О последствиях для Израиля заявления об отставке главы МИД Ирана

Отставка главы МИД Ирана М.Зарифа, объявленная в начале недели, а затем отклоненная президентом ИРИ Х.Роухани, для израильской внешней политики, одной из задач которой является убеждение международного сообщества, а особенно партнеров, участвовавших в работе над СВПД, в опасности иранского режима, имеет большое значение. В ближайшем рассмотрении эта новость напрямую затрагивает именно вопрос о судьбе ядерной сделки. Уход М.Зарифа, олицетворяющего собой одного из представителей иранского умеренного лагеря, способного договариваться с Западом, за что некоторые перед последними президентскими выборами в республике считали целесообразным включить и его в список кандидатов, значил бы многое. Это символическое событие, особенно в том случае, если бы МИД возглавил более радикальный противник США и Израиля, позволило бы Вашингтону и Иерусалиму получить более яркие доказательства того, что СВПД не учитывает той реальной опасности, которую «режим аятолл» в себе несет.

Второй и также важный внешнеполитический компонент происходящего – Сирия. Формальным поводом для заявления об отставке М.Зарифа стало то, что переговоры с сирийским лидером Б.Асадом, неожиданно прибывшим в Иран, прошли без главы внешнеполитического ведомства, что было расценено им как отсутствие доверия со стороны первых лиц Исламской Республики. Переубедить М.Зарифа попытались и президент Х.Роухани, посчитавший, что министр «заслуживает доверия» и необходим «на переднем крае сопротивления против тотального давления Америки», и глава иранского спецподразделения «Кудс» К.Сулеймани. По мнению последнего, глава МИД всегда пользовался уважением рахбара А.Хаменеи, а его отсутствие на встрече с Б.Асадом стало чем-то вроде досадной случайности, объяснявшейся недоразумением в президентской канцелярии. Любопытным образом от похожих «недоразумений» страдал лидер НДИ А.Либерман во время своей первой каденции на посту министра иностранных дел Израиля. На переговоры с американцами и европейцами его отправляли неохотно, в результате политик чаще всего эксплуатировал свой главный актив – связи с пространством бывшего СССР, доведя их до высокого, во многом утраченного теперь уровня.

Возвращаясь к визиту Б.Асада, стоит отметить, что многими СМИ он был истолкован как доказательство тесной связи между Ираном и Сирией. Для Израиля эта новость по понятным причинам хорошей не является, хотя Иерусалим все же сумел достойно ответить недругам. Пока Б.Асад и Х.Роухани демонстрировали дружеский настрой по отношению друг к другу, глава израильского правительства Б.Нетаньяху не без предшествовавших этому визиту сложностей добрался, наконец, до Москвы, показав, что координация между Израилем и Россией остается на достаточном уровне, чтобы не бояться сирийско-иранского сближения. Конечно же, нельзя утверждать, что визит Б.Нетаньяху свидетельствует о полном понимании между сторонами. Обилие записанных главой израильского правительства роликов и сообщений в социальных медиа говорит о том, что в российской столице у него было достаточно на это времени, а значит аудиенция с В.В.Путиным продлилась не слишком долго. Вместе с тем момент для пребывания в Москве сам по себе оказался весьма удачным.

Последний, но самый опасный для Израиля компонент, приведший к заявлению М.Зарифа об отставке – это общее соперничество между консерваторами и умеренными, МИД и КСИР, проявляющееся на различных уровнях. По мнению израильского эксперта Центра «Эзри» по изучению Ирана и стран Персидского залива Й.Маншарофа, в действительности причиной, заставившей главу МИД ИРИ задуматься об уходе с поста, стало несогласие двух противоборствующих лагерей по вопросу о реформировании иранского законодательства, на чем настаивает Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Пока, как считает израильский эксперт, в Иране победа осталась за КСИР, выступающим против реформ. Позиция эта объясняется тем, что отсутствие прозрачности в финансовой сфере создает фонды, которые используются затем для передачи прокси. При этом для М.Зарифа необходимость реализации плана по изменению законодательства была не элементом борьбы с практикой поддержки террористической сети, а способом сохранения СВПД, поскольку без более прозрачной экономики и учета требований международного сообщества европейцы, склоняющиеся пока к борьбе за существование ядерной сделки, потеряют интерес к ИРИ и будут задавлены американскими ответными мерами. В результате, в качестве приемлемой стратегии Й.Маншароф предлагает Израилю на переговорах с зарубежными лидерами обращать внимание именно на опасность, исходящую от усиления позиций КСИР внутри Ирана.

Тот факт, что президент отставку М.Зарифа не принял, по мнению Иерусалимского центра общественной политики, не означает, что противоборствующие лагеря пришли к какому-то компромиссу. Аналитики предсказывают позиционную борьбу до следующего кризиса, который им видится неизбежным. При этом можно отметить, что положение М.Зарифа из-за его решения все же ослабло не только внутри ИРИ, но и в глазах межударного сообщества. В некотором смысле, пусть и не с таким размахом и без явного вмешательства внешних сил, это напоминает несостоявшуюся отставку премьер-министра Ливана С.Харири. Последний сумел и по результатом прошлогодних выборов сохранить за собой пост, но позиции «Хизбаллы» в Ливане усилились, что затронуло и легальный политический процесс.

В целом, сообщения об отставке М.Зарифа, с одной стороны, говорят о сложной ситуации внутри ИРИ, которая на руку Израилю и Вашингтону. С другой стороны, Иерусалим в таких условиях должен выработать правильную тактику борьбы. Заявлять на международных форумах исключительно о попытках «режима аятолл» уничтожить Израиль уже недостаточно. Важно обращать внимание на усиление во властных кругах радикалов, чье недовольство сейчас концентрируется на Вашингтоне, Иерусалиме и их союзниках в регионе, а в будущем может перекинуться и на европейцев в том случае, если они перестанут потакать Тегерану. Помимо этого козырем Израиля и США в борьбе должна стать демонстрация того, что внутри ИРИ население настроено против помощи прокси в ущерб собственному социально-экономическому развитию.

51.84MB | MySQL:109 | 0,442sec