Ситуация в Тунисе: январь 2019 г.

Учредительный съезд вновь созданной партии «Да здравствует Тунис» символично прошел 27 января 2019 г. в г. Монастир, родном городе покойного первого президента Туниса Хабиба Бургибы, «отца-основателя» страны и зачинателя всех прогрессивных реформ. Хотя руководство партии пока возложено на бывшего главу президентской администрации Салима аль-Азаби, как ожидается, до конца 2019 г. ее возглавит действующий премьер-министр Юсуф Шахид. Последний действительно не раз анонсировал намерение создать свою партию, но на этом учредительном съезде не присутствовал, поскольку по закону не имеет право заниматься партийной деятельностью, пока не откажется от своей нынешней должности.

Местные политические обозреватели довольно скептически отреагировали на учреждение партии «Да здравствует Тунис», замечая, что это редкий случай, когда партия рождается из лона правительства, тогда как принято входить в правительство через конкурентную борьбу. Раскритиковали даже название, которое-де слишком оптимистично на фоне сложившейся трудной социально-экономической обстановки, где «здравствовать нечему». [1] Между тем название все же уместно в том смысле, что именно фразой «Да здравствует Тунис!» Ю.Шахид часто завершает свои речи и телеобращения.

Разочарование тунисцев вполне объяснимо: когда в стране политических партий давно за две сотни, вызывают недоумение новости о создании очередной. То ли это крайнее проявление индивидуализма у тунисских политиков, то ли ловкая стратегия дезориентации населения в пылу предвыборной лихорадки?! Единственный реальный выход из ситуации, когда исламисты не будут доминировать во власти, это объединение фрагментирующийся либеральной оппозиции, о чем пока речи не идет.

Костяк новой партии состоит из парламентариев блока «Национальная коалиция», сформированного 7 сентября 2018 г., куда также входят отколовшиеся от партии «Призыв Туниса» депутаты [2]. «Проект партии был выдвинут широкими слоями элиты и интеллигенции. Он объединяет центристов и модернистов, которые ратуют за сохранение в стране прогрессивных завоеваний современности», — подчеркнул Мустафа бен Ахмад, председатель блока «Национальная коалиция».

Вместе с тем по своему составу и программе новая партия призвана стать копией «Призыв Туниса», основанной президентом Беджи Каидом ас-Себси. Значительную роль в ней также играют бывшие дустуровцы (члены ныне распущенной партии власти в период режима З.А. Бен Али), которых аль-Азаби назвал «не просто электоратом, а частью современной политической системы». Одновременно платформа новой партии пропитана идеями светскости и модернизации.

«Наша партия, — отметила депутат Захра Идрис – станет сильной партией, которая проведет экономические реформы и подарит разочарованным тунисцам новую надежду. Мы стремимся завоевать большинство в парламенте и конкурировать с исламистами». Противопоставление себя исламистам «Ан-Нахды» не оригинально, но учредители новой партии надеются вернуть некий политический баланс, объединив вокруг себя широкие светские круги, национал-демократов, других центристов. Эмблема партии «Да здравствует Тунис», выдержанная в красно-белых тонах, т.е. тонах национального флага, и оттуда же копирующая полумесяц и звезду, также похожа на эмблему «Призыва Туниса», где, правда, изображена оригинальная пальма. Единственным декларируемым отличием этих партий, видимо, станет то, что новая партия якобы не признает идею единого лидерства и «будет формироваться на демократической и плюралистической основе». Ведь критика «Призыва Туниса» в целом и президента Каида ас-Себси в частности заключалась в том, что политика «Призыва Туниса» подчинена узким целям служения лидеру партии, а не интересам страны. Харизматичный и хитрый политик, Каид ас-Себси откровенно потерпел фиаско в том, чтобы устроить передачу власти своему сыну Хафизу. Назначенный на пост исполнительного директора «Призыва Туниса», Хафиз должен был «унаследовать» популярную светскую партию, имевшую все шансы на победу в предстоящих выборах, но надежд не оправдал. Конфликт между ним и премьер-министром Юсуфом Шахидом смешал президенту все карты. В результате скандала имидж семьи Каида ас-Себси сильно пострадал, но из политической игры никто выходить не собирается.

Так, в интервью выходящему в Лондоне изданию «Аль-Араб», Каид ас-Себси 27 января заявил, что за спиной премьер-министра Шахида он якобы видит лишь хитрую тактику исламистов, которые в этот раз сделали ставку на фигуру премьера, подтолкнув его к оформлению новой партии «Да здравствует Тунис», и кандидатуру которого они готовы поддержать на будущих президентских выборах.  По его словам, партия «Ан-Нахда» «захватила правительство», и теперь «это правительство «Ан-Нахды», после того как число поддерживающих ее депутатов выросло до механического большинства в 60% голосов», но если это правительство потеряет поддержку исламистов, оно и само падет. При этом подоплеку сближения нахдистов с премьером Шахидом тунисский президент относит сугубо к стремлению Юсуфа Шахида сохранить себе власть. Безусловно, молодой и перспективный, пусть и не слишком опытный, Шахид выглядит более привлекательно, чем «хитрый лис» времен Х.Бургибы, амбициозный и до последнего цепляющегося за власть 93-летний Каид ас-Себси. Шанс, который ему выпал в 2014 г. — спасти страну от кризиса и негативных последствий политики исламистов в 2011 – 2013 гг., — он разменял на межпартийные политические интриги. Тем не менее в отношении намерения баллотироваться на второй срок Каид ас-Себси заметил, что не является сторонником идеи пожизненного президентства, однако не опроверг вероятности выдвижения своей кандидатуры, «если это будет в интересах Тунисского государства».

