О некоторых итогах 12-й ежегодной международной конференции Института исследования национальной безопасности

В Тель-Авиве 28-29 января 2019 года прошла 12-я ежегодная международная конференция Института исследования национальной безопасности (INSS). Эксперты INSS, приглашенные политики и бывшие высокопоставленные военные (Яир Лапид, Авигдор Либерман, Ципи Ливни, Гади Айзенкот, Моше Яалон, Нафтали Беннет, Тамар Зандберг, Исаак Герцог и др.) обсуждали вопросы, которые связанны с внутренней, региональной и международной ситуацией и оказывают прямое или опосредованное влияние на национальную безопасность Израиля. В ходе пленарных заседаний были определены основные препятствия на пути достижения стратегических целей Израиля[i].

В целом по оценке ситуации с национальной безопасностью Израиля на начало 2019 года еврейское государство достигло впечатляющей военной, политической, технологической и экономической мощи. В то же время существует опасность возникновения вооруженного конфликта на нескольких фронтах и ряд ограничений для нынешней политики Израиля, которая опирается на военные действия и не достаточно решительно использует политические возможности. В сфере национальной безопасности, за исключением того, что Ирану не было позволено консолидировать свою власть и влияние в Сирии и передавать оружие «Хизбалле», Израиль решил сохранить статус-кво, а не использовать активный подход, который способствовал бы достижению его стратегических национальных целей.

В условиях обострения противоречий между противоположными позициями по различным аспектам политики, в т.ч. в социальных сетях, Израилю становится все труднее определять свои стратегические цели и достигать их. В основных сферах израильской политики обозначены следующие препятствия для этого.

Во-первых, сомнительно, что «кампания между войнами» (доктрина бывшего начальника Генерального штаба Армии обороны Израиля  Г.Айзенкота) привела к успеху, и Израиль достиг стратегической цели на северном фронте – иранские силы выведены из Сирии и прекращены поставки передового оружия «Хизбалле». Политическое руководство воздержалось от использования этой кампании в качестве основы для проведения дополнительных политических действий.

Во-вторых, Израиль и его враги – Иран, «Хизбалла» и даже ХАМАС – не хотят войны. Взаимное сдерживание сохраняется. Несмотря на воинственную риторику представителей Ирана, «Хизбаллы» и ХАМАСа и отказ Израиля от политики не брать на себя ответственность за свои атаки в Сирии, все стороны заинтересованы в том, чтобы уровень интенсивности конфликта оставался ниже порога войны. Однако гонка вооружений и наращивание военной мощи Ирана, «Хизбаллы» и других игроков на северном фронте усилились и стали причиной инцидентов, которые увеличивают риск эскалации. Аналогичным образом, гуманитарный кризис в секторе Газа и попытка ХАМАСа перевести стрелки на Израиль в условиях оказываемого на него давления усиливают и без того нестабильную ситуацию.

В-третьих, тенденция ухода Соединенных Штатов с Ближнего Востока. Отмечается диссонанс в политике президента США Дональда Трампа. С одной стороны, Д.Трамп борется за то, чтобы Соединенные Штаты оставались ведущей мировой сверхдержавой, а с другой стороны, он бросил вызов принципам существующего мирового порядка, подрывая альянсы, на которых основывалась американская мощь, позволяя России господствовать на Ближнем Востоке. Для достижения важнейшей цели Израиля – прекращение закрепления Ирана в Сирии и даже вытеснения его из Сирии – необходимо участие США. Речь идет о блокировании иранского сухопутного коридора из Ирака в Сирию, а также руководстве международными процессами, которые должны привести к выводу иностранных сил из Сирии, прежде всего Ирана и подконтрольных ему отрядов. Односторонний уход американцев из этого района и передача контроля над ним Ирану и России максимально затруднит достижение этой цели.

В-четвертых, тесные отношения между Израилем и США в эпоху правления Д.Трампа свидетельствуют об укреплении союза между странами. В то же время президент Д.Трамп может быстро изменить свое мнение и об Израиле, если тот предпримет шаги, которые вовлекут Соединенные Штаты в очередную войну на Ближнем Востоке и подвергнут опасности американские вооруженные силы. Администрация Д.Трампа работает над мирным планом по урегулированию израильско-палестинского конфликта, который, по-видимому, должен принести пользу Израилю, и предприняла шаги, которые лишают Соединенные Штаты их роли беспристрастного посредника, принимаемого обеими сторонами. Однако, похоже, Вашингтон не принял во внимание последствия очередного провала политического процесса между Израилем и палестинцами, что может подорвать отношения между Израилем и Белым домом, если израильское правительство отклонит его «сделку века», как только документ будет представлен. Другим фактором, который может негативно повлиять на израильско-американский союз, – развитие отношений между Израилем и Китаем, что сильно беспокоит Соединенные Штаты. Тесные отношения с администрацией Д.Трампа также оказывают негативное влияние на связь между Израилем и значительной частью американской еврейской общины, которая выступают против политики действующего президента США. Это обостряет полемику между Израилем и американским еврейством относительно разницы в подходах к демократическим и либеральным ценностям и еврейскому плюрализму.

