О плане американских аналитиков по урегулированию ливийского конфликта

В связи с последними событиями в Ливии в США все более активизируются различные аналитические центры, которые предлагают усилить роль Вашингтона в рамках выхода из ливийского кризиса путем использования новых алгоритмов действий, и, прежде всего, в рамках разработки и использования так называемой схемы «децентрализации единой Ливии на основе ряда городов». То есть, имеется ввиду создание некой устойчивой модели федеративной Ливии с опорой на ключевые города-государства, под которыми надо полагать Триполи, Мисурату, Тобрук, оплот клана зинтан на востоке страны, а также Феццан. В этой связи группа американских аналитиков, близких к ООН, недавно опубликовала свои соображения под эгидой Центра по гуманитарному диалогу в Женеве. Этот центр провел на сегодня более 70 отдельных заседаний в Ливии и других странах, в которых приняло участие в общей сложности более 7000 ливийцев (более четверти из них женщины). В результате ООН была предложена некая программа действий, которая базируется на десяти пунктах.
1. Единство и национальный суверенитет Ливии должны быть сохранены при наличии при этом культурных различий в рамках децентрализации. Это влечет за собой полный отказ от негативного иностранного вмешательства.
2. Необходимо рациональное и эффективное демократическое управление. Это должно быть основано на четких и объективных критериях и компетенциях, а не на племенных, политических или региональных предпочтениях. Это требует достижение большей транспарентности в государственных делах и назначениях, а также строгий судебный надзор, свободный от всякого принуждения и давления.
3. Достижение необходимого уровня безопасности, которой необходимо достичь прежде всего в повседневной жизни путем создания сильного и независимого аппарата безопасности и единой армии. Эти силы, основанные на национальных ценностях, должны безусловно находиться под гражданским и судебным надзором.
4. Единые суверенные и военные институты должны быть защищены от политических, партийных и региональных вмешательств. Эти институты должны действовать в интересах всех ливийцев.
5. Национальные ресурсы Ливии должны быть защищены. Экономические реформы необходимы для прекращения коррупции и растраты государственных ресурсов. Строгий контроль за государственными расходами и финансовыми учреждениями.
6. Справедливое распределение доходов от эксплуатации ресурсов Ливии. Это влечет за собой увеличение ассигнований на муниципалитеты и бюджетов для крупных проектов по реконструкции и инфраструктуры. Необходимо создать специальный фонд для реинвестирования части богатств, генерируемых за счет экспорта нефти, для устойчивого развития регионов через те компании, которые занимаются нефтедобычей в том или ином районе.
7. Функционирование государства должно основываться на эффективном местном управлении. Это требует укрепление потенциала и пересмотр нынешней законодательной базы и системы муниципалитетов. Важно, чтобы муниципалитеты продолжали действовать в качестве аполитичных органов и в интересах граждан.
8. Переходный этап должен быть окончательно завершен принятием Конституции на основе консенсуса, который может объединить страну.
9. Безопасные и прозрачные выборы должны проводиться без каких-либо препятствий для участия в них всех ливийцев.
10. Национальное примирение должно быть достигнуто на основе традиционной Ливийской практики, ценностей и уважения главенства правосудия. Процесс примирения должен быть автономен от любого иностранного вмешательства.
При этом американские эксперты предлагают для придания конкретности по реализации этого плана использовать двухвекторную стратегию: концентрация усилий на основе альянса городов-государств и более активное вовлечение американского руководства в политическую и стратегическую поддержку этого подхода. Эта стратегия также предусматривает оказание гораздо более сильной поддержки продолжающимся усилиям миссии ООН в Ливии. Эти усилия сейчас гораздо более перспективны, чем в прошлом. Роль Вашингтона и других внешних субъектов должны концентрироваться на помощи реализации этих планов. Всенародные выборы и, возможно, референдум по новой конституции, должны стать ключевым пунктом долгосрочного политического видения Ливии. Нет альтернативного способа создать долгосрочное законное правительство Ливии, которое может быть поддержано большинством населения. Но этот процесс не нужно торопить (это соображение кардинально расходится с видением Парижа). На сегодня в Ливии насчитывается порядка 150 различных отрядов ополченцев, большинство из которых насчитывают от 50 до 200 боевиков и только немногие из них обладает численностью более 500 бойцов. При этом их лояльность может меняться очень быстро в основном в связи с конкретными экономическими интересами, но не идеологией. В этой связи работа по централизации этих отрядов должна включать в себя учет их боевого потенциала, степень централизации их руководства, анализ источников их законных и незаконных доходов, а также уровень поддержки, которую они получают в своих собственных общинах (часто это кварталы конкретного города). С точки зрения власти и влияния, наиболее влиятельные ополченцы действуют в шести ключевых городах или регионах: Триполи (около 6 тыс. бойцов различных милиций), Зинтан (вблизи Триполи, на его западном фланге. Около 2,5 тыс, активных боевиков плюс порядка 3 тыс. резерва), Мисурата (примерно 3 тысячи боевиков), Центральная Ливия (в том числе Сирт и Джуфра), Южная и Восточная Ливия (в том числе Бенгази, Мардж, Сукна, Тобрук, Аджабия и Дерна; около 25 тыс. штыков). При этом есть еще и Феццан (от 10 до 100 тыс. туарегов и бедуинов, а также 50 тыс. тубу).
