О военной обстановке на северной и южной границе Израиля

Как предполагает израильская военная разведка (АМАН), на данном этапе велика вероятность обострения военного конфликта как на северной, так и на южной границе государства.
22 февраля, около 8 тысяч жителей сектора Газы приняли участие в беспорядках на границе с Израилем. Они рассредоточены по нескольким участкам границы. Участники бросали камни и бутылки с зажигательной смесью в сторону израильских военных и поджигали автомобильные покрышки. Силы Армии обороны Израиля использовали средства для разгона демонстраций и открывали огонь в случаях, предусмотренных инструкциями. В результате, согласно данным Минздрава Газы, 41 участник акции получил ранения, убит 14-летний палестинский подросток.

До последнего военная разведка утверждала, что ХАМАС пытается поддерживать напряженность, но не хочет, чтобы она переросла в войну. Короткие раунды боевых действий против Израиля в последние месяцы, как правило, приносили ХАМАСу разного рода выгоды в гражданской сфере и значительные суммы денег. По этой причине в АМАН считали, что движение готово нести определенные потери ради очевидных финансовых и прочих выгод.

Но сейчас АМАН изменил оценку в связи с тем, что ХАМАС крайне недоволен продвижением переговоров с египетскими посредниками. Теперь в разведке полагают, что ХАМАС решил: только радикальные шаги приведут к изменению ситуации в Газе. Поэтому велика вероятность того, что в скором времени марши протеста на границе Израиля и сектора Газы сменятся обстрелами израильских городов, атаками из туннелей или пусками противотанковых ракет по гражданским или военным целям, добиваясь как можно большего количества пострадавших. ХАМАС понимает, что такие действия заставят Израиль реагировать иначе, чем во время коротких раундов противостояния.

Обозреватель издания «Гаарец» Янив Кубович, в своей публикации отмечает, что в АМАНе считают, что ХАМАС готов на данном этапе пойти на риск. Кроме того, не исключается вероятность того, что ХАМАС сделает ставку на взрыв протеста палестинцев в Иудее и Самарии.

«По оценкам источников в военной разведке, лидер ХАМАСа Яхья Синуар расценивает террористические атаки, как средство достижения важных целей для сектора Газа и поэтому без сомнений вступит в широкомасштабную конфронтацию – даже ценой потерь для ХАМАСа и значительного ущерба инфраструктуре. И все-таки в военной разведке считают, что если ЦАХАЛу придется войти в Газу, то не более, чем несколько дней. До операции такого масштаба и продолжительности, как «Несокрушимая скала» в 2014, дело не дойдет»,- пишет автор.

Однако Янив Кубович отмечает, что в военном штабе Южного округа не разделяют оценки АМАН о том, что ХАМАС инициирует обострение, которое приведет к новому витку боевых действий. Там полагают, что ХАМАС до сих пор воздерживается от эскалации, будучи под впечатлением от «Несокрушимой скалы» и превращенных в развалины кварталов Газы. Как полагают в штабе, ХАМАС постарается сохранить напряженность на сегодняшнем уровне, чтобы добиться какого-либо урегулирования и обеспечить экономические проекты и гуманитарную помощь для сектора Газа.

Вместе с тем, автор отмечает, что несмотря на различия в оценках между военной разведкой и штабом Южного округа, те и другие считают, что «главная проблема в Газе – крайне неблагополучная ситуация в гуманитарной сфере», и потенциал взрыва в Газе сейчас выше прежнего. Когда есть такие расхождения в оценках, предпочтение отдается заключениям военной разведки.