Осудил поведение премьер-министра Хамма Хаммами, лидер «Народного фронта» (левого движения, представленного в парламенте 15 депутатами), который призвал к вынесению правительству вотума недоверия под предлогом злоупотреблений со стороны премьер-министра своим положением и использования им в личных интересах государственного ресурса для подготовки к президентским выборам. «Приоритетом альтернативного правительства должно стать создание здоровой атмосферы перед предстоящими президентско-парламентскими выборами, — указал Хаммами, — особенно на фоне того, что Шахид основал свою партию, а следовательно, стал одним из политических конкурентов, при том, что он не имеет права использовать госорганы в целях предвыборной пропаганды». [3]

Со своей стороны Монсеф Марзуки, исполнявший обязанности президента в 2011-2014 гг., не упустил случая упрекнуть своих бывших политических союзников – приверженцев «Ан-Нахды» — в недальновидном выборе партнеров, после их наметившегося единения с членами новой партией Юсуфа Шахида. Вновь метящий на президентский пост Марзуки вообще обрушился на исходе январе с критикой на все политические силу вместе взятые, а либералов во главе с Каидом ас-Себси назвал «крокодилом», который готовится расправиться с исламистами. Добиваясь поддержки нахдистов, Марзуки призвал их вместе «съесть крокодила, пока он сам нас не проглотил». Впрочем, Марзуки, утративший популярность настолько, что в 2017 г. в социальных сетях проскальзывали предложения лишить его тунисского гражданства, навряд ли заслужит расположение  к себе «негативной критикой» и попытками казаться еще большим нахдистом, чем сами нахдисты.

В чем Марзуки справедливо прав, так это в жесткой линии Каида ас-Себси и поддерживающих его светских сил против исламистов.

Скандалы вокруг исламистов

«Мы должны знать правду», — заявил президент Беджи Каид ас-Себси, принявший группу следователей по делу о причастности движения «Ан-Нахда» к политическим убийствам 2013 г. Это дело, казалось бы, уже замятое, вновь обрело огласку благодаря стараниям партии «Призыв Туниса», объявившей войну исламистам после разрыва коалиции с ними осенью 2018 г. В результате через три с лишним года после начала разбирательства по делу об убийствах политиков Шукри Бельаида и Мухаммеда Брахми, которое неоднократно по разным причинам приостанавливалось, суд вынес 10 января обвинение в преднамеренном убийстве Мустафе Хазру, который, судя по материалам следствия, возглавлял тайное боевое крыло движения «Ан-Нахда» и сотрудничал непосредственно с «черным департаментом» МВД, который существовал пока исламисты были у власти в 2001 – 2013 гг. Тайное боевое крыло обвиняется также в незаконном проникновении в структуры государственной власти, сборе разведданных для иностранных спецслужб и намеренном утаивании информации о политических убийствах 2013 г.

Исламисты «Ан-Нахды» наотрез опровергли свою связь с упомянутой структурой под руководством Мустафы Хазра, который, как доказывают материалы следствия, в свою очередь взаимодействовал с главой боевого подразделения «Ансар аш-Шариа» (запрещенная организация в РФ и Тунисе) в Тунисе Мухаммедом аль-Авади.

Второй с начала 2019 г. скандал касался участия духовного лидера «Ан-Нахды» Рашида Ганнуши во Всемирном экономическом форуме в Давосе 22-25 января. В одной из программ местного телевидения было объявлено, что за свое ежегодное участие в этом форуме Ганнуши делает взнос в размере более млрд долл., а эти средства ему предоставляются из бюджета. Пресс-служба «Ан-Нахды» опровергла эту информацию, заверив, что Ганнуши посещает форму по приглашению его организаторов и за их счет, но, как говориться, «осадок остался», а размышлений, как бы Ганнуши мог воспользоваться этими финансами для помощи населению, было еще больше.