В докладе особенно подчеркивается, что настало время для Соединенных Штатов серьезно заняться Ливией. Такое участие было эпизодическим в лучшем случае с 2011 года и почти полностью отсутствовало после убийства четырех американцев в Ливии в сентябре 2012 года (авторы доклада забыли о долгой истории участия американского спецназа и авиации в штурме Сирта, что было уже после 2012 года- авт.). В этой связи Вашингтон мог бы поставить во главу угла стремление к координации усилий различных внешних субъектов. На настоящее время некоторые из них находятся на грани ведения войны внутри Ливии. Это должно прекратиться с учетом жесткого прессинга на них со стороны США. В этой связи даже частичный прогресс на этом направлении поможет создать устойчивое мнение в мире о том, что никакой реальной альтернативы Вашингтону для выполнения этой миссии нет. Дополнительный аспект этой стратегии будет направлен на расширение возможностей специального представителя генеральный секретарь ООН Г.Саламе и вообще Организации Объединенных Наций внутри страны. Центральный механизм реализации этого стратегии должен включать в себя стимулирование интеграционных процессов среди местных племен, которые обеспечивают местную безопасность, и политических органов, как на национальном, так и на местном уровнях, путем выделения им средств, включая помощь в обеспечении безопасности. Другим организациям и муниципальным органам власти могут быть предоставлены ресурсы для работы в области здравоохранения, образования, водоснабжения и санитарии. Такие платежи надо производить регулярными траншами. Это позволит провести тщательный анализ трат, а также корректировать позиции того или иного деятелями полевого командира с соответствующей корректировкой ежемесячной выплаты. Сегодня такие выплаты ополченцам со стороны ООН уже происходят, но они часто бессистемные, дублирующие друг друга и неадекватно обусловленные поведением ополченцев. В этой связи важно создать новый четкий прецедент в том вопросе, который будет стимулировать новых игроков для входа в процесс общей инкорпорации в рамках нарастания «снежного кома». В этой связи немного отвлечемся и подчеркнем, что то, что предлагает группа американских аналитиков в принципе повторяет некоторые основные пункты реализации программы «локальных перемирий», которую успешно реализует Россия в Сирии. За одним исключением — у России нет возможности санкционного давления и финансовых подачек, которое так широко предлагается использовать в Ливии.
В этой связи, по оценке авторов этого доклада, становится очевидной уникальная роль Вашингтона. В то время как многие внешние субъекты должны внести важный вклад в стабилизации Ливии, Соединенные Штаты имеет особую позицию, которая незаменима для успеха любой инициативы. Это не значит, что Вашингтон должен нести на себе «львиную долю» в этом процессе. Это также не исключает расширения роли других внешних субъектов— например, Европейского союза, но роль США в данном случае заключается в эффективной координации международных усилий. Страна способна играть роль лидера и в какой-то степени честного брокера. Вашингтон имеет все возможности для того, чтобы возглавить борьбу за сокращение франко-итальянской конкуренции с отголосками все еще резонирующими от колониального прошлого. Это также может помочь разрядить конкурентную динамику между катаро-турецкой осью и египетско-эмиратской. Например, американцы могли бы оказать поддержку Каиру в рамках его процесса по созданию единой централизованной армии Ливии и вывести его на более всеобъемлющий и инклюзивный уровень. Несмотря на сложную историю американо-ливийскую отношений, США воспринимается большинством ливийцев как самая нейтральная сильная внешняя сила. Доказательством этого стала ведущая роль Вашингтона в разрешении нефтяного кризиса в Ливии в середине 2018 года, чтобы Ливия могла снова получить доступ к валютной выручке. От себя отметим, что Вашингтон в данном случае волновала не валютная выручка Ливии, а розничные цены на бензин внутри США накануне промежуточных выборов в Конгресс. И вся «конструктивная роль» в данном случае свелась к угрозам санкций в отношении главного возмутителя спокойствия тогда в лице главкома ЛНА Х.Хафтара.
