Турция активизирует усилия по освоению Антарктики

Вначале февраля 2019 г. участники третьей турецкой антарктической научной экспедиции достигли Южного полярного круга. Экспедиция организована под патронажем администрации президента и при поддержке Министерства промышленности и технологий Турции. Активную поддержку экспедиции оказали Стамбульский технический университет и Центр полярных исследований PolReC. Члены экспедиции вылетели из Стамбула 29 января. В состав экспедиции входят 25 человек — 17 турок и 8 граждан других стран, которые будут заниматься в Антарктике научными исследованиями в разных областях. Первым их пунктом назначения стал бразильский город Сан-Паулу, откуда ученые отправились в чилийский Сантьяго, а далее – в Пунта-Аренас и Пуэрто-Уильямс — небольшой чилийский город и порт на острове Наварино. Здесь членов экспедиции встретил глава муниципалитета Пуэрто-Уильямса Хуан Жозе Аркос. Чтобы добраться из Турции до Пуэрто-Уильямса, ученым потребовалось почти 30 часов. После двух дней в Пуэрто-Уильямсе члены экспедиции вылетели на Кинг-Джордж — самый крупный остров в архипелаге Южных Шетландских островов. Перелет занял почти два часа. Сразу после высадки из самолета группе ученых пришлось окунуть ноги в воду с дезинфицирующим раствором, что предусмотрено Системой Договора об Антарктике и делается для того, чтобы не перенести на остров никакие живые организмы. Далее ученые прошли от пролива Жерлаш и канала Лемар к острову Хорсшу, где будет построен турецкий научный лагерь. Сотрудники Главного управления метеорологии Турции установят на континенте две автоматические станции для метеорологических наблюдений[i].

Напомним, что в июне 2018 г. министр науки, промышленности и технологий Турции Фарук Озлю заявил, что турецкий научный лагерь построят на острове Хорсшу (остров Хорсшу представляет собой небольшой скалистый остров во фьорде Буржуа (залив Маргерит)). Почему турецкая сторона выбрала именно этот остров для создания своего научного лагеря? Возможно, были учтены следующие факторы.

1.Географическая близость.  Расстояние между Стамбулом и самой северной частью материка Антарктиды составляет 8000 морских миль.

2.Климатические условия. Здесь сравнительно мягкие климатические условия и на современном этапе для Турции нет необходимости построить или зафрахтовать ледокол.

3.Близость пролива Дрейка. Остров Хорсшу находится не далеко от пролива Дрейка, который соединяет южные части Атлантического и Тихого океанов. В последнее время Турция начала установить свое (военное) присутствие возле проливах, которые имеют исключительно большое экономическое и стратегическое значение, так как через них проходят торговые морские пути (Ормузский пролив, Баб-эль-Мандебский пролив).

4.Военный фактор. В Турции наверняка считают важным, чтобы новая научная база была доступна для турецкого подводного и надводного флота (Антарктика находится на расстоянии около 16 000 километров от Турции). Напомним, что  2 июля 2009 г. Министерство обороны Турции и Howaldtswerke-Deutsche WerftGmbH (HDW) — самая большая верфь Германии заключили соглашение о совместном производстве шести подлодок типа 214 TN  (Turkish Navy) с воздухонезависимой двигательной установкой (Air Independent Propulsion, AIP). Эти субмарины могут погружаться на 400 метров и под водой самостоятельно действовать до 50 дней, запаса хода составляет 19 300 км. Это соглашение, которое было оценено 2.5 млрд евро (3.4 млрд долл. США), стало самым большим проектом по наращиванию обороноспособности Турции после закупки 116 самолетов F-35 со стоимостью, превысившей 10 млрд долл., и самым дорогим сделкой в истории ВМС Турции. Кроме того, ВС Турции будут иметь собственный авианосец TCG Anadolu (L 400), запас хода, которого составит 17 000 км на 15 узлах.

