехемия Штраслер критикует Гади Айзинкота за то, что он, непосредственно перед отставкой, начал очень опасную войну против туннелей «Хизбаллы», которая так и не открыла ответный огонь.

Касательно вступившего в должность нового начальника Генштаба Авива Кохави автор пишет, что пока он получает слишком много хвалебных эпитетов: Чего только не говорили о новом начальнике Генштаба! Смелый, инициативный, дерзкий, глубокий, блестящий, мудрый, скромный, оригинальный, человечный, любящий Израиль и т.д., хотя ещё ничего не успел сделать на своём посту.

Ягиль Леви анализирует некоторые моменты в армейской карьере нового начальника Генерального штаба.

Во время антитеррористической операции «Защитная стена» в 2002 Авив Кохави был командиром десантной бригады, которая взяла под контроль лагерь беженцев Балата в Шхеме. Особенность действий бойцов А.Кохави заключалась в следующем: когда нужно было проникнуть в тот или иной дом, где скрывались террористы, десантники не шли по насквозь простреливавшимся узким переулкам, а с помощью бульдозера ломали забор, а если было надо – и стену, и заходили с тыла.

По мнению автора это была очень жесткая тактика. Конечно, так десантникам удалось уничтожить множество террористов, но и жилье многих палестинских семей тоже пострадало. Палестинские группировки в Балате передали ЦАХАЛу просьбу о прекращении огня и заявили о готовности капитулировать, но Кохави продолжил операцию. Конечно, это был несомненный успех с военной точки зрения, но никто не оценил его плачевных последствий – рост ненависти палестинского населения к Израилю.

Еще один эпизод, о котором пишет Ягиль Леви произошёл в 2006 году. Тогда архитектор Эяль Вейцман написал статью, в которой неодобрительно и резко высказался о чрезмерно жестких, по его мнению, действиях десантников Кохави в Балате. «Этот материал Вейцман намеревался опубликовать в журнале «Теория и критика». Кохави, тогда уже командир дивизии, лично (а не через пресс-службу ЦАХАЛа) обратился к Э.Вейцману с требованием отказаться от публикации статьи. Кохави пригрозил архитектору иском за клевету. Позже статья была все-таки опубликована, но в другом журнале. «Кохави в суд не подал. Инцидент говорит о том, что у Кохави были некоторые проблемы в противостоянии критике. Кроме того, видимо, он не придает должного значения принципу свободы слова, когда речь идет об армии», — считает Ягиль Леви.

В заключении автор выражает надежду, что за минувшее десятилетие Авив Кохави стал более зрелым и сдержанным, а также научился справляться с критикой и стал лучше понимать смысл подчинения армии демократическим правилам надзора и контроля.

62.82MB | MySQL:102 | 0,526sec