В ответ на операцию ВВС Индии по ликвидации базового и тренировочного лагерей группировки «Джейш-э-Мухаммад» пакистанские военные достаточно оперативно составили сводный авиационный отряд (САО), укомплектованный 8 истребителями F-16C/D Block 52 (пр-во США), 4 истребителями «Мираж-5» (пр-во Франция) и четырьмя истребителями JF-17 Block 2 (совместное пр-во КНР и Пакистан). Определить номера эскадрилий, которые выделили своих летчиков и самолеты F-16 Block 52 и Мираж-5 для подобной операции не представляется возможным по причинам высокой секретности, которую обеспечивают подразделения военной контрразведки Пакистана, опасающиеся за жизнь военнослужащих и членов их семей.
Достоверно известно только, что истребители JF-17 BlockII, обеспечивавшие прикрытие основным силам были выделены из состава 14-й эскадрильи Tail Choppers (вероятно в настоящее время подразделению присвоен номер 115). Также, по данным китайских источников, в операции участвовали два самолета из состава 26-ой эскадрильи Black Spiders. Вероятно, китайские специалисты располагают точными данными о четырех летчиках, которые пилотировали истребители JF-17 BlockII в ходе показательных выступлений на выставке вооружений и военной техники в г.Чжухай (пров. Гуандун) в ноябре 2018 г.
Объединяющим фактором для данного отряда стало применение исключительно однодвигательных маневренных легких истребителей. Следует обратить внимание, что официальный Исламабад связан определенными договоренностями с Вашингтоном, в которых описаны условия, по которым возможно применение истребителей F-16 C/D Block 52 для ударов по целям за пределами Пакистана.
Основной ударной силой данного отряда являлись именно американские боевые самолеты, поскольку в номенклатуре авиационных средств поражения находятся наиболее современные и высокоточные корректируемые авиационные бомбы иностранного производства. В задачу указанного САО входило нанесение бомбового удара по нескольким объектам специальных служб и ВС Индии.
Китайские специалисты обращают внимание не только на скорость подготовки сводного авиационного отряда и планирования мероприятия, но и на тот факт, что ВВС Пакистана не задействовали самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления ZDK-03, которые обеспечили бы пилотов истребителей информацией о действиях противника. Кроме того, в распоряжении ВВС Пакистана находятся самолеты однотипного назначения СААБ-2000 с бортовой РЛС типа ERIE EYE. Вполне вероятно, пакистанские военные сознательно пошли на хитрость, с тем чтобы подразделения радиотехнической разведки ВС Индии не смогли обнаружить эти самолеты и заблаговременно подготовится к отражению воздушного нападения.
Как известно, самолеты САО ВВС Пакистана выполнили группирование в указанном воздушном районе в 09:45 по местному времени и в течение 10 минут достигли воздушной границы с Индией в районе штата Кашмир.
Вполне вероятно, что если бы ВВС Пакистана выделили самолет ДРЛОиУ на время операции, то пилоты истребителей JF-17 BLockII и «Мираж-5» были бы более подготовлены к противодействию со стороны ВВС Индии, которые направили в качестве перехватчиков 4 тяжелых двухмоторных истребителя Су-30МКИ, 2 истребителя «Мираж-2000Н» и 2 истребителя Миг-21-93 (по классификации ВС стран-членов НАТО MiG-21 BISON), которые вступили в воздушный бой с пакистанскими боевыми самолетами.
Представляется возможным провести анализ количественного соотношение самолетов ВВС Индии и Пакистана, которое, очевидно, не в пользу официального Исламабада (табл.1).
Таблица 1.
Количественный состав самолетов оперативно-тактической авиации ВВС Индии и Пакистана
Тип самолета ВВС Индии | Кол-во (ед) | Тип самолета ВВС Пакистана | Кол-во (ед) |
«Мираж-2000Н» | 41 | F-16 | 85 |
Су-30МКИ | 242 | J-7PM | 180 |
МиГ-21 | 112 | JF-17 | 101 |
МиГ-27 | 44 | «Мираж-5» | 85 |
LCA | 12 | ||
МиГ-29 | 66 | ||
«Ягуар» | 91 |
По мере сближения САО ВВС Пакистана и сил перехватчиков ВВС Индии, пилоты истребителей JF-17 BlockII первыми обнаружили воздушные цели противника за счет более современных бортовых радиолокационных станций с активными фазированными антенными решетками типа KLJ-7A, которые разработаны специалистами 14-ого НИИ китайской корпорации радиоэлектронной науки и техники. По некоторым данным, данная РЛС позволяет одновременно наблюдать до 40 воздушных целей и сопровождать более 10 наиболее опасных.