По сообщению турецкой прессы, много хлопот членам турецкой экспедиции доставил 1,5–тонный багаж, в том числе с научным оборудованием для исследований. Самой большой проблемой для участников экспедиции стали суровые климатические условия Антарктики, где температура воздуха не поднимается выше нуля градусов. Однако участники третьей турецкой научной экспедиции в Антарктику в суровых климатических условиях южной полярной области Земли чувствуют себя комфортно в турецкой одежде производства одной из текстильных компаний Анкары. Специальную одежду для участников антарктической экспедиции пошила турецкая текстильная компания Özyiğit Textile. Один комплект такой одежды включает в себя до 15 предметов, в том числе термобелье, куртку на лебяжьем пуху и маску, разработанную с учетом сурового климата Антарктики. Инструктор Академии береговой охраны и жандармерии Турции Джанер Филиз сообщил, что участники экспедиции прошли подготовку перед поездкой в Антарктику. По его словам, проект по разработке специальной одежды для участников экспедиции был подготовлен совместно с Командованием береговой охраны Турции. «Когда речь заходит об Антарктике, первой проблемой, которая приходит на ум, является логистика. Антарктика — самое далекое место на земле, где человеку очень трудно выжить. Поэтому в процессе научных исследований очень важна защита от неблагоприятных внешних факторов», — сказал Филиз. По словам инструктора, в разработке одежды для участников экспедиции приняли участие специалисты исследовательского центра AR-GE, а турецкая текстильная компания воплотила этот проект в жизнь. «В числе прочих вещей турецкие исследователи взяли с собой в Антарктику комбинезоны, куртки, ветрозащитные и водонепроницаемые костюмы, капюшоны, термобелье, термоперчатки, плащи и другие предметы одежды, разработанные для сурового антарктического климата», — сказал Филиз[ii].

Примечательно, что Антарктика была включена в карту Пири Реиса. Пири Реис (родился в 1465-1470 гг. (точная дата не известна) и умер в 1553 г.) – османский адмирал и картограф, который на своей карте предположительно начертил Антарктику, которая, однако, официально была открыта в 1820 г. Турецкие ученые занимаются научными исследованиями в Антарктике уже более 50 лет. Турецкие ученые начали работу за южным полярным кругом еще в 1960-х годах. Аток Караали — первый этнический турок, проводивший научные исследования на южном континенте. Он работал на американской станции Plateau в 1967 г. В последующий период научными исследованиями в регионе занимались многие другие турецкие ученые, а в честь Атока Караали, профессора Серап Тилвы и профессора Умрана Инана был назван ряд пунктов на континенте. Так, в настоящее время в Антарктике есть «Скалы Караали», «Ледяной язык Тилав» и «Холм Инан». До настоящего времени на континенте побывали свыше 50 турецких ученых. В организованном в 2016 г․ совместно с Национальным антарктическим научным центром Украины экспедиции в Антарктику приняли участие 13 турецких ученых из семи вузов и Совета Турции по научно-техническим исследованиям. Третья научная экспедиция Турции в Антарктику откроет новый этап в усилиях турецких ученых по ее изучению. Турция планирует в будущем создать собственную научную базу в Антарктике на постоянной основе, которая позволит стране получить статус страны-консультанта в системе Договора об Антарктике, а также проводить научные исследования в институциональных рамках, что сделает их более устойчивыми[iii].

