С помощью Франции и Х.Хафтар усиливает позиции в Ливии

В результате нанесенного в начале февраля 2019 года поражения боевикам чадской оппозиции в Южной Ливии усиливаются позиции не только командующего Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара, но и поддерживающей его Франции.

Это стало возможным в результате открытого военного вмешательства Парижа в боевые действия в Феццане. Так, французские ВВС как минимум дважды наносили ракетно-бомбовые удары по отходящим в сторону ливийско-чадской границе колоннам пикапов чадских боевиков.

Там, в приграничье двух стран они рассчитывали дать бой и войскам Хафтара, и силам официальной Нджамены. Однако военное вмешательство Франции внесло в их планы заметные коррективы.

Во всяком случае, силы ЛНА продолжают быстрое, успешное и сравнительно малокровное для них наступление в стратегически важном для контроля над всей страной районе. Обладание им даст Хафтару заметный ресурсный перевес над его оппонентом премьер-министром правительства национального согласия (ПНС) в Триполи Фаизом Сараджем, поскольку в этом случае он будет контролировать большую часть нефтегазовых ресурсов страны.

В частности, опираясь на захваченную им инфраструктуру транспортировки через порты Эс-Сидра, Рас-Лануфа и Бреги, а также на считающееся крупнейшем в Ливии Шарарское нефтяное месторождение (средняя добыча 340 тысяч баррелей в день), Хафтар получает в борьбе за власть в стране стратегическое преимущество.

Кроме того, в результате развивающихся события Сарадж оказывается в очень неудобном положении и по другой причине. Ведь заявив еще в 2017 году о намерении установить в Феццане «стабильность, законность, порядок и мир», он, напротив, совершенно упустил ситуацию из-под контроля, в результате чего юг Ливии был захвачен не только радикальными исламистами и сепаратистами из национальных группировок, но и иностранными боевиками.

Выдворять их и наводить там реальный порядок пришлось ЛНА под командованием Х.Хафтара, что является еще одним серьезным репутационным поражением Сараджа.

Более того – член Государственного совета Саад бен Шерада открыто упрекнул в связи с этим Фаиза Сараджа в том, что он не выполняет рекомендации в области безопасности, содержащиеся «в соглашении Скхирата по южным районам» (декабря 2015 г. о создании общеливийского правительства).

По его словам, «юг в течение многих лет пребывал в поисках спасателя, которого он сегодня нашел в лице фельдмаршала Хафтара, выступившего против террористических  и преступных групп, приведших к хаосу в этом районе».

Еще более определенно высказался бывший министр внутренних дел Ливии Ахур Шуайель: «Ливийскому народу нужна власть, которая бы управляла им, в свою очередь, нуждающаяся в силе. Такая сила существует в настоящее время только в руках армии (Х.Хафтара – авт.). Что касается Сараджа, то он имеет власть, не имеющую силы на местах».

И, наконец, ожидаемое установление контроля фельдмаршала над Южной Ливией создает для  премьера ПНС другую опасную ситуацию – до сих пор путь на Триполи ему закрывала на побережье Мисурата. Однако со взятием Феццана у Хафтара открывается «обходной» путь вокруг нее для нанесения удара по Триполи со стороны южных районов с опорой на Себху. А уже после взятия ливийской столицы должна настать очередь и Мисураты.

Соответственно, теперь иностранным спонсорам Сараджа и его союзников необходимо срочно продумывать новые меры для сдерживания Х.Хафтара.       

Несмотря на то, что пока говорить об установлении им полного контроля над Феццаном еще рано, успех явно налицо, а при наличии весьма незначительных потерь, исчисляющихся десятками убитых и раненых бойцов, создаются условия для развития наступления и против представителей других нелояльных ему сил.

Важно отметить, что наступление сил Халифы Хафтара на юге Ливии предшествовали консультации с его французским союзником и донорами из Залива, в первую очередь, ОАЭ и Саудовской Аравией.

Действия последних также преследовали помимо всего прочего цель снизить влияние Катара, поддерживающего чадцев.

Между тем, в результате этого наступления может в целом поменяться и вся общеливийская картина. Важно отметить, что действия фельдмаршала в Феццане неожиданно для многих поддержали практически все южные племена, все этнические группы, равно как и их депутаты и представители в Государственном совете, в том числе и находящиеся в Триполи.

Показательно, что вожди племен даже направили сообщение специальному посланнику Организации Объединенных Наций Г.Саламе, накануне раскритиковавшему операцию Хафтара как «опасную», заявив о ней как о «смелой» и желанной акции, а его армию охарактеризовали «наиболее подходящим корпусом для защиты мира и стабильности».

И не столь уже важно, что сыграло ключевую роль в изменении их прежде достаточно негативного отношения к фельдмаршалу – деньги ли аравийских монархий или творимые иностранными боевиками бесчинства – важно, что восстанавливает порядок и территориальную целостность страны, рухнувшую одновременно с крахом Муаммара Каддафи именно Х.Хафтар.

По сути, с конца 2011 г. влияние и Триполи, и Тобрука на жизнь в Феццане было минимальным и уж во всяком случае, они явно не контролировали здесь ситуацию, как это должно быть в отношениях «центр – провинция».

Но теперь ситуация может коренным образом измениться и  противникам Хафтара нужно осуществить нечто такое, что заставило бы его отказаться от успехов последних месяцев, что весьма проблематично.

Рычагов для изменения положения у его противников не так и много. Во всяком случае, рассчитывать на то, что та же Италия открыто ввяжется в войну на стороне Сараджа и его союзников, вряд ли приходится, учитывая тот факт, что за спиной Хафтара также находятся представители влиятельных внешних сил.

Что же касается Франции, то она своим открытым вмешательством в события пытается небезуспешно «убить двух зайцев» — одновременно восстановить былое постколониальное влияние в Северной Африке и Сахеле, а с другой стороны, расширить его в странах, входивших в орбиту влияния прочих держав.

52.39MB | MySQL:103 | 0,512sec