О состоянии и развитии базовой патрульной авиации ВМС Пакистана

Базовая патрульная авиация (БПА) ВМС Пакистана является важнейшим элементом системы разведки и наблюдения за исключительными территориальными водами. Суммарная площадь морских районов, находящихся под контролем составляет 295 000 кв. км и как отмечают китайские специалисты основной объект поиска это дизель-электрические и атомные подводные лодки  ВМС Индии, осуществляющие регулярное патрулирование западной части Индийского океана.

Кроме выполнения основных задач по предназначению, экипажи самолетов-разведчиков базовой патрульной авиации (БПА) 27-ой эскадрильи ВМС Пакистана (АвБ «Мехран», Карачи) периодически выполняют полеты вдоль сухопутной части пакистано-индийской и пакистано-афганской границы. В первом случае основная задача — сбор информации об активности индийских военных, тогда как во втором основными объектами внимания разведчиков ВМС являются отряды исламистов, действующие в приграничных районах.

В настоящее время, основу БПА ВМС Пакистана составляют 7 турбовинтовых самолетов американского производства Р-3С Orion, которые были поставлены в начале 2000-х гг. по программе Pakistan Upgrade Program. Известно, что изначально американские военные передали пакистанским коллегам 10 самолетов, однако в результате атаки исламистов на АвБ «Мехран» 3 самолета были уничтожены и не подлежали восстановлению.

Кроме Р-3С на вооружении авиационных подразделений ВМС Пакистана находятся устаревшие противолодочные самолеты Fokker F-27, однако, фактически, они выведены из эксплуатации, поскольку ресурс планеров исчерпан и дальнейшие полеты представляют опасность для экипажей. Кроме того, бортовое оборудование F-27 не поддается модернизации.

В современной ситуации ВМС Пакистана вполне могут приобрести противолодочные самолеты разведчики в КНР. Как известно, самолетостроительные предприятия Китая осуществляют серийный выпуск подобных летательных аппаратов под обозначением «Юнь-8» в модификации «Гаосинь-6» (англ. аббревиатура Y-8GX6). По данным из открытых источников, данные самолеты с турбовинтовыми двигателями составляют основу противолодочных разведывательных сил трех флотов ВМС НОАК.

Известно, что кроме радиолокационных станций поиска надводных малоразмерных целей и магнитометра, самолеты «Юнь-8» в модификации «Гаосинь-6» могут осуществлять постановку акустических барьеров при помощи сбрасываемых гидроакустических буев SQ-5 (комплект 100 шт.). Обработку данных поступающих от датчиков и средств акустического наблюдения обрабатывают операторы пяти боевых постов, а передачу данных на командный пункт контролирует еще один оператор поста тактической шифрованной цифровой связи.

Борьбу с подводными лодками вероятного противника экипаж самолета может вести при помощи авиационных торпед или глубинных бомб, для размещения которых предназначен специальный отсек.  Следует отметить, что китайские конструкторы постоянно работают над совершенствованием всех компонентов самолета, а именно разработали новые двигатели с повышенной на 25% мощностью, постоянно совершенствуют сбрасываемые гидроакустические буи и бортовую радиоэлектронику. Кроме того, отдельное внимание уделено совершенствованию оборудования кабины пилотов с целью максимального облегчения работы экипажа в ходе продолжительного патрулирования.

Представители китайского ОПК периодически пытаются убедить представителей ВМС Пакистана в том, что противолодочные самолеты «Юнь-8» в модификации «Гаосинь-6» являются оптимальным выбором для ведения разведки над акваторией Индийского океана. Следует отметить, что первые несколько образцов рассматриваемого самолета были построены с использованием импортных компонентов, однако в настоящее время в КНР налажено производство всего необходимого радиоэлектронного оборудования. Кроме того,  за последние 20 лет эксплуатации китайские инженеры накопили достаточный опыт конструирования и обслуживания таких самолетов.

Справедливости ради необходимо указать, что технические специалисты ВВС Пакистана имеют опыт обслуживания самолетов дальнего радиолокационного дозора и наведения ZDK-03, двигатели которых аналогичны силовым установкам  «Юнь-8» в модификации «Гаосинь-6». При всей привлекательности китайских предложений специалисты ВМС Пакистана придерживаются стратегии о приобретении вооружения и военной техники производства нескольких государств, с тем, чтобы не оказаться в зависимости от единственного поставщика.

