Тема Сирии на российско-турецких переговорах на высшем уровне

В Москве прошел очередной российско-турецкий саммит. В этой связи обратим внимание на официальные заявления по его итогам, которые выдержаны исключительно в позитивных тонах. Интересно, что динамика экономического сотрудничества была вынесена чуть ли не в главные тезисы заключительного заявления, что безусловно символично.  По двум причинам.

1. Эта динамика демонстрирует общий позитив с перспективами запуска не                  только АЭС, но и и еще ранее — «Турецкого потока» с очевидным сценарием             его продления в ЕС.

  1. Таким образом было продемонстрировано, что приоритетом в своих отношениях страны полагают на сегодня именно экономику, и во вторую очередь — сирийское досье. Но обойти его полностью естественно не получилось, тем более, что по большому счету президенту Турции Р.Т.Эрдоган приехал в Москву именно для этого.

Отметим основные реперные точки констатации позиций сторон по сирийскому урегулированию.

  1. Москва безусловно акцентировала внимание всех заинтересованных сторон на том, что астанинский формат остается на плаву, несмотря на все нынешние американо-турецкое маневры. Стороны согласились, что взаимодействие в астанинском формате «остается наиболее эффективным механизмом урегулирования конфликта в Сирии». То есть, было подчеркнуто, что Анкара согласна с тем, что на сегодня именно Астана является главной альтернативной Женеве. В этой связи делается четкий реверанс в сторону международного сообщества, и прежде всего, Запада, лейтмотивом действий которого на сирийской направлении стал тезис о безусловности переговоров в Женеве, как безальтернативной основы мирного процесса в Сирии. То есть, исходя из заявления по итогам саммита, основными конструкторами будущей политической архитектуры Сирии полагаются именно страны «тройки» (Москва, Анкара, Тегеран). И это подтверждается тем, что президент РФ сообщил также, что очередной саммит РФ — Турция — Иран по Сирии пройдет в ближайшее время в России. «С господином президентом мы в целом договорились уже о месте и его примерной дате. Нам нужно будет согласовать еще с иранскими партнерами», — сказал В.Путин. Таким образом, делается шаг в сторону активного вовлечения Ирана в консультации.
  2. Основной упор в констатации достигнутых договоренностей был сделан на близости позиций Турции и России по вопросу перспектив межсирийского политического процесса. «Россия и Турция занимают ясную принципиальную позицию — добиться долгосрочного решения сирийского кризиса на политико-дипломатической основе», — напомнил Путин, отметив, что решение должно соответствовать резолюции Совбеза ООН и определяться при строгом соблюдении единства, суверенитета и территориальной целостности страны.  Президент РФ отметил роль России и Турции в налаживании мирной жизни в Сирии. Он сообщил, что обе страны продолжат работу в этом направлении, в частности в содействии возвращению в Сирию беженцев. «Договорились с господином президентом, что военные и дипломаты двух стран продолжат скоординированные усилия на этом направлении с целью содействовать массовому возвращению сирийских беженцев и внутренне перемещенных лиц», — сообщил Путин. Сказанное однако больше относится к теме пожеланий российской стороны, нежели чем к реальным договоренностям с турками в отношении массового возвращения сирийских беженцев из Турции в Сирию. Причин в данном случае много, но одна из них это 3 млрд евро, которые турки получают от Брюсселя в рамках своей политики по сдерживанию экспансии мигрантов со своей территории в страны ЕС. Если не будет беженцев, не будет и денег. Как не будет и мощного инструмента в рамках влияния на любые будущие выборы в Сирии в далекой перспективы. Не будем забывать, что разногласия по теме беженцев в данном случае упираются по большому счету именно в этот момент, и позиция Запада и тех же турок во многом объясняется именно этим.
  3. Была затронута и тема создания Конституционного комитета. Прежде всего в контексте констатации того факта, что в данном вопросе Россия, Иран и Турция придерживается единой позиции по этому вопросу в отличие от западников.  По словам В.В.Путина, на переговорах с Р.Т.Эрдоганом обсуждалось создание Конституционного комитета Сирии. Российские и турецкие дипломаты в плотном контакте с иранскими коллегами провели серьезную работу по согласованию этого комитета, выполнили все договоренности, достигнутые в Стамбуле с французской и немецкой сторонами, напомнил российский лидер. «Увы, сформировать Конституционный комитет до конца прошлого года не удалось, однако благодаря нашим усилиям заложена прочная и сбалансированная основа для запуска устойчивого и жизнеспособного процесса политического урегулирования», — сказал президент РФ. Путин заявил, что РФ и Турция выполнили свою часть работы по формированию Конституционного комитета в Сирии, однако на заключительном этапе западные партнеры сочли эту работу незавершенной. Во время пресс-конференции он достал письмо постпредов Франции, Германии и Великобритании генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу и процитировал фрагмент этого документа: «Ваш спецпредставитель де Мистура не должен одобрить никакого заявления относительно Конституционного комитета, которое гаранты «Астаны» (астанинского формата сирийского урегулирования — прим. ТАСС) сделают в Женеве 18-19 декабря». «Мне даже трудно сейчас комментировать это обращение к генеральному секретарю со стороны наших партнеров», — признался президент РФ. Президент Турции, в свою очередь, отметил, что Анкару «удивила позиция Великобритании, Германии и Франции по формированию Конституционного комитета в Сирии». «Мы рассчитываем, что в кратчайшее время будет создан Конституционный комитет, и хотим, чтобы работа в этом направлении была ускорена», — сказал Эрдоган. Вот это единство позиций, по крайней мере, на словах, является одним из главных посылов заключительного заявления. При этом остался некий осадок с точки зрения оперативного реагирования на это со стороны секретариата ООН. Сотрудник секретариата ООН подтвердил ТАСС, что представительства США, Франции и Великобритания в ноябре направили некое письмо генсеку организации, однако заявил, что в нем не было того содержания, которое процитировал президент России Владимир Путин. «У нас нет того письма, о котором идет речь, — сообщил заместитель официального представителя генсека Фархан Хак. — В ноябре к нам поступило письмо от данных трех делегаций, но в нем не было именно этого содержания». В этой связи ситуация требует доведения до логической точки с полным прояснением ситуации. И это вопрос уже к российскому МИД. В противном случае получиться ситуация с «700 заложниками игиловцев» на западном берегу Евфрата, о которых публично было заявлено, но которые куда-то испарились через день.

