Об изменении отношения суннитских государств к Израилю

Планомерная политика России на Ближнем Востоке способствовала поддержанию и развитию отношений с исламским миром, – как суннитским, так и шиитским. Тем самым Москва заполучила актив, которого нет у США и тем более – у Израиля[i]. Американцы и израильтяне для решения геополитических задач в регионе и на международной арене выстроили линию поведения, основанную на противоречиях и конфликтах между двумя мусульманскими лагерями. Иран, являющийся для Израиля врагом номер один, и для суннитских арабских государств представляет собой не только внешнюю угрозу, но и внутреннюю, как в случае с Бахрейном, где большая часть населения – шииты, а правящая элита – сунниты. Саудовская Аравия, лидер суннитского мира, перед лицом иранской угрозы скорее считает Израиль своим союзником, чем врагом, несмотря на неразрешенность палестинской проблемы. На форуме в Давосе в январе 2016 года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху отметил, что у арабских правительств куда более реалистичные взгляды на палестино-израильский конфликт, нежели у представителей ЕС. По его словам, «Саудовская Аравия признает Израиль своим союзником, а не врагом из-за двух главных угроз – Ирана и ИГ. Они спрашивают: Кто может нам помочь? Очевидно, что Израиль и суннитские страны находятся по одну сторону баррикад»[ii].

В начале января 2019 года суннит Миталь аль-Алуси, лидер иракской партии «Умма» призвал президента своей страны выступить с инициативой заключения мирного соглашения с Израилем. Ирак, по факту состоящий из трех потенциальных квазигосударств – шиитского, суннитского и курдского – на протяжении многих лет пребывает в состоянии гражданской войны. По словам политика, «Иран захватил контроль над двумя самыми важными институтами в иракском государстве, назначив [суннита] Мухаммеда аль-Халбуси спикером парламента, а Бархама Салеха – президентом страны», что, по его мнению, является «очень опасным знаком».

Отметим, что кандидатуру М.аль-Халбуси, который заявлял, что «Тегеран навсегда останется партнером Багдада», поддержали шиитские альянсы «Саирун» (радикального имама Муктады ас-Садра) и «Фатх» командира ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби» Хади аль-Амири[iii].

Х.аль-Алуси и ранее предупреждал, что вмешательство Тегерана в иракский политический процесс усилится посредством шиитских блоков, которые доминируют в парламенте страны. «Иранский режим и Касем Сулеймани [командующий силами «Аль-Кудс», спецподразделением КСИР] теперь контролируют сушу, море и воздушное пространство Ирака, включая «Зеленую зону» [где находятся здания посольств и правительства]», – говорит М.аль-Алуси[iv].

«Что касается народа и государства Ирак, я призываю Бархама Салеха [президента Ирака] взять на себя ответственность и положить конец враждебности между Ираком и Израилем», – цитируют его слова СМИ. М.аль-Алуси, лидер суннитов, бывший депутат Совета представителей Ирака (парламента страны), утверждает, что мирное соглашение между Ираком и Израилем защитит страну от последствий иранской войны против Израиля. «В противном случае Ирак будет обречен на неопределенное будущее, которое может угрожать безопасности не только Ирака, но и всего региона»[v].

Отметим, что Миталь аль-Алуси последователен в своей позиции. В 2015 году он заявлял, что признает существование государства Израиль и считает что «Ирак должен поддерживать мирные отношения с этой страной». «Ираку нужно открыть посольство в Израиле. Я хочу увидеть развевающийся иракский флаг на здании посольства. Это в наших интересах. Я не считаю правильным, чтобы наши интересы были связаны исключительно с Махмудом Аббасом», – сказал М.аль-Алуси. Что касается Ирана, то, по его мнению, «немыслимо, чтобы Иран когда-нибудь получил контроль над ближневосточным регионом. Такого нельзя допустить»[vi].

Заявление иракского политика прозвучало через несколько дней после того, как в СМИ появилось сообщение о визите в Израиль в течение нескольких месяцев трех иракских делегаций, включая законодателей. В Израиле они встретились с официальными лицами и представителями академических кругов, посетили мемориал Холокоста «Яд ва-Шем», но самое главное – провели переговоры с представителями израильского правительства.

На протяжении всей своей современной истории Ирак находится в формальном состоянии войны с Израилем, и его войска участвовали в войнах против еврейского государства в 1967 и 1973 годах. В июне 1981 году израильские военно-воздушные силы разрушили ядерный реактор «Осирак», строительство которого происходило во время президента Ирака Саддама Хусейна. Десять лет спустя, в ходе первой войны в Персидском заливе, С.Хусейн  выпустил более 40 ракет «Скад» по территории Израиля. Ирак является твердым сторонником бойкота еврейского государства странами Лиги арабских государств (ЛАГ). По иракским паспортам невозможно въехать в Израиль.

