К итогам трехстороннего саммита по Сирии: взгляд из Ирана

14 февраля в Сочи прошел четвертый трехсторонний саммит по Сирии с участием президентов трех стран-гарантов перемирия – России, Ирана и Турции. Главной темой переговоров между лидерами союзнических стран стал формат дальнейшего сотрудничества после вывода Вооруженных сил США из Сирии. Согласно заявлениям американских военных, вывод войск начнется через несколько недель.

Президент РФ Владимир Путин отметил, что решение США может стать позитивным шагом на пути стабилизации ситуации в регионе, где законное правительство должно восстановить контроль. Президент Ирана Хасан Роухани со своей стороны назвал переговоры полезными, но выразил недоверие к заявлениям Вашингтона о выводе войск. Он подтвердил позицию своей страны по необходимости сохранения территориальной целостности Сирии и очистки страны от террористов.

По итогам трехсторонних переговоров было опубликовано совместное заявление из 17 пунктов, подписанное тремя президентами.  В заявлении стороны подчеркнули решимость укреплять трехстороннюю координацию в рамках их соглашений, подтвердили свою «твердую и неизменную приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики, а также целям и принципам Устава ООН», и что эти принципы должны соблюдаться повсеместно, и никакие действия, независимо от того, кем они были предприняты, не должны подрывать их. Стороны отвергают все попытки создания новых реалий на местах под предлогом борьбы с терроризмом, и выразили решимость противостоять сепаратистским планам, направленным на подрыв суверенитета и территориальной целостности Сирии, а также национальной безопасности соседних государств. Лидеры трех стран сошлись на мнении, что решение США о выводе своих сил из Сирии, если оно будет выполнено, станет шагом, который поможет укрепить стабильность и безопасность в стране.

Особое внимание было уделено ситуации в зоне деэскалации Идлиба и на северо-востоке Сирии. Президенты осудили попытки террористов организации «Хаят Тахрир аш-Шам» (запрещена в России) усилить контроль над этим районом и согласились эффективно противодействовать этим попыткам, а также решили принять конкретные меры по сокращению нарушений в районе деэскалации путем полного осуществления соглашений по Идлибу, включая Меморандум о стабилизации ситуации от 17 сентября 2018 года.

Они также подтвердили решимость продолжать сотрудничество с целью окончательного уничтожения «Исламского государства (ИГ), «Джебхат ан-Нусры» и всех других лиц, групп и организаций, связанных с «Аль-Каидой» или ИГ (все организации запрещены в России), и других террористических групп, признанных Совбезом ООН.

Как известно, страны-гаранты также взяли на себя обязательства по политическому урегулированию конфликта. В связи с этим, они намерен создать Конституционный комитет с участием конфликтующих сторон и представителя Генсека ООН по Сирии Гейра О. Педерсена. Комитет должен разработать проект Конституции для Сирийской Арабской Республики, который устроил бы все стороны. Однако, Конституционный комитет все еще не сформирован, т.к. не удается прийти к окончательному согласованию всех участников.

Были обсуждены также вопросы по гуманитарной помощи сирийскому населению, восстановления нормальной и мирной жизни страны, в частности объектов водоснабжения и электроснабжения, школ и больниц.

Стороны договорились и о следующей своей встрече, которая пройдет в апреле текущего года в Турецкой Республике. Помимо трехсторонних переговоров, Хасан Роухани встретился отдельно с В.Путинм и Р.Т.Эрдоганом. Они обсудили двусторонние, региональные и международные вопросы.

В Иране изначально была дана крайне высокая оценка Астанинскому процессу по урегулированию конфликта в Сирии, при трехстороннем посредничестве Ирана, России и Турции. Прошедший саммит в Сочи также получил одобрение со стороны иранских политиков. Говоря о координации между тремя странами за последние два года, член парламентского комитета по национальной безопасности и иностранным делам Алаэддин Боруджерди заявил, что эти три страны оказали влияние на установление прочной безопасности в Сирии. Он отметил, что обсуждение конституции на этом саммите является очень важным, но судьба конституции Сирии должна быть определена сирийским правительством и народом. Что касается проблемы Идлиба, то А.Боруджерди подчеркнул, что окончательная точка зрения Ирана заключается в том, что террористы должны покинуть Сирию, и суверенитет сирийского правительства и его вооруженных сил должен распространяться по всей территории Сирии.

Член парламентской комиссии напомнил, что только две страны – Иран и РФ, находятся на территории САР по приглашению сирийского правительства, но такая страна, как Соединенные Штаты, которые присутствуют незаконно, должны незамедлительно покинуть Сирию. Он считает, что итоги прошедшего саммита могут помочь сохранению прочной безопасности в арабской республике.