Самая злободневная тема Идлиба на сирийском треке на сегодня была затронута пунктирно. Сказано, что российский и турецкий лидеры обсудили также вопрос продолжения борьбы с террористами в идлибской зоне деэскалации в Сирии. По словам российского лидера, на встрече обсуждались вопросы, «связанные с окончательной ликвидацией деятельности террористических группировок на сирийской территории». «Обменялись мнениями о том, какие дополнительные шаги Россия и Турция могут предпринять для стабилизации ситуации в районе Идлиба», — добавил Путин. Он отметил также, что турецкая сторона прилагает значительные усилия для обеспечения безопасности и создания буферной зоны в Идлибе. «Пока там, к сожалению, много проблем, мы это все видим — и мы, и наши турецкие партнеры», — сказал президент РФ. Он сообщил также, что на нынешних переговорах в присутствии президентов России и Турции министры обороны двух стран провели консультации для выработки дополнительных совместных мер. «Будем их реализовывать и будем добиваться того, чтобы все наши договоренности были исполнены», — подчеркнул президент России, добавив, что «поддержание режима прекращения боевых действий не должно идти в ущерб усилиям по борьбе с террористами». В итоге мы имеем только то, что Анкара получила новый временной лаг для выполнения своими силами сочинских соглашений по созданию демилитаризованной зоны в Идлибе. В принципе это означает только то, что Москву устраивает нынешняя патовая для турок ситуация, когда они не в состоянии переломить сопротивление просаудовских повстанческих групп и тем самым отвлекают свои силы от иных направлений. А это прежде всего курдский вопрос, о котором было в принципе не сказано по итогам ничего. Рискнем предположить, что упоминание о «необходимости сохранения территориальной целостности Сирии» означает в переводе, что Москва не поддерживает идею Анкары о массированной военной интервенции с целью создания санитарного буфера по всему периметру сирийско-турецкой границы. Вкупе с аналогичной позицией Вашингтона на сегодня это является достаточным  препятствием для Анкары с точки зрения осуществления этих планов.

62.85MB | MySQL:102 | 0,554sec