Члены иракских делегаций совершили неофициальные визиты, в условиях большой секретности, отчасти во избежание антагонизма со стороны соседей Ирака. При этом, как сообщают израильские СМИ, это были представители не Иракского Курдистана, а скорее из «самого Ирака, то есть из Багдада». В состав трех делегаций входили как суннитские, так и шиитские деятели, «влиятельные фигуры в Ираке». Визиты носили в основном «социально-культурный характер», включали встречи с организациями, занимающимися иракским еврейским наследием. Цель заключалась в том, чтобы «выстроить инфраструктуру для будущих связей» между Ираком и Израилем, и эти делегаты возвращались домой в качестве «будущих послов» Израиля[vii].

Что касается граничащей с Израилем Сирии, то на протяжении многолетней гражданской войны проявили себя деятели, из оппозиционных Башару Асаду рядов, которые выступали за соглашение с еврейским государством. Несколько дней назад Институт исследования СМИ Ближнего Востока (MEMRI) сообщил о высказываниях сирийского активиста и писателя Иссама Зейтуна, курда, ныне проживающего в Германии, не раз посещавшего мероприятия в Израиле, на которых он рассказывал о «тирании Асада» и об идее создания буферной зоны вдоль израильской границы. Во время теледебатов об Израиле на катарском канале «Аль-Джазира» 16 января 2019 года И.Зейтун сказал, что «Израиль – это страна, которая существует, но некоторые арабы ее не замечают». Тем самым он ответил Раеду аль-Масри, ливанскому профессору политологии и международных отношений, который заявил, что Израиль «нелегитимен и не существует». И.Зейтун продолжал критиковать арабов за то, что они не приняли План раздела ООН 1947 года, а представление о том, что Израиль – тираническое, высокомерное, экспансионистское и расистское государство, является ложным. По его словам, идея о том, что Израиль хочет расширить свою территорию от реки Евфрат до Нила, также является выдумкой, которую на самом деле ни один израильтянин никогда не произносил вслух. Кроме того, по мнению И.Зейтуна, Израиль никогда бы не воевал с арабами, если бы те на него не нападали. Он добавил, что панарабизм – это «рак», который поставил арабскую нацию «на грань уничтожения». Назвав Иран намного опаснее Израиля, И.Зейтун заявил, что союз с Израилем кардинально лучше, чем нынешняя ситуация[viii].

Не смотря на свое поражение в Сирии, в рядах оппозиции режиму Б.Асада немало сторонников заключения союза с Израилем. Камаль аль-Лабвани, высокопоставленный член сирийской оппозиции, основатель оппозиционной партии Либерально-демократический союз, «узник совести» (согласно Amnesty International), еще в 2014 году говорил, что у двух стран есть общие враги, и призывал к союзу с Иерусалимом, чтобы свергнуть Б.Асада. Как он тогда говорил, «у нас [сирийской оппозиции] есть общие интересы с Израилем», а «революция [война в Сирии] создала историческую возможность для мира между народами». Сирийские оппозиционеры видели в Израиле потенциального политического союзника, что происходило в свете меняющегося политического ландшафта на Ближнем Востоке. В сирийской оппозиции заявляли, что «Иран, «Хизбалла» и «Аль-Каида» являются общими врагами Израиля и сирийского народа. Мы должны сотрудничать против них». Об Израиле говорили как о «государстве, которое может объединиться с регионом» при условии, что он достигнет соглашения с палестинцами в соответствии с саудовской Арабской мирной инициативой (от 2002 года).

Согласно заявлениям К.аль-Лабвани, сирийские повстанцы намеревались отказаться от претензий на Голанские высоты в обмен на бесполетную зону над южной Сирией, которая обеспечивалась бы системами ПВО и ракетами «Пэтриот». «Пока мы, сирийцы, продолжаем верить в уничтожение Израиля и израильтян, для Израиля будет вполне естественно продолжать поддерживать Асада, который и пальцем не пошевелил против Израиля». После свержения сирийского президента оппозиционные деятели намеревались подписать мир с Израилем. Рассуждали так: «Почему бы нам не продать вопрос о Голанах путем переговоров, вместо того, чтобы отдать такую возможность Асаду и вместе с этим потерять всю Сирию?». Американцам предлагалось превратить Голанские высоты в «международный парк мира» и открыть туристические объекты для отдыхающих со всего света. Что касается проживающих там людей, то предлагалось «поселенцам, которые этого захотели бы, остаться, а те, кто пожелал бы вернуться в Израиль или в другие места, могли бы уехать. Что касается коренных [арабских] жителей Голан, то им бы пришлось выбирать между возвращением на свою землю и получением компенсации. Делались заявления о том, что нет причин, по которым евреи и арабы не могли бы сосуществовать в регионе. «В Сирии существует давняя история еврейского присутствия. До 1948 года евреи и арабы жили бок о бок на всем Ближнем Востоке. Нет причины, по которой эта ситуация не могла бы повториться». Заявления К.аль-Лабвани жестко критиковали представители президента Б.Асада, для которых он ушел в «услужение сионистам» и «предал свою страну»[ix].