Свое мнение по поводу саммита в Сочи выразил и бывший посол ИРИ в Сирии Хоссейн Шейхольислам. Он считает, что это мероприятие, по сравнению с Варшавой (западный формат урегулирования), представляет собой «великую победу и успех». «Сочи — это идеальное соглашение на самом высоком уровне по самой острой проблеме Сирии, с самым разумным и дружественным решением», — считает дипломат. Он добавил: «В этой связи мы должны поздравить иранский народ и выразить соболезнования Джону Болтону (помошник президента США по национальной безопасности – авт.). Сравните саммит в Варшаве с саммитом в Сочи: с одной стороны, модель США привела к Варшавской конференции, которая собрала некоторых людей без цели и результата, в то время как встреча в Сочи представляет собой большую победу и успех против недобросовестности и провала американцев».

По мнению Х.Шейхольислама, подобное сравнение показывает, что в Сочи была проведена фундаментальная, логичная и жизненно важная работа по наиболее важному вопросу в сирийском регионе, и были приняты конкретные решения. Было принято не только базовое решение, но и выработаны рычаги, они внедряются и скоро войдут в этап эксплуатации. Бывший посол оценил все заявления в Сирии как крайне удачные для четырех стран – России, Ирана, Турции и Сирии. «Саммит в Сочи представляет собой конструктивное и вдохновляющее партнерство, в котором подняты все основные проблемы, такие как необузданный терроризм, в случае с Идлибом они также подчеркивают, что не намерены решать вопрос военным путем. Конечно, было оказано давление на Турцию, поскольку жизнь террористов связана с Турцией, и они использовали ее территорию для передвижения и поставок вооружений и техники, в то время как турки обещают сотрудничать для достижения цели», — отметил посол.

Что касается присутствия США, то Х.Шейхольислам подчеркнул, что их нахождение в Сирии изначально было незаконным, кроме того, они не участвуют в урегулировании конфликта. «Их присутствие в Сирии стоило им дорого, хотя они не сыграли никакой роли в сирийском вопросе», — добавил дипломат.

Еще один иранский эксперт по вопросам Западной Азии Мохаммад Садек Кошки, считает, что особенность саммита в Сочи заключается в том, что там удалось перевести в общее русло все наиболее эффективные факторы, влияющие на сирийский кризис, а выход США не имеет большого влияния на политику Ирана и России в САР. «Проблема Идлиба и прекращение сирийского кризиса — долгий процесс. Очевидно, что одной или несколькими встречами решить все проблемы невозможно. Кроме того, мы знаем, что не все стороны, влияющие на конфликт, принимают участие в Астанинском формате», — отмечает эксперт. Он добавил также, что переговоры в Астане охватывает лишь 60-70% имеющихся в Сирии проблем, и даже те, кто вовлечен в этот процесс, при всем стремлении  положить конец войне, видят разный итог конфликта и преследуют разные цели, что усложняет выход из конфликта. В частности речь идет о судьбе Идлиба, и, по словам эксперта, важнейшим достижением Сочи стала договоренность о политическом решение этой проблемы, т.к. все стороны осознают тяжелые последствия от военного решения.

Что касается обеспокоенности Турции по поводу возможного потока беженцев, то М.Кошки считает, что в случае военного решение следует ожидать десятки тысяч погибших, и это будет самой кровавой битвой за все годы войны в Сирии. На этом фоне вопрос беженцев носит второстепенный характер. Кроме того, эксперт подчеркнул, что каким бы путем не был решен вопрос Идлиба – мирным или военным, около 50 000 человек из более 70 стран должны будут покинуть Сирию. При военных действиях многие из них погибнут, если же пройдут переговоры, то их обязуют покинуть Сирию, и если в своей стране у них есть угроза привлечения к уголовной ответственности, то ближайшая страна, куда они смогут перебраться — Турция. Говоря о сроках, М.Кошки считает, что переговоры могут продлиться еще на долгое время, пока все пункты политического решения не будут окончательно согласованы всеми сторонами.

В Сочи прошла еще одна неформальная встреча с участием президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, об итогах которой не было опубликовано никаких заявлений. Ранее пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков сообщил о возможности четырехсторонних переговоров, но они никак не связаны с Астанинским форматом по Сирии. Встреча была проведена лишь по случаю присутствия всех лидеров в Сочи с целью обмена мнениями по региональным вопросам, представляющим интерес для всех сторон. В частности, интересы Ирана и Беларуси сходятся в контексте взаимодействия по линии Евразийского экономического союза. Напомним, что парламент ИРИ намерен в скором времени ратифицировать договор о преференциальной торговли с ЕАЭС, одним из крупных в котором является белорусский рынок.

52.27MB | MySQL:103 | 0,635sec