Турецкие ученые в рамках третьей научной антарктической экспедиции проводят исследования во многих областях: от биоразнообразия до науки о живых организмах и от экологии до науки о морских организмах. Таким образом, Антарктика, которую называют «континентом науки и мира», стала на время экспедиции своеобразной лабораторией для турецких ученых. В рамках экспедиции ведутся работы по 13 проектам, реализуемым в Стамбульском техническом университете, Черноморском техническом университете, Ближневосточном техническом университете, Университете Нигде, Университете Хитит, Университете Бахчешехир, Босфорском университете, Университете Ондокузмайис (OMÜ) и Стамбульском университете. Преподаватель факультета морских наук Черноморского технического университета, профессор Эрсан Башар сообщил агентству «Анадолу», что в рамках экспедиции в Антарктике собраны образцы для двух научных исследований. По его словам, работы ведутся на суше и на море. «В море ведутся исследования в сфере пищевой цепочки, а на суше берутся образцы осадочных пород. Также ведутся исследования по уровню загрязнения», — сказал Башар. Профессор сообщил, что собранные образцы будут доставлены в Турцию для исследований. Преподаватель факультета сельскохозяйственных наук и технологий Университета Омера Халисдемира в провинции Нигде, профессор Седат Серче сообщил, что ученым удалось обнаружить в ходе экспедиции растительность, несмотря на неблагоприятные условия Антарктики. «Мы взяли образцы растений, земли и семян в районах, которые посетили в рамках экспедиции. В первую очередь планируем провести исследования в области биоразнообразия. Далее намерены провести сравнительный анализ растительности Антарктики с растениями, произрастающими в Турции», — сказал Халисдемир[iv].

А научный сотрудник кафедры инженерной геологии Стамбульского технического университета (İTÜ) Ягмур Гюнеш в беседе с «Анадолу» заявил, что образцы грунта и воды, собранные в рамках турецкой экспедиции в Антарктику, внесут вклад в исследование Марса. Ягмур Гюнеш изучает свойства испарения в условиях Антарктики. По ее словам, особое внимание уделяется свойствам минералов, схожих по химическому составу с марсианскими породами. «В ближайшее время собранные образцы будут тщательно изучены в лаборатории геомикробиологии при Стамбульском техническом университете», — сказала Гюнеш. «На Марсе было обнаружено присутствие эвапоритов — пород, состоящих из солей, которые осаждаются на дне бассейнов при испарении воды. Важно изучить их свойства в условиях, приближенных к той среде, что существует на красной планете», — отметила Гюнеш. По ее словам, цель проекта — понять химические, физические и биологические процессы, которые протекают в горных породах Антарктики, что создаст предпосылки для понимания геохимических процессов, которые протекали на Марсе миллионы лет назад[v].

Отметим, что первая турецкая научная экспедиция в Антарктику состоялась 26 февраля – 4 апреля 2017 г. с участием 9 ученых, а вторая экспедиция состоялась 19 февраля – 6 апреля 2018 г. Таким образом, Турция каждый год отправляет научную экспедицию в Антарктику. Еще в 2012 г. турецкий путешественник Осман Атасой на своем корабле Uzaklar II приплыл из Турции в Антарктику, где провел несколько дней и, вернувшись в Турцию, предложил властям открыть в Антарктике турецкую научную станцию, что нашло широкий отклик с их стороны. Осман Атасой отметил: «В последние годы в недрах Антарктики были обнаружены богатые природные запасы, в том числе нефти и газа. Основавшие свои базы в Антарктике страны тем самым сообщают другим: «Я тоже представлен в Антарктике». Хотя «Белый материк» никому не принадлежит, между государствами уже началась конкуренция. Турция также должна быть представлена там.

Турецкий ученый Орхан Полат аргументирует необходимость основания базы в Антарктике наличием огромных запасов пресной воды. «В будущем войны будут не за нефть или другие энергоносители, а за пресную воду. Нынче самые большие запасы в мире (2/3) находятся в Антарктике. Там есть также крупнейшие нефтяные месторождения мира. И если Турция за короткий период времени займет там свое место и в дальнейшем расширит свою базу, то тем самым она сделает важный шаг. Необходимо как можно скорее быть представленным там»,- добавил он.

В феврале 2017 г. директор Центра полярных исследований при Стамбульском техническом университете (İTÜ PolReC) Бурджу Озсой заявила, что однажды внимание всех стран будет сосредоточено на Антарктике, поскольку здесь находится 90% ледников и 70% пресной воды. «Если мы будем медлить и попытаемся сюда прийти только в 2050 г., то это не будет представлять важность, и никто не будет нам говорить «Добро пожаловать!»», — сказала Б.Озсой.