Несмотря на то, что в Сирии ситуация неожиданно для многих в Израиле стала развиваться в противоположном направлении, по мнению Амоса Ядлина, директора Института исследования национальной безопасности Тель-Авивского университета (INSS), в последние годы произошло значительное улучшение статуса Израиля на региональной арене в результате улучшения отношений между Иерусалимом и прагматичными суннитскими государствами, прежде всего Египтом и Саудовской Аравией. Это улучшение стало возможным благодаря снижению приоритета палестинского вопроса, наряду с ростом общих интересов между ними и Израилем, особенно в борьбе против Ирана и салафитско-джихадистских элементов. Скрытые отношения и сотрудничество стали выходить на поверхность, о чем свидетельствует визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Оман в октябре 2018 года. Однако общественность всего региона по-прежнему поддерживает претензии палестинцев, и на этой основе определяется отношение к Израилю. По этой причине, относительно арабских региональных режимов, вспышки насилия на израильско-палестинской арене по-прежнему являются дестабилизирующим фактором. Застой в политическом процессе заставит прагматичные арабские государства тем или иным образом преодолевать отсутствие открытых отношений с Израилем.

По мнению израильского эксперта, хотя эти страны готовы поощрять региональный политический прогресс в отношениях с Израилем, их практический потенциал в этом контексте ограничен внутренними соображениями и региональной политикой. Посредничество Египта между Израилем и ХАМАСом и помощь Катара в стабилизации ситуации в секторе Газа являются яркими примерами, и будущее отношений во многом зависит от позиции Саудовской Аравии и государств Персидского залива в отношении Израиля. Они готовы к гибкому толкованию положений Арабской мирной инициативы. В любом случае, по оценкам эксперта, арабские государства не поддержат американский мирный план (даже если президент США Дональд Трамп все-таки представит свою «сделку века»), если она будет более соответствовать интересам Израиля, а не Палестины. Ожидания, что прагматичные арабские государства помогут смягчить жесткую позицию палестинцев, оказались ошибочными, о чем свидетельствуют неудавшиеся попытки американских переговорщиков Джареда Кушнера и Джейсона Гринблатта продать «сделку века» арабским правителям. Следовательно, палестинский вопрос, несмотря на прилагаемые усилия по снижению его значимости, по-прежнему остается ключевой проблемой Израиля.

[i]                      Россия налаживает диалог как с шиитами, так и с суннитами, отмечают в Израиле // NEWru.co.il. 13.02.2007. URL: https://www.newsru.com/religy/13feb2007/shisun.html

[ii]                     Нетаньяху: «Сунниты смотрят на Израиль реалистичнее, чем ЕС» // MIGnews. 21.01.2016. URL: http://mignews.com/news/arabisrael/210116_193314_46953.html

[iii]                   Новый спикер парламента Ирака выступил против антииранских санкций США // ТАСС. 16.09.2018. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5570343

[iv]                    Суннитский политик: Иран побеждает США в Ираке // Курдистан.ру. 06.10.2018. URL: http://www.barzani.ru/2018/10/06/news-33846_Sunnitskiy_politik.html

[v]                     Иракский политик призывает к мирному соглашению с Израилем // BASNews. 13.01.2019. URL: http://www.basnews.com/index.php/en/news/iraq/493654 (на англ. яз.)

[vi]                    Иракский политик за посольство Ирака в Израиле // 7-й канал. 29.07.2015. URL: https://www.7kanal.co.il/News/News.aspx/178339#.VbobbJ_pXIU

[vii]                  Три иракские делегации заявили, что совершают беспрецедентные визиты в Израиль, встречаются с официальными лицами // The Times of Israel. 06.01.2019. URL: https://www.timesofisrael.com/three-iraqi-delegations-said-to-make-unprecedented-israel-visits-meet-officials/ (на англ. яз.)

[viii]                 «Арабы должны объединиться с Израилем, Иран опаснее»// Arutz Sheva. 22.01.2019. URL: http://www.israelnationalnews.com/News/News.aspx/257998 (на англ. яз.)

[ix]                    Активист сирийской оппозиции призывает к миру с Израилем //The Times of Israel. 13.04.2014. URL: https://www.timesofisrael.com/syrian-opposition-activist-calls-for-peace-with-israel/ (на англ. яз.)

 

52.25MB | MySQL:103 | 0,960sec