Китайские специалисты отмечают, что истребитель JF-17, который был создан в рамках программы «Супер 7» для ВВС Пакистана был спроектирован как боевая машина, которая по своим скоростным и маневренным характеристикам должна превосходить именно МиГ-21 ВВС Индии.
Определить точное количество управляемых ракет, которые были применены в ходе воздушной баталии, не представляется возможным. Однако, как сообщают индийские официальные источники истребители F-16 Block 52 ВВС Пакистана применяли управляемые ракеты класса «воздух-воздух» (УР ВВ) AIM-120-C-5 (пр-во США), PL-12 и PL-5E (пр-во КНР). Сравнение основных тактико-технических характеристик данных боеприпасов представлено в таблице ниже. В свою очередь индийские истребители Су-30 МКИ и МиГ-21-93 осуществляли пуски УР ВВ российского производства, а именно: Р-27, Р-73 и Р-77.
Таблица 2
Сравнительные ТТХ УР ВВ, входящие в номенклатуру АСП истребителей JF-17 ВВС Пакистана
Характеристика/модель | PL-5EII
(на основе американской AIM-9M, L, UM) |
PL-12
(SD-10) (На основе американской AIM-120D и российской Р-77) |
PL-15
(на базе российской Х-31) |
Длина (м) | 3,12 | 3,85 | 3,9 |
Диаметр (мм) | 190 | 203 | 200 |
Масса (кг) | 148 | 199 | 240 |
Дальность пуска (км) | 15-21 | 70 | 200 |
Скорость полета (МАХа) | 2,2 | 4 | 10 |
Перегрузка (G) | 30 | 38 | Н.д |
Система наведения | инфракрасное | Инерциальное + активное РЛС | Инерциальное, активное РЛС и инфракрасное (по образу цели) |
Год выпуска | 1997 | 2002 | 2016 |
По данным обозревателей китайского специализированного издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса», в ходе воздушного боя командир звена 14-ой эскадрильи Tail Choopers сначала выполнил пуск УР средней дальности SD-10, которая поразила тяжелый истребитель Су-30МКИ, а затем успешно применил УР малой дальности PL-5EII по истребителю МигГ-21-93. В отношении ракет PL-5EII известно, что данные авиационные боеприпасы уже сняты с вооружения ВВС НОАК и их выпуск продолжается исключительно в интересах иностранных заказчиков. Известно, что для уклонения от ракет индийских истребителей летчики ВВС Пакистана достаточно активно использовали тепловые ловушки и наличные системы РЭБ.
По данным китайских и пакистанских источников, в результате воздушного боя был сбит истребитель МиГ-21-93 и истребитель Су-30МКИ. Пилот перовой боевой машины катапультировался над пакистанской территорией в районе Коха Рата и достаточно быстро был обнаружен местными жителями, однако военнослужащие подразделения специального назначения СВ ВС Пакистана достаточно оперативно прибыли на место и взяли пленного под охрану. Отметим, что ВВС Индии достаточно оперативно направили вертолет Ми-17В5 с поисково-спасательной группой, однако винтокрылая машина стала жертвой выстрела из ПЗРК серии HN (пр-во КНР), поскольку не была оборудована современными средствами противодействия.
После первой беседы с пленным было установлено, что это командир звена 51-й эскадрильи – майор Абинандан Вартханан, который сообщил свой личный номер, добровольно сдал личное оружие (пистолет Glock-26 Gen3) и боеприпасы к нему. Кроме того, в ходе обыска была обнаружена тактическая карта территории Пакистана, инструкция по выживанию в случае катапультирования над территорией противника, а также лист технического обслуживания самолета, которое проводилось систематически.
Официальный представитель ВС Пакистана генерал Асиф Гафур сделал несколько заявлений для СМИ при помощи сети интернет о том, что военнопленный находится под охраной и обращение с ним осуществляется согласно норм международного гражданского права. Следует отметить, что на следующий день премьер-министр Пакистана Имран Хан сообщил о том, что пленный будет отпущен в Индию, что и было выполнено 1 марта 2019 г. в районе пограничного контрольно-пропускного пункта Wagah.
В дополнение к вышесказанному, отметим, что после проведенного воздушного боя и получения достоверной подробной информации представители ВВС Королевства Саудовская Аравия прибыли в Пакистан для выполнения полетов на истребителях JF-17 BlockII. Это указывает на серьезные намерения официального Эр-Рияда приобрести партию данных недорогих, надежных и эффективных боевых машин, которые способны результативно противодействовать силам противника.