Турецкий профессор Кемаль Башар еще в 2013 г. аргументировал необходимость открытия турецкой научной станции несколькими факторами. «В целом, для открытия турецкой базы в Антарктике достаточно 2-3 лет. В первую очередь, Турция должна провести в Антарктике серьезные научные исследования для участия в решениях относительно эксплуатации природных запасов всей зоны, расположенной на материке Антарктика к югу от 60 градусов южной широты (расстояния отсюда до экватора составляет 6649 км, а до Южного полюса – 3349 км — авт.). Право принимать такие решения имеют совещательные страны соглашения по Антарктике (Antarctic Consultative Parties, ATCPs), для включения в их число необходимо иметь в Антарктике исследовательскую станцию. Сегодня сторонами соглашения по Антарктике являются 50 стран, 22 из которых, в том числе Турция, это государства, не имеющие права голоса.

Другой причиной открытия научной базы в Антарктике является стратегический фактор. Первые обосновавшиеся в Антарктике страны (США, Россия) создали свои базы в стратегических со своей точки зрения местах. Турции нужно не мешкать, чтобы занять хорошее место. Обеспечение себе места в Антарктике похоже на авиабилет: чем раньше купишь, тем больше выиграешь. Во избежание сложностей в вопросе получения разрешения других стран необходимо спешить. После 2048 г. в повестке может появиться вопрос использования природных ресурсов Антарктики, и в таком случае очень важным станет факт наличия баз (подписанный в 1991 г. и вступивший в силу в 1998 г. Мадридский протокол о защите окружающей среды на 50 лет поставил запрет на эксплуатацию природных ресурсов Антарктики).

Третья причина открытия научной базы в Антарктике связана с тем, что сегодня экономика Турции занимает 17-ое место в мире и запланировала до 2023 г. войти в первую десятку экономически развитых стран. Например, уступающие Турции по показателю своего национального дохода на душу населения страны как Пакистан и Индия основали свои базы в Антарктике. Только две из опережающих Турцию 16 стран – Мексика и Индонезия – не являются сторонами договора об Антарктике и не имеют там своих баз (в данном вопросе они сотрудничают соответственно с Уругваем и Австралией). В то же время среди стран, имеющих крупнейшие экономики мира и уступающих Турции (Нидерланды, Саудовская Аравия, Швеция, Норвегия, Иран, Бельгия, Аргентина и Польша) только Саудовская Аравия и Иран не являются сторонами договора об Антарктике и не имеют там своих баз (хотя Иран тоже планировал основать в Антарктике свою базу). Создание базы здесь не создаст финансовых проблем для Турции. На первом этапе предусмотрено инвестировать 100 млн долларов.

Четвертая причина открытия научной станции в Антарктике связана с желанием Турции позиционировать себя в качестве глобальной силы и повысить собственный имидж. Использование Антарктики как средства внешней политики будет способствовать повышению значения Турции, и ее позиционированию как глобальной силы. Если Реджеп Тайип Эрдоган хочет, чтобы его популярность распространилась за пределы Ближнего Востока, арабского и исламского мира (где сейчас активна Турция), то должен проводить более активную политику по глобальным темам.

Пятая причина открытия научно базы в Антарктике – ее природные ресурсы, в том числе нефть. 50-летний срок запрета на их эксплуатацию истекает в 2048 г. Сегодня известно, что в Антарктике есть месторождения угля, железа, платины, хрома, никеля, золота и 20 видов других полезных ископаемых. Например, месторождения нефти, находящиеся в районе моря Росса (подконтрольные Новой Зеландии), по своим запасам уступают только Саудовской Аравии. По словам ученых (2008 г.), нефтяные запасы морей Росса и Уэдделла могут составить 50 млрд баррелей. В 1991 г. (во время подписания протокола) численность населения мира составляла 5,4 млрд человек, тогда как сегодня эта цифра уже достигла 7 млрд. Прогнозируется, что в 2048 г. этот показатель повысится до 9.3 млрд человек. Это означает, что через 30 лет вокруг эксплуатации природных ресурсов Антарктики развернутся серьезные дискуссии. А для этого важно, чтобы Турция «в спешном порядке протянула руку» к Антарктике, для чего нужно уже сегодня готовить соответствующих специалистов.

