О планах реформирования спецслужб Турции

Как предполагают ряд экспертов, финальным аккордом продолжающихся массированных кадровых чисток в силовом блоке Турции может стать его масштабная реформа. По поступающим данным,   президент  Реджеп Тайип Эрдоган уже начал кампанию по новой консолидации аппарата безопасности Турции. В ее рамках планируется также провести  большую реформу разведывательного аппарата страны. Реформа, которая, как ожидается, предполагается объявить после местных выборов 31 марта,  будет направлена на объединение трех основных разведывательных служб Турции. По-видимому, главная разведывательная служба Турции, MIT (Milli Istihbarat Teskilati, Национальная разведывательная организация), военная разведка и Национальная полиция Турции, прикрепленные к Генеральному директорату безопасности, будут подчиняться новому Министерству безопасности, которое, вероятно, возглавит кто-то близких к президенту людей. И в качестве основного кандидата на эту должность называется  прежде всего  Ибрагим Калын, пресс-секретарь и специальный советник Р.Т.Эрдогана.  Этот дипломат и бывший сотрудник саудовского «Центра мусульманско-христианского взаимодействия» принца Аль-Валида бен Талала при Джорджтаунскоом университете давно вынашивал планы возглавить MIT. С этой целью он усиленно интриговал на этом направлении, всячески старясь скомпрометировать нынешнего главу этой спецслужбы Хакана Фидана, используя с этой целью сомнения в его лояльности во время известного путча, а также постоянно муссируя темы  чрезмерной инфильтрации сторонников имама Ф.Гюлена в аппарат MIT. Особенно эти атаки усилились в прошлом году, когда сам Х.Фидан даже запросил у президента отставки и спокойной должности посла Турции  в Вашингтоне. Но после девяти лет на посту главы MIT и несмотря на все трудности и вал критики, с которыми столкнулась спецслужба,  Х.Фидан все еще стоит у ее руля. Турецкое парламентское расследование, которое было организовано для того, чтобы пролить свет на роль главы MIT в неудавшемся военном перевороте, заглохло. Как представляется, не без нажима со стороны турецкого президента. При этом даже первичные допросы свидетелей в рамках этого расследования, были очень интересны и в случае желания вполне могли привести Х.Фидана если не в тюрьму, то, по крайней мере, к безусловной отставке.  Согласно этим данным было установлено,  что все ключевые фигуры в цепочке командования силовым блоком, особенно военные, не смогли связаться с Хаканом Фиданом и генералами, близкими к президенту Реджепу Тайипу Эрдогану, когда кризис был на пике. С 15 июля ни одно должностное лицо, гражданское или военное, не было  состоянии использовать никаких средств связи, кроме своего мобильного телефона. Эти данные тем удивительней,  что Турция потратила 186 млн долларов в 2015 году на приобретение тактической военной системы связи под названием TASMUS от турецкой компании Aselsan. В начале 2000-х годов Siemens оснастил турецких военных еще одной безопасной системой связи — TAFICS. И при этом все станции радиопрослушивания и электронной разведки были в свое время переданы из подчинения армии именно MIT.  В данном случае Х.Фидан отделался легким испугом в отличие от своего заместителя и еще 150 сотрудников, которые были арестованы или уволены сразу же после путча. В этой связи надо отметить, что Х.Фидан был оставлен на своем посту Р.Т.Эрдоганом прежде всего в силу его нынешней незаменимости сейчас с точки зрения прежде всего сирийского досье и дела Хашогги. Именно в рамках последнего глава  MIT смог полностью реабилитироваться, так как сумев оперативно и негласно задокументировать сам факт убийства саудовского журналиста в генконсульстве КСА в Стамбуле, чем дал в руки Р.Т.Эрдогану очень увесистый козырь  как против Вашингтона, так и Эр-Рияда. Но сам вопрос о создании некого координационного органа, который бы курировал и мониторил деятельность всех разведывательных органов страны возник собственно не сейчас, а еще в августе 2016 года опять же при активном лоббировании И.Калына. Предполагалось, что он должен быть укомплектован исключительно политиками, но не военными или бывшими сотрудниками спецслужб. Но тогда эта реформа была отложена просто в силу  опасения дальнейшей деградации блока разведки на фоне очевидных вызовов на сирийском направлении и необходимости адекватно реагировать на угрозы с стороны сторонников Ф.Гюлена и боевиков РПК. Теперь ситуация с реформированием видимо окончательно созрела. В этой связи рискнем предположить, что создание такого нового органа еще больше усилит внутреннюю ненужную конкуренцию между ведомствами и усугубит атмосферу общей паранойи. К тому же этот орган изначально создается для того, чтобы всячески компрометировать работу службы разведки. Все зарубежные аналоги такого эксперимента (например, в том же США, где было создан надведомственный орган) в общем-то провалились.

В качестве первого шага на пути реформы в начале января  Эрдоган создал собственные  войска — Департамент президентской охраны. Члены новой гвардии Эрдогана будут приняты на службу из Национальной полиции, жандармерии и береговой охраны Турции. Этот департамент должен будет отвечать за защиту Р.Т.Эрдогана и членов его семьи, вице-президентов, министров и всех тех государственных или политических деятелей, кого сам президент полагает необходимым обеспечить такой защитой. На протяжении многих лет Эрдогана и всех турецких лидеров до него охраняли полк Президентской гвардии турецкой армии, который формировал внешний периметр охраны, и офицеры Национальной полиции для непосредственной личной охраны. Однако начальники служб безопасности Эрдогана считают, что еще до попытки переворота в июле 2016 года в обе службы активно проникали сторонники Гюлена. Это побудило Эрдогана сейчас отказаться от услуг полка Президентской гвардии и привлечь офицеров из подразделений полиции для своей личной охраны. Большое число бывших сотрудников его  непосредственной личной охраны, включая их бывшего командира, в настоящее время предстали перед судом за их предполагаемые связи с Гюленом. Их также обвиняют в проведении таких операций, как установка незаконных прослушивающих устройств в президентской спальне.

52.57MB | MySQL:104 | 0,267sec