О различных политических силах на севере Сирии в связи с выводом американских войск. Часть 2

Второй крупной политической силой в регионе являются сирийские курды, воспринявшие решение о выводе американских военнослужащих как предательство и удар в спину со стороны Вашингтона. В течение четырех лет они были частью американского проекта и верными союзниками США. В последнее время главным интересом сирийских курдов является собственное выживание в северо-восточных районах САР и гарантии политической автономии. По опыту кантона Африн, оккупированного турецкой армией в марте 2018иг., курды знают, что полноценная жизнь в регионах, перешедших под контроль Анкары, невозможна. Например, в Африне были произведены этнические чистки, а бывшие дома курдов перешли к беженцам из Сирии, репатриированным с турецкой территории. Это побуждает сирийских курдов из СДС искать компромисс с Дамаском.

5 января в интервью агентству «Франс Пресс» пресс-секретарь СДС Редур Халиль заявил  том, что достижение договоренности с правительством Башара Асада в Дамаске «неизбежно». «Достижение соглашения между автономной администрацией и сирийским правительством неизбежно, так как наши территории являются частью Сирии», — отметил курдский полевой командир. «у нас еще есть различия в некоторых подходах, которые нуждаются в международном посредничестве», — констатировал Р.Халиль, отметив, что в качестве такого посредника могла бы выступить Россия. Касаясь курдских вооруженных формирований, Халиль отметил, что задачи этих сил после интеграции курдских кантонов в состав САР изменятся, но курды не сбираются уходить со своей  территории. По информации газеты Moon of Alabama, в начале января с.г. специальный представитель Госдепартамента США по Сирии Джеймс Джеффри уговаривал командующего СНС генерала Мазлума Абди не вести никаких переговоров с Дамаском, на что получил ответ в очень грубой форме.  В декабре прошлого года военный руководитель «Сил народной самообороны» (СНС) Сипан Хамо побывал в Дамаске, где вел переговоры с сирийским правительством. Судя по всему, переговоры шли достаточно трудно.

Основной претензией сирийских курдов к Дамаску является то, что «баасисты ничего не забыли и ничему не научились», а также то, что правительство САР пытается вернуть ситуацию в состояние до 2011 года. Первые предложения об урегулировании отношений поступили к правительству САР от курдов еще в феврале-марте прошлого года. Тогда курды предлагали Дамаску сдать Ракку и ряд других арабских территорий в обмен на оборону Африна со стороны правительственных сил. При этом курды предлагали новое государственное устройство Сирии, фактически превращающее эту страну в федерацию. Согласно предложенному ими проекту конституции курдский язык должен был стать вторым официальным языком Сирии. В Сирии появился бы двухпалатный парламент, одна из палат которого (сенат) была бы представлена выдвиженцами местных провинциальных советов (фактически провинциальных парламентов). Должности провинциальных губернаторов должны были стать выборными. Провинции получали широкую самостоятельность в формировании бюджета. Должно было быть увеличено количество провинций. В частности, появлялась провинция Западный Дейр эз-Зор под контролем курдов. Отряды СНС приобретали бы статус Национальной гвардии.

Понятно, что после вывода военнослужащих США запросы курдов будут скромнее. В то же время существует ряд спорных вопросов между курдами и Дамаском, которые нуждаются в прояснении. Стороны сходятся в том, что курдские вооруженные формирования должны будут сдать тяжелое вооружение и оставить у себя легкое оружие. Однако какие функции тогда останутся у СНС? Чисто полицейские или эти отряды продолжат принимать участие в боевых действиях против террористов и, возможно, протурецких отрядов? Тогда кто будет отдавать приказы? Только сирийское армейское командование или за полевыми командирами буде сохранено право реагировать на изменения боевой обстановки на местах? Каким образом будет производиться регистрация оружия. Будет ли оно записано на сирийскую армию или останется у местных командиров? По информации сирийского журналиста Сами Мубайеда, курдская делегация на переговорах в Дамаске поставила вопрос о том, чтобы жителям курдских кантонов были предоставлены те же привилегии, что и друзам, то есть, чтобы курдские призывники несли службу только в своих родных районах. Однако это встретит негативную реакцию со стороны арабского суннитского населения Ракки и Хасеке, которое будет спрашивать, почему арабская молодежь служит далеко от дома.