В довершении ко всему резкий общественный резонанс вызвала противозаконная деятельность некоторых коранических школ. Дело в том, что запрещенные после 1958 г. в Тунисе коранические школы вновь обрели право на существование лишь в 2011 г. При последовательной линии правившей тогда «Тройки» (исламисты «Ан-Нахды», Конгресс за республику, Демократический форум за труд и свободу) на исламизацию эти религиозные школы множились со страшной силой, но процесс преподавания там практически всегда оставался на совести содержателя. По данным отдела коранических школ тунисского Министерства по делам религии, в 2018 г. количество таких школ достигало 1664, численность воспитанников превышала 47 тыс. чел. В основном такие школы располагаются в отдаленных глухих провинциях, где их затруднительно контролировать. В начале февраля 2019 г. была закрыта одна из таких школ в городке Регеб провинции Сиду-Бу-Зид: там выявлено жесткое обращение с детьми, чудовищное несоблюдение санитарных норм, насильственное использование детей на сельскохозяйственных работах и отсутствие учебного процесса как такового. Проставления закрыть заведение трижды издавались с 2012 г., но ни одно не выполнялось. Некоторые СМИ приводили также сведения о привлечении молодежи коранических школ к экстремизму, насилию и работорговле. Следственный комитет начал серию проверок в других религиозных учебных заведениях, что, безусловно, ставит под сомнение пользу политики исламистов, которые допустили бесконтрольную радикализацию тунисского общества. [4]

Забастовки

Ситуация в системе образования Туниса совершенно катастрофическая еще и из-за непрекращающихся забастовок учителей, которые отказываются проводить аттестационные контрольные и экзамены с начала года. Вероятность того, что нынешний учебный год признают «несостоявшимся», толкает родителей школьников устраивать ответные пикеты, но они не способны повлиять на обстановку. Разногласия между лидером профцентра – Всеобщего союза  тунисских трудящихся (ВСТТ) Нуриддином Табуби и главой отраслевого  профсоюза учителей Ласаадом Яакуби тормозят их коллективные переговоры с Министерством образования.

ВСТТ продолжает жестко отстаивать право госслужащих на увеличение зарплаты, проводя серию переговоров с правительством и оказывая на него давление. После проведенной 17 января всеобщей забастовки госслужащих, где приняло участие порядка 650 тыс. чел, было объявлено о предстоящей повторной всеобщей забастовке 20-21 февраля.  Бастовали  не только в столице, но и других крупных городах. 17 января было парализовано все транспортное сообщение, включая авиационное. Международные тунисские авиалинии перенесли 16 рейсов, в Карфагенском аэропорту почти все рейсы были отменены, служба бронирования не отвечала. Не работали школы, частично больницы и банки. «Это не забастовка ради забастовки, – пояснил генсек ВСТТ. – Надо вместе с правительством найти решение, как улучшить социальный климат, обеспечить стабильность».

Несмотря на заверения министра по социальным вопросам Мухаммеда Трабелси, что правительство приблизилось к компромиссу в переговорах с профсоюзом, до завершения процесса еще далеко. Правительство пошло на уступки и предложило повышение зарплат на 70 динаров (20 евро) в 2019 г., и на 110 динаров (33 евро) в 2020 г., однако ВСТТ на это не соглашается, прося единовременного роста зарплаты в госсекторе в пределах 207-220 динаров. Средняя зарплата госслужащего в Тунисе 1580 динаров (500 евро). Заложенное в бюджете 2019 г. повышение зарплат проходит под статьей «Непредвиденные расходы» и составляет 400 млн динаров, в то время как ВСТТ фактически требует увеличить эту статью до 1,5 млрд динаров. Дефицит бюджета в 2018 г. составил рекордные 19 млрд динаров (6,45 млрд долл.), инфляция превысила 7,4%. Получив в начале года кредит МВФ в размере 2,4 млрд евро сроком на 4 года, Тунис обязался выполнять предписания специалистов фонда, направленные на оздоровление экономики, чему противоречит повышение уровня зарплат.

 

[1] Заграта ли-льхизб аль-джадид (Ликования в честь новой партии) http://ar.businessnews.com.tn/زغروطة_للحزب_الجديد,523,1163,3

[2] Кашина А.А. Основные политические тенденции 2018 года в Тунисе http://www.iimes.ru/?p=52272

[3] аль-Джабха аш-шаабийа туталиб би истикаля аль-хукума аль-тунисийа (Народный фронт требует отставки тунисского правительства) https://middle-east-online.com/%D8%A7%D9%84%D8%AC%D8%A8%D9%87%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D8%B4%D8%B9%D8%A8%D9%8A%D8%A9-%D8%AA%D8%B7%D8%A7%D9%84%D8%A8-%D8%A8%D8%A7%D8%B3%D8%AA%D9%82%D8%A7%D9%84%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D8%AD%D9%83%D9%88%D9%85%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D8%AA%D9%88%D9%86%D8%B3%D9%8A%D8%A9

[4] Мадарис талибан фи тунис туидд аджйалан ми аль-муташаддидин (Школы талибов в тунисе растят поколение экстримистов)  https://alarab.co.uk/%D9%85%D8%AF%D8%A7%D8%B1%D8%B3-%D8%B7%D8%A7%D9%84%D8%A8%D8%A7%D9%86-%D9%81%D9%8A-%D8%AA%D9%88%D9%86%D8%B3-%D8%AA%D8%B9%D8%AF-%D8%A3%D8%AC%D9%8A%D8%A7%D9%84%D8%A7-%D9%85%D9%86-%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%AA%D8%B4%D8%AF%D8%AF%D9%8A%D9%86

52.25MB | MySQL:103 | 0,469sec