По оценке авторов доклада, на следующем этапе развития Ливии Соединенные Штаты должны рассмотреть вопрос о восстановлении своего официального и постоянного присутствия. Это означает создание силовой и политической структуры, которая будет доступна ливийцам из многих регионов и племенных общин. Она должна включать в себя структуры экономического развития и помощи, которые должен работать в ряде ключевых городов страны. При этом существуют риски нападений, что подразумевает наличие здесь ограниченных контингентов Вооруженных сил США.
В основу политики США в Ливии должна быть положена «городская модель», или опора на реперные города-государства. Без достижении компромисса с ними трудно говорить о реальном воплощении главного пункта внутриливийского урегулирования — проведение общенациональных выборов. Национальные выборы, хотя они и крайне важны, не равнозначны учреждению демократии в Ливии или где-либо еще. Центральным моментом в данном случае является восстановление новой системы сдержек и противовесов. Без этого элемента поспешные национальные выборы, вместо улучшения управления или политической легитимности в Ливии, усилит влияние внешних игроков и процесс ее децентрализации. В обозримом будущем, необходимо сочетание местных выборов с инкорпорированием в политическую архитектуру страны местных традиционных инструментов управления. В некоторых городах может быть даже предпочтительнее использовать что-то более похожее на систему племенных собраний, а не классические выборы. То есть надо использовать представительство каждой из нескольких влиятельных групп, а не полагаться на механизм «победитель получает все», что может вызвать только новые вооруженные мятежи. На сегодня нынешние институты Ливии рассматриваются, как имеющие сомнительную легитимность и эффективность в лучшем случае, включая даже те, которые вытекают из нынешней редакции ливийского политического соглашения 2015 года. Это вынуждает Г.Саламе передать ряд дипломатических функций не входящим в ООН субъектам (таким, как «Центр гуманитарного диалога» в Женеве, «Консультативная группа по диалогу» в Амстердаме и «Инициатива по управлению конфликтами» в Хельсинки), чтобы иметь возможность протестировать идеи и пути, которые было бы трудно сделать более официально. Этот механизм надо использовать. Если ливийцы увидят, что Саламе регулярно принимают в Вашингтоне на высоком уровне, как это уже имеет место в Каире, Абу-Даби, Париже и Риме, это автоматически увеличивает его значимость в их глазах. Саламе следует поощрять к поиску краткосрочных политических процессов, опирающихся на местные институты власти для расширения их представительства на национальном уровне. В этой связи новый парламент может быть смесью действующих депутатов с дополнительными представителями военных и политических советов племен и отдельных городов. Политическая модель, ориентированная на города придаст значительную автономию муниципалитетам, уменьшив политическую значимость национального правительства в большинстве вопросов, затрагивающих повседневную жизнь ливийцев. Муниципалитеты будут иметь контроль над большинством законов и правоохранительных органов, ресурсном обеспечении и формировании бюджетов, влияние на местные службы, и даже местные структуры управления. Американская дипломатия и помощь должна будет сосредоточена на этом уровне власти, наращивание его потенциала и укрепление власти центра там, где это возможно. В конечном счете, новая конституция могла бы создать постоянные механизмы выборов на национальном уровне. Но при этом нет никакой нужды в спешке в рамках их проведения. На сегодня импровизированные процедуры на местах могут работать лучше всего. Расширение прав и возможностей конкретных населенных пунктов и создание национальных учреждений на местном уровне должны быть сейчас в приоритете. И основной задачей на сегодня является воссоздание городской модели экономики. В области экономики необходимо предпринять два основных усилия. Во-первых, необходимо продолжать основные структурные реформы. Этот процесс потребует продолжения работы с центральными учреждениями, а также сосредоточения внимания на вопросах национальной политики, таких как валютный курс и реформа субсидий. Во-вторых, распределение ресурсов должно быть более транспарентным и методичным по городам и другим местным структурам. Экономические реформы должны продолжать сокращать субсидии, искусственные обменные курсы и возможности черного рынка, которые истощают национальную казну, позволяя ополченцам получать незаконные источники финансирования. Соединенные Штаты могут продолжать содействовать принятию правильных решений ливийцами и в их интересах. В частности, Вашингтон мог бы способствовать ликвидации параллельного валютного рынка, который стимулирует девальвацию ливийской валюты. Но главное — такие меры уменьшила бы способность ополченцев (и некоторых гражданских лидеров) иметь альтернативные источники своего финансового благополучия. Условие получение ими централизованной помощи одно — они должны играть конструктивную роль в обеспечении безопасности для получения своей доли национальных доходов.