В-пятых, значение израильско-палестинского конфликта в региональном и международном контексте снизилось по сравнению с другими проблемами. Тем не менее, отношения Израиля с государствами Персидского залива и с арабскими и мусульманскими странами в целом не были формализованы, несмотря на успешное развитие неофициальных отношений и беспрецедентного сотрудничества, основанного на частично совпадающих интересах, особенно направленных на противодействие усилению влияния Ирана в регионе. Основным препятствием для улучшения отношений Израиля с мусульманскими соседями является отсутствие политического прогресса с палестинцами.

В-шестых, Израиль утратил инициативу в отношениях с палестинцами. Внешне израильское правительство поддерживает политический процесс, но на практике оно сосредоточено на поддержании статус-кво. Израиль утверждает, что у него нет партнера для переговоров по достижению соглашения, хотя Палестинская национальная администрация (ПНА) продолжает придерживаться ранее достигнутых принципиальных политических договоренностей. В Израиле сомневаются в способности ПНА выполнить будущие соглашения, если они будут достигнуты. Между тем, несмотря на свои заявления, израильское правительство заключает сделки с ХАМАСом – организацией, которая осуществляет террор против Израиля и отрицает право Израиля на существование. Предположительно, договоренности с ХАМАСом долго не продлятся, если не будут приложены международные усилия, в том числе межарабские, по восстановлению сектора Газа в соответствии с принципом «восстановление в обмен на отказ от наращивания военной мощи». В долгосрочной перспективе Израиль должен стремиться к созданию условий, которые позволят ПНА вновь взять под контроль сектор Газа, разоружить военное крыло ХАМАСа, лишая его способности угрожать Израилю. Это должно быть сделано для того, чтобы реализовать принцип демилитаризации палестинского государственного образования в секторе Газа, а также на Западном берегу р. Иордан.

В-седьмых, индекс национальной безопасности Израиля, подготовленный и проанализированный INSS, показывает, что за последние три десятилетия произошло резкое снижение ценности мира в глазах еврейского населения Израиля, а также стало меньше уверенности в том, что Израиль может реализовать принцип «двух государств для двух народов». Хотя решение палестино-израильского конфликта на основе создания двух государств по-прежнему является предпочтительным вариантом для большинства населения (58%). Между тем выявлена тенденция уменьшения желания большинства еврейского населения (около 70 %) отделиться от палестинцев на основе базового политического принципа раздела Земли Израиля.

В-восьмых, арабское население Израиля находится в особенно поляризованной реальности. С одной стороны, израильские арабы постепенно интегрируются в гражданское общество Израиля и получают выгоду от государственной политики, которая на практике продвигает пятилетний план инвестиций в арабские муниципалитеты. С другой стороны, палестинская идентичность значительной части арабского населения поощряет недовольство и насильственный дискурс среди израильских евреев, которые рассматривают арабов как пятую колонну, что подрывает статус арабов как равноправных граждан Израиля. Принятие Основного закона о нации («Хок леом») усугубил раскол между еврейским и нееврейским населением. Хотя сам закон, несмотря на националистическую риторику и мрачную вокруг него общественную атмосферу, не меняет существующее положение граждан Израиля, он бесчестит все группы арабского населения и подрывает их чувство принадлежности к стране. Некоторые рассматривают этот закон и другие шаги, предпринимаемые правительством Израиля, как угрозу израильской демократии. Речь идет о Законе о нации, Законе о регулировании поселений на Западном берегу р. Иордан (или «Закон об экспроприации» палестинских земель от 2017 года), Закон о лояльности в культуре, Закон о преодолении вердиктов БАГАЦ (который по словам председателя Верховного суда Израиля Эстер Хают сводится к отмене конституционной защиты прав человека, закрепленных в Основном законе).

На сегодняшний день Израиль столкнулся с двумя основными стратегическими проблемами: израильско-палестинским конфликтом и закреплением Ирана в северных приграничных районах.