Курды настаивают на сохранение своих школ, открытых в кантонах. В то же время правительство САР собирается открыть на этих территориях и государственные школы, и  хочет, чтобы курды этому не препятствовали. Понятно, что финансирование из Дамаска будет поступать только государственным школам, а курды будут вынуждены содержать свои учебные заведения сами. Не станут ли курды со временем пользоваться для этого иностранной финансовой помощью, что незаконно с точки зрения Дамаска. Каким образом в Дамаске будут признаваться дипломы курдских школ и не станут ли они учебными заведениями второго сорта?

Еще одной животрепещущей проблемой является регистрация СДС в качестве сирийской политической партии. Когда в 1970 году между Саддамом Хусейном и Мустафой Барзани было подписано соглашение о мире и политическом урегулировании в Иракском Курдистане, Демократическая партия Курдистана (ДПК) была признана легальной, и ее отделение было открыто в Багдаде, а иракское правительство даже взяло на себя расходы по выпуску газеты ДПК. В то же время сирийская конституция запрещает создание партий на этнической или религиозной        основе. Таким образом, СДС придется принимать в свои ряды не только курдов. Одновременно для регистрации политической партии в САР требуется, чтобы она могла представить не меньше одной тысячи членов в каждой провинции. Конечно, в Хасеке или в Камышлы СДС смогут набрать нужное количество активистов, но смогут ли они сделать это в Латакии или в Хомсе?

Существует и еще одна сила,  о которой мало говорят международные наблюдатели, но мнение которой нельзя игнорировать – арабские суннитские племена, живущие к востоку от Евфрата. Они, безусловно, недовольны распределением ресурсов в пользу курдов, а также тем, что их считают пособниками ИГ и ненадежными элементами в отличие от «борцов против терроризма» курдов. 21 января с.г. Москву посетил видный племенной деятель севера Сирии Ахмед Джарба, в прошлом известный оппозиционный сирийский политик. В 2013-2014 годы он возглавлял такое оппозиционное объединение как Сирийская национальная коалиция  (СНК). Ахмед Джарба является выходцем из крупного трансграничного племени шаммар, представленного в Сирии, Ираке, Кувейте и КСА. Мать короля Абдаллы бен Абдель Азиза была родом из этого племени, что предопределило «особое отношение» саудовского руководства к шаммарам. В связи с этим Ахмед Джарба пользовался покровительством Эр-Рияда и долгое время воспринимался в качестве просаудовского политика.

Позже А.Джарба создал на севере Сирии из арабов-суннитов собственные вооруженные формирования «Кувват ан-Нухба» («Элитные силы»). Эксперты по-разному оценивают их численность: от 1000 до 3500 человек. В 2017 году он предлагал антитеррористической коалиции во главе с американцами помощь своих отрядов для освобождения Ракки и настаивал на неприемлемости курдского военного присутствия в провинциях Ракка и Дейр эз-Зор. В 2015 году А.Джарба возглавил движение «Аль-Гхад» («Завтра») со штаб-квартирой в Каире. В марте 2017 года он начал диалог с сирийским правительством, за что был обвинен радикально настроенными оппозиционерами в предательстве. Суть нынешних предложений Ахмеда Джарбы заключается в придании возглавляемым им вооруженным формированиям легального статуса. По мысли этого политика, его отряды можно использовать как буфер между курдами из СНС, турками и правительственными войсками Сирии. При этом он согласен на то, чтобы «Кувват ан-Нухба» выступали под сирийским флагом, а не под флагом оппозиции.

Таким образом, военно-политическая ситуация на севере Сирии представляет собой клубок противоречий. На сегодняшний день это, во-первых, противоречия между курдами и правительством в Дамаске и проблема выстраивания взаимодействия между ними. Во-вторых, проблема «умиротворения» Турции, при котором Анкара останется партнером по переговорам в Астане, но при этом не перейдет к оккупации полосы на севере Сирии. В-третьих, выстраивание партнерских отношений с арабскими суннитскими племенами, при которых они станут частью решения, а не частью проблемы. Все эти вопросы придется так или иначе решать России как модератору сирийского урегулирования.

62.86MB | MySQL:102 | 0,659sec