Еще одним элементом экономической реформы должно стать постепенное сокращение различных потребительских субсидий, особенно на нефтепродукты. Бензин в Ливии в настоящее время дешевле, чем вода! Ополченцы контрабандой вывозят субсидированные товары из Ливии, чтобы выгодно продать их в Тунисе и Египте. Таким образом, ликвидация нефтяных субсидий тоже снизила бы мощь и автономность ополченцев. Но этот процесс требует постепенности и осторожности, дабы избежать сценария восстаний конкретных групп. Необходимо навести порядок в финансовой дисциплине. Некоторым ополченцам платят «зарплату» четыре или пять отдельных министерств, широко представлен фактический рэкет государства в рамках предоставления услуг по защите, который вредит стране. Международное сообщество может помочь в данном случае в рамках улучшения технических параметров расходования статей бюджета, используя биометрические индикаторы и улучшенные базы компьютерной сети, что поможет избежать вероятность выплаты нескольких платежей одному и тому же получателю. Экономия национальных средств таким образом может помочь высвободить ресурсы для финансирования небольшой и профессиональной армии. Прежде всего в рамках контроля над береговой охраны, сил по защите ключевых районов столицы, нефтяных и газовых месторождений, ключевых объектов инфраструктуры. Важно при этом признать, что даже если бы такая стратегия была успешной, различные ополчения все равно сохранят свой частичный контроль над криминальными финансовыми потоками, такими, как незаконный ввоз мигрантов и незаконный оборот наркотиков. Отсюда важность создания более сильной и крупной береговой охраны.
Поощрение соблюдения согласованных стандартов ополченцами и другими местными субъектам должны сочетаться с репрессивными мерами в случае отказа их от их исполнения. Но как оценить такое соответствие теми или иными группами таких стандартов? Совершенно очевидно, что роль арбитража в данном случае должны играть нейтральные силы, но никак не сами ливийцы. Международный надзор под эгидой надежного главного игрока, такого как тот же Г.Саламе, является оптимальной моделью. В этой связи на предстоящей национальной конференции в этом году ливийские должностные лица должны делегировать полномочия по оценке поведения различных ополченцев нейтральному органу, который затем должен и подтверждать их право на ежемесячные (или ежеквартальные) выплаты из государственной казны на основе оценок из поведения. Ливийские технократы при желании могли бы помочь в консультировании такого органа. С целью сделать свои решения более понятными и легитимными, а также в рамках конкурирования с фейк-новостями эта группа должна публиковать и объяснять свои решения, используя легкодоступный веб-сайт, а также различные формы социальных медиа. Вышесказанное касается прежде всего статьи распределения доходов от экспорта нефти. Оптимальным при этом было бы создание при этом органе скромного, но пополняемого Международного фонда в рамках его влияния через транши на местные органы власти. Международные доноры при принятии решения о выделении средств также могут использовать рекомендации этого органа. Таким образом, эта стратегия может работать только с учетом обязательности международного присутствия в главных городах Ливии, что будет обеспечивать правильность критериев их оценок. К тому же такое присутствие будет обеспечивать постоянный контакт с местными структурами — мэрами, больницами, школами, командирами ополчения.