Между тем, начальник Генштаба Армии обороны Израиля Авив Кохави вероятнее всего готовится к конфронтации в соответствии со сценарием АМАН. Он утвердил несколько оперативных планов военной операции в Газе в соответствии с тем или иным решением политических руководителей, если такое решение будет принято. Так  же Авив Кохави приказал, чтобы две батареи системы «Железный купол», которые должны стать на боевое дежурство до конца 2019, были обеспечены операторами из числа солдат срочной службы. Таким образом, у ЦАХАЛа будет 10 батарей «Железного купола». На 8 из них операторами будут солдаты-срочники, на 2 – резервисты, на экстренный случай. Кохави посетил десять штабов разных уровней, чтобы проверить их готовность к военным действиям против ХАМАСа. В большинстве случаев планы этих штабов были утверждены без изменений.

Как уже упоминалось выше, вероятность военного конфликта на северной границе Израиля все так же остается высокой. 12 февраля Биньямин Нетаниягу подтвердил, что Израиль нанес удар по иранским целям в Сирии. «Мы воюем против Ирана каждый день, — заявил израильский премьер. — Мы задействуем разные средства и источники против попыток Ирана обзавестись ядерным оружием и баллистическими ракетами и против его попыток обосноваться в Сирии».

Военный обозреватель портала Ynet Рон Бен-Ишай и обозреватель по арабским вопросам Даниэль Саламэ считают, что Израиль своими действиями ясно дает Сирии понять, что не будет спокойно смотреть, как проиранская террористическая организация «Хизбалла» укрепляется на сирийской территории.

На днях, в ответ на это, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф обвинил Израиль в «опасных авантюрах» на территории Сирии, подразумевая атаки по иранским объектам. О заявил, что не видит в обозримом будущем открытого вооруженного противостояния между Ираном и Израилем, но не исключает, что такая возможность существует.

Так же по данным израильской военной разведки в 2019 году Иран может бросить вызов мировому сообществу, решительно изменив подход к своей ядерной программе. Тем не менее, АМАН утверждает, что на данный момент Иран еще не решил пойти на нарушение ядерного соглашения с ведущими державами – того соглашения, от соблюдения которого в мае прошлого года отказались Соединенные Штаты.

Военный обозреватель издания «Гаарец» Амос Харэль в своей публикации отмечает, что по предположения АМАНа «иранская проблема» является «краеугольным камнем» в области безопасности и ее решение жизненно важно для Израиля в ближайшем будущем.

До настоящего момента, как полагают в АМАНе, Иран пока не нарушил условий «ядерной сделки». Однако, если он на это решится, ему потребуется не менее года, чтобы произвести достаточное количество обогащенного урана для изготовления ядерного заряда, и – в общей сложности, – два года, чтобы изготовить саму бомбу.

«Если давление на Иран усилится, не исключено, что может быть принято решение вновь запустить центрифуги для обогащения урана. Есть в Тегеране и те, кто предполагает, что Дональда Трампа не  переизберут на второй срок; по их мнению, лучшее, что можно сделать – это дождаться его ухода с поста в 2021 году, избежав, тем самым, прямой конфронтации с мировыми державами из-за нарушения подписанного соглашения»,- пишет автор.

Амос Харэль отмечает, что по предположению представителей военной разведки, Иран намерен, задействовав оперативные возможности КСИР, утвердиться в Ираке, поскольку в Сирии эти усилия блокируются Израилем. В Западном Ираке иранцы стремятся дислоцировать подразделения шиитских боевиков, развернуть ракеты средней дальности и прочее вооружение – все это, с одной стороны, позволит иранцам угрожать Израилю, а с другой – выстроить защиту наземного коридора, по которому переправляется оружие и военные подразделения из Ирана в Сирию и Ливан.

Вместе с тем он полагает, что руководство Израиля довольно своими успехами в противостоянии Ирану и проиранским силам в Сирии. Экономический кризис в Иране, вызванный наложенными на него санкциями, привел к резкому сокращению денежной помощи, которую Иран переправляет в Ливан – боевикам «Хизбаллы». Безусловно, это обстоятельство ослабляет террористическую организацию, а ее лидеру Хасану Насралле оставляет намного меньше возможностей для маневра.

52.21MB | MySQL:103 | 0,915sec