В этой связи обратим внимание на тот факт, что военно-политическое руководство Пакистана несколько лет назад санкционировало программу поиска новых турбовинтовых самолетов западного производства для БПА ВМС Пакистана под условным обозначением Aviation Vision 2030.  В результате проведенных переговоров немецкая компания Rheinland Air Service (специализируется на ремонте, модернизации и обслуживании самолетов различных типов) подписала контракт стоимостью 294 млн долл. США на поставку 3 противолодочных самолетов-разведчиков модели ATR-72 500 (ранее ATR-72 212A), которые изготовлены на базе пассажирских самолетов производства франко-итальянского совместного предприятия ATR.

Представляется возможным указать некоторые тактико-технические характеристики данных самолетов:

– длина: 27,17 м;

–  размах крыла: 27,05 м;

–  ширина: 2,57 м;

– высота: 7,65м;

– масса самолета: 13,311 кг;

– максимальная взлетная масса: 23000 кг;

– вместительность топливного бака: 5000 л;

– максимальная масса полезной нагрузки: 7500 кг;

– максимальная скорость: 510 км/ч;

– крейсерская скорость: 460 км/ч;

– максимальная дальность полета: 3289 км;

– практический потолок: 7600 м;

– скороподъемность: 6,88 м/с.

Указанные летные характеристики обеспечивают два двигателя PW127 (пр-во компании Pratt&Whitney, Канада) мощностью 1846 кВт каждый, которые передают крутящий момент на шестилопастные винты от компании Hamilton Standard диаметром 3,93 м.  По оценкам пакистанских специалистов, при условии, что максимальное время нахождения в воздухе рассматриваемого самолета составляет 10 часов, то продолжительность патрулирования района с радиусом 1100 км составит 2 часа, а района с радиусом 360 км достигнет 7 часов. Оставшееся время необходимо для возвращения на аэродром базирования

Благодаря содействию немецких специалистов в 2013 г. удалось приобрести два пассажирских самолета АТР-72-500 в авиакомпаниях Air Botswana (серийный номер 788, номер в системе ИКАО А2-ABS) и Binter Canarias (серийный номер 712, номер в системе ИКАО EC-JAH). Данные самолеты были выпущены в 2004 г. К моменту покупки в интересах ВМС Пакистана находились в хорошем техническом состоянии.

Сотрудники компании Rheinland Air Service провели проверку ресурса фюзеляжей, техническую инспекцию двигателей, а также выполнили весь комплекс работ по установке:

– радиолокационной станции с активной фазированной антенной решеткой бокового обзора модели Seaspray 7300E производства итальянской компании Leonardo Defense Systems (предназначена для обнаружения надводных целей, а также наземных движущихся объектов);

– оптико-электронной станции разведки и наведения (дневной, ночной и инфракрасный режим) Star SAFFIRE III от американской компании FLIR Systems;

– системы радиотехнической разведки от итальянской компании Elettronica;

Известно, что специалисты другой немецкой компании Aerodata AG провели коммутацию всех перечисленных систем и объединили их управление при помощи собственной системы  AeroMission, а также обновили оборудование пилотской кабины.

Некоторые иностранные специалисты высказывают сомнения в рациональности подобного приобретения поскольку ATR-72-500 это самолет с укороченным фюзеляжем и он не может быть оборудован торпедно-бомбовым отсеком для размещения противолодочного вооружения. Однако, при необходимости немецкие специалисты могут дооснастить самолеты специальными внешними точками крепления, которые позволят разместить четыре легкие торпеды типа Мк.44, Мк.46 или легкие противокорабельные ракеты SeaKiller/Marte Mk.2.

В дополнение к вышесказанному отметим, что ВМС Пакистана рассчитывают в перспективе заключить контракт на приобретение еще 2 противолодочных самолетов типа ATR-72. Но одновременно они отрабатывают возможность приобретения более скоростных самолетов SAAB Swordfish c турбовентиляторными двигателями.

52.75MB | MySQL:104 | 0,330sec