В ливийском контексте федерализм является политически нагруженным термином с учетом традиционной конкуренции между Триполитанией и Киренаикой. В этой связи в основе стратегии — прежде всего расширение прав и возможностей муниципалитетов, которые по факту уже взяли на себя большинство полномочий центра после падения режима Каддафи. И международные доноры действовали соответственно. Например, Агентство Соединенных Штатов по международному развитию (USAID)/отдел переходных инициатив (OTI), Программа развития стран (ПРООН) и некоторые европейские доноры в настоящее время напрямую работают с муниципалитетами, что помогает охватить до 75% населения. Эта работа должна продолжаться и становиться более системной. Одним из проявлений такого нового подхода может стать восстановление школьной системы, город за городом. Именно сектор образования является ключевым, поскольку он позволяет начать готовить следующее поколение ливийской молодежи к будущему в нужном ключе и частично сократит базу рекрутов для полевых командиров. На сегодня система среднего образования, созданной при Каддафи (а это тогда дало охват 100% населения системой среднего образования, 1,7 млн студентов, более 270 тыс. специалистов среднего технического уровня) фактически разрушена. Начиная с 2011 года, многие школы были разрушены, учителям не выплачивали зарплату. Многие дети больше не посещают школу. Любая международная поддержка для восстановления системы образования должна быть направлена через структуры местного управления. Уже сейчас из-за политического тупика на национальном уровне, работа ПРООН на этом направлении сосредоточена на работе с заинтересованными сторонами на муниципальном уровне, включая представителей гражданского общества. По мере децентрализации муниципалитеты должны быть уполномочены управлять местными школьными системами и инфраструктурой, но следовать при этом единой национальной учебной программе с акцентом на традиционные учебные предметы и стандарты профессионального образования. Обеспечение образования девочек должно также входить в число международных приоритетов.
Городская модель безопасности.
На сегодня усилия по созданию общеливийских сил национальной безопасности провалились. По крайней мере, в ближайшей перспективе более жизнеспособным подходом может быть поощрение конкретных полевых командиров в рамках соблюдения определенных правил и стандартов. В конечном счете, они могут быть инкорпорированы в региональные или национальные коалиции сил, которые постепенно начнут больше напоминать единую армию. Любые более срочные усилия по созданию общенациональных институтов безопасности могли бы включать в себя создание расширенной береговой охраны, небольшой пограничной охраны и возможно элитной группы для охраны ключевых объектов столицы страны, ключевых институтов, объектов инфраструктуры и нефтегазового сектора. Некоторые индивидуально проверенные члены бывших подразделений режима Каддафи или нынешние ополченцы могут иметь право присоединиться к этим новым институтам. В ходе реформы сектора безопасности (РСБ) следует руководствоваться рядом дополнительных принципов. Прежде всего важно установить прочную и надежную заработную плату для любого централизованно оплачиваемого персонала (скажем, для расширения береговой охраны), в рамках обеспечения их профессионализма и лояльности. Адекватные пенсии для бывших офицеров и военнослужащих также важны. Необходимо создавать и основные координационные механизмы для обеспечения сотрудничества между разрозненными местными и национальными силы. Одним из способов действий на этом направлении может быть принятие устава, согласованный со всеми основными полевыми командирами. В этом уставе надо отразить основные стандарты в области применения силы, уважения прав человека, поддержки управления на местном уровне (например, обеспечение защиты школ и больниц), а также обязательства не монополизировать местные экономические рынки или дискриминировать подгруппы местного населения. Соблюдение положений этого устава будут сертифицированы и принявшие его будут иметь право на помощь, обучение и легкие вооружения. Кроме того, со временем этим ополченцам будет предложено объединиться в ряд региональных структур безопасности, что позволит фактически построить жандармерию и/или армию с нуля. После принятия окончательного решения в каждой провинции может быть только одно региональное командование. В качестве промежуточного шага на этом направлении может стать санкционирование Советом Безопасности ООН присутствие в Ливии немногочисленных и узконаправленных внешних сил. Разоружение, демобилизация и реинтеграция (РДР) ополченцев должны быть отложены. Широкая РСБ достижима только со временем. Однако, Соединенные Штаты и другие внешние силы могут начать обсуждение новых основ безопасности уже сейчас, используя египетские опыт на этом направлении. Египтяне проделали долговременную работу по объединению офицеров из Востока и Запада, но сам Каир не рассматривается большинством полевых командиров в Ливии как нейтральный игрок, несмотря на хорошие контакты египтян по всей стране. Для сравнения, Соединенные Штаты рассматриваются как более нейтральные. Обещание участия в военных учениях или тренировках США или поставки американской военной техники могут стать эффективным стимулом для ливийских командиров. Министерство обороны США также может принять участие в технических аспектах такого институционального строительства новой армии. Присутствие американских инструкторов и советников почти наверняка будет рассматриваться большинством полевых командиров как чрезвычайно престижный момент. Ополченцы, которые обязуются поддерживать местные и региональные организации, могут получить доступ (будь то внутри или за пределами Ливии) к системе американской военной поддержки в рамках тренинга, поставок оружия и иной техники. При этом важно, что все это осуществлялось под эгидой ООН.