В Израиле нет четкого (публичного или скрытого от общественности) видения решения основной проблемы – отделения политического, территориального и демографического от палестинцев, – которая заключается в разделе Земли Израиля или аннексии Западного берега р. Иордан, что заставит взять на себя ответственность за 2,5 млн палестинцев. От «сделки века» президента Д.Трампа не ожидают того, что она изменит правила игры, будучи привлекательной для Израиля, палестинцев или для обеих сторон, и, если не будет сюрпризов, то этот американский план не приведет к решению конфликта.

Таким образом, было бы правильно принять стратегию, которая обеспечивает гибкость и возможность корректировки в соответствии с изменениями и ограничениями при различных возможных сценариях. В сфере израильско-палестинского конфликта определенная экспертами INSS стратегия для Израиля сосредоточена на ряде мер, которые необходимо осуществить, чтобы добиться прогресса в отделении от палестинцев, не допустить скатывания в реальность одного двунационального государства, поддерживать способность продвигать политические договоренности в будущем и способствовать укреплению Израиля в качестве безопасного, нравственного, еврейского демократического государства.

В районах к северу от Израиля политические шаги также жизненно необходимы. Иран не откажется от своих двух основных стратегических целей – ядерного потенциала и регионального влияния – хотя и ожидается, что Тегеран адаптирует цели и способы их достижения к изменяющейся региональной и международной ситуации и, в соответствии с ней, возможно, отложит реализацию своих планов. Таким образом, Иран не выведет своих военных и подконтрольных ему сил из Сирии добровольно. Он вложил слишком много ресурсов в Сирию, чтобы отказаться от планов на Сирию, которая занимает центральное место в иранской стратегии регионального влияния и, в частности, укрепления западного шиитского подразделения. С этой целью Иран развернул свои военные силы, как местные, так и иностранные, которые в настоящее время помогают Башару Асаду в восстановлении контроля над страной и которые, в случае необходимости, могут быть задействованы против Израиля в интересах Ирана. Израильские эксперты утверждают, что Иран старается максимально заселить шиитами районы Сирии, которые представляют для него стратегический интерес – это, прежде всего, район сирийско-ливанской границы. Иранцы используют образовательные и культурные механизмы, чтобы привить свои взгляды различным группам населения Сирии. Предпринимая эти меры, Иран усиливает свое влияние в долгосрочной перспективе. Медленные, но решительные действия, призваны ослабить бдительность режим Асада.

По оценке INSS, закрепление иранцев в Сирии невозможно остановить только военными действиями; они должны сопровождаться политическими шагами. Россия, которая считает себя игроком, уравновешивающим силы в соответствии со своими интересами, является ключевым фактором в этом отношении. Соответственно, Израиль должен убедить Россию и Б.Асада в том, что продолжающееся наращивание иранских аванпостов в Сирии нанесет ущерб Дамаску и его способности стабилизировать ситуацию в стране и начать процесс ее восстановления. Израиль также может сформировать коалицию из прагматичных арабских суннитских государств, которые будут готовы вкладывать ресурсы в восстановление Сирии при условии выдавливания оттуда Ирана и его влияния. Израильская «кампания между войнами», направленная на предотвращение консолидации Ирана в Сирии, может привести к тому, что будет нанесен ущерб российским силам или режиму Б.Асада. Это может изменить отношение Москвы к Израилю и его действиям в Сирии и привести к тому, что Россия заблокирует действия Израиля в сирийском воздушном пространстве.

Способ улучшить стратегическое положение Израиля – усилить позиции Израиля в регионе в свете совпадения его интересов с интересами основных суннитских арабских государств, которые в первую очередь заключаются в блокировании растущего влияния Ирана в регионе. Для этого необходимо добиться прогресса в политическом процессе с палестинцами. Позитивное развитие в этом направлении, по сути, будет иметь отношение не только к решению палестинской проблемы, но и поможет Израилю решить его основные стратегические задачи. Общая тенденция ухода Соединенных Штатов с Ближнего Востока, по мнению израильских экспертов, может способствовать укреплению регионального положения Израиля, если в координации с администрацией США Израиль возложит на себя решение тех задач по установлению региональной стабильности, которыми ранее занималась Америка.

[i] Препятствия на пути достижения стратегических целей Израиля: основные идеи 12-й ежегодной международной конференции INSS // INSS. 12.02.2019. URL: http://www.inss.org.il/publication/obstacles-israels-strategic-objectives-main-insights-inss-12th-annual-international-conference/?offset=1&posts=2136 (на англ. яз.)

52.24MB | MySQL:103 | 0,485sec