Шестая причина открытия научной станции в Антарктике – внести свой вклад в сохранение ее экосистемы. Большая часть ледников мира находится в Антарктике. Запасы пресной воды здесь оцениваются в 30 млн куб км. Откалывающиеся каждый год от Антарктики ледники адекватны потребностям в питьевой воде 5 млрд человек. Их объемы составляют 688 куб. км, что больше пресной воды всех рек мира вместе взятых. Лед Антарктики может использоваться в коммерческих целях (ранее планировалось перевезти из Антарктики в Африку и Саудовскую Аравию миллионы тонн льда). Каждые 20 лет глобальный спрос на воду удваивается. Один из возможных ущербов, который может быть нанесен экосистеме Антарктики, касается ее видов рыб и ракообразных. В водах Антарктики содержатся самые обильные запасы этих видов животных в мире. Здесь проживают 35 разных типов пингвинов, 200 видов рыб, 12 типов китов и десятки видов птиц. Все это страны Третьего мира рассматривают как важный источник питания.

Главный специалист группы космических и спутниковых технологий TÜBİTAK, инженер Садык Мурат Юксел в свою очередь подчеркивает важность создания базы в Антарктике в аспекте слежения за спутниками: «Для одного из наших спутников – Rasat II – очень важно создание базы в Антарктике, поскольку в связи с формой планеты Земля Rasat II проходит над территорией Турции четыре раза в день, тогда как над Антарктикой – 14 раз. Это означает, что, используя эту станцию, мы получим больше данных и фотографий. База в Антарктике очень важна для наших космических исследований»[vi].

Итак, третья экспедиция станет важным шагом Турции на пути создания научного лагеря и получения статуса страны-консультанта в системе Договора об Антарктиде (страны, обладающей правом голоса по вопросам Антарктики). В настоящее время Турция имеет статус страны-наблюдателя в системе Договора об Антарктике. По всей вероятности, турецкая научная база на острове Хорсшу откроется в ближайшем будущем – до 2023 г., когда Турция будет отмечать 100-летие со дня создания республики. Это повысит имидж и потребность Турции («Новой Турции Эрдогана»). Вышеизложенное свидетельствует о том, что в Турции придают большое значение основанию собственной базы в Антарктике. Вышеперечисленные факторы, стимулы и мотивы подталкивают Турцию основать научную базу в Антарктике. В дальнейшем число этих стимулов и факторов может увеличиться, учитывая мировое технологическое развитие, возможности глобального потепления, постоянно увеличивающиеся притязания Турции, конкуренцию со странами региона. Таким образом, основание собственной базы в Антарктике важно для Турции в экономическом, политическом, научно-исследовательском и, возможно, военном аспекте.

[i] 3. Ulusal Antarktika Bilim Seferi başlıyor, Aydınlık, 28.01.2019.

[ii] Antarktika’da «yerli üretim» kıyafetlerle ısınıyorlar, TRT Haber, 06.02.2019.

[iii] Türk ekibi Antarktika’ya ayak bastı, Vatan, 04.02.2019.

[iv] Antarktika Türk bilim insanlarına ‘laboratuvar’ oldu, Anadolu Ajansı, 13.02.2019.

[v] Antarktika kayaçları Mars araştırmalarına ışık tutacak, TRT Haber, 11.02.2019.

[vi] Габриелян Айк, Турция создает первую научно-исследовательскую базу в Антарктике, Институт Ближнего Востока, 27.03.2017.

 

62.65MB | MySQL:102 | 0,515sec