Стремясь работать с ополченцами и постепенно помогать строить региональные структуры безопасности, важно не слишком увлекаться поддержкой Х.Хафтара. Его ЛНА на сегодня может быть более организованной и лучше оснащенной (в том числн авиакрыло, которое включает в себя 27 самолетов (3 Су-24, 18 МИГ-21, 2 «Мираж1», 7 вертолетов Ми-24; 14 Ми 8/14/17) чем повстанческие элементы на Западе страны, но у него должна быть строго локальная и определенная роль. ЛНА все еще является конфедерацией ополченцев с некоторыми сомнительными лидерами, такие как Махмуд Варфалла, который находится под вердиктом МУС. Таим образом, текущие перспективы крупномасштабной РДР сил ополчения в Ливии в данный момент практически неосуществимы и требуют постепенной инкорпорации в этот процесс основных полевых командиров. Вопреки широко распространенному мнению, РДР — это не только техническая деятельность. Скорее, это комплексное предприятие, связанное с крупными изменениями в балансах сил. Оно требует надежных гарантий безопасности для тех, кто разоружается (и для населения, нуждающегося в защите.) В Ливии это также потребует широкого доступа ряда племен к экономическим и политическим ресурсам страны. Ливия в настоящее время далека от такой реальности, что делают всеобъемлющую РДР малоперспективной. Для того чтобы широкий процесс РДР был политически жизнеспособным необходим долгий процесс инкорпорации полевых командиров в региональные военные командования с соответствующим их финансированием.

Говоря об основных пунктах этого плана, надо признать, что он является наиболее реалистичным с точки зрения его реализации и жизнеспособности. Мы уже в этой связи упомянули, что в нем используются ряд наработок России на сирийском направлении. А кое-что из изложенного российская сторона в Сирии может спокойно использовать. Прежде это касается кропотливой работы на местах, вместо глобальных, но малоэффективных, общенациональных сборов и конференций. Важен аспект поддержки и восстановления системы среднего образования и конечно денежные стимулы тем или иным группам племенных милиций. Но самое основное в предлагаемой американской стратегии по Ливии, что надо использовать в Сирии — это попытка создать новую систему социально-экономической автономии на местах. Это тот самый аспект, который по большому счету и привел к сирийской гражданской войне и возникновению такого явления, как «Исламское государство» (ИГ). Одновременно отметим, что американцы не просто так вбросили сейчас свой доклад в ООН. Они начинают активно играть на направлении установления контактов с городами-государствами, и прежде всего Мисуратой. Об этом мы поговорим отдельно, но сам выбор этого города, в котором заправляют откровенные исламисты (во многом прокатарские) далеко не случаен. Мы уже говорили об операции американцев против ИГ в Сирте. И там основную силу на земле составляли как раз милиции из этого города. Так что связи с местными полевыми командирами у американских военных есть, и они их сейчас стараются активизировать. В данном случае отметим еще один момент, который обозначен в докладе. Это неприятие фигуры Халифы Хафтара, как главкома общенациональной военной силы будущей Сирии. В докладе это мотивируется прежде всего локальностью поддержки лично Хафтара в Триполитании, но есть и тот нюанс, что фельдмаршал пользуется поддержкой в том числе и России. И не только, но и еще Франции, ОАЭ и Египта. В этой связи не случайны ссылки в докладе на необходимость поддержки египетских усилий в рамках создания единой ливийской  армии. Проще говоря, это попытка оторвать Каир от Москвы в рамках контроля процесса мирного урегулирования в Ливии с целью минимизации там российского влияния, которое помимо поставок оружия и амуниции ЛНА, еще и характеризуется присутствием в зонах ответственности Хафтара российских ЧВК.

52.31MB | MySQL:103 | 0,529sec