Саудовская Аравия: новые детали позиции по региональным вопросам

13 января с.г. в Эр-Рияде после окончания саудовско-итальянских переговоров состоялась совместная пресс-конференция саудовского министра иностранных дел принца Сауда Аль-Фейсала и его итальянского коллеги – Массимо Д’Алема. Заявления, сделанные в ходе пресс-конференции С. Аль-Фейсалом, пусть и не отходящие от основных положений всегда высказывавшейся истеблишментом королевства позиции по основным проблемам региональной ситуации, содержали, тем не менее, некоторые порой существенные детали. Речь в этой связи шла, естественно, как подчеркивал глава саудовского внешнеполитического ведомства, о «положении на Ближнем Востоке, где, как это происходит в Ираке, Палестине и Ливане, продолжает господствовать напряженность, тем более что в регионе возник фактор ядерного досье, являющегося новой угрозой его безопасности и стабильности».

Но прежде всего саудовский министр иностранных дел осветил ситуацию в Ираке. Для него «ухудшение положения в Ираке и кризисное положение с безопасностью в этой стране являются предметом озабоченности для всего мира, и в первую очередь для государств региона, поскольку ситуация в Ираке оказывает непосредственное воздействие на безопасность и стабильность не только Ближневосточного региона, но и всего мира». Едва ли не впервые представитель высшего эшелона саудовского «политического класса» высказался некоторые оценки предложенной американским президентом Дж. Бушем новой стратегической линии по отношению к стране — соседу саудовского королевства. Соответствующий раздел его выступления выглядел следующим образом: «Королевство Саудовская Аравия внимательно ознакомилось с новой стратегией американского президента в Ираке. Эта стратегия необходима, поскольку продолжающая ухудшаться ситуация в этой стране требует выработки новой методологии и новой стратегии, направленных на осуществление важных целей – сохранения единства, стабильности и суверенитета (Ирака. – Г.К.), приостановки кризисной ситуации в сфере безопасности, противодействия вооруженным формированиям и террористическим организациям, а также прекращения внешнего вмешательства, опасного для безопасности Ирака, его стабильности и национального единства».

Далее С. Аль-Фейсал подчеркнул: «Эта новая стратегия должна быть направлена на взаимодействие со всеми конфессиональными и политическими группами и элементами иракского народа». В свою очередь, идея этого «взаимодействия», по словам главы саудовского внешнеполитического ведомства, не будет реалистична без «равных прав и обязанностей для всех этих групп, а также без их равного доступа к богатствам (страны. – Г.К.)».

Затем, отвечая на вопросы журналистов, С. Аль-Фейсал заметил: «В заявлении американского президента я обратил внимание на несколько положений. Среди них – решение проблемы вооруженных формирований в Ираке, а также ориентация на национальное примирение и политическую деятельность в этой стране. Это важные положения. Мы ожидаем разъяснений в связи с этой стратегией и надеемся, что эти разъяснения будут нам предоставлены во время визита государственного секретаря. Эти разъяснения необходимы для того, чтобы мы могли понять, каковы истинные цели этой политики. Конечно, — продолжил С. Аль-Фейсал, — есть несколько аксиом. Это необходимость сохранения единства Ирака, независимости Ирака и установление мира в Ираке».

Относительно Палестины С. Аль-Фейсал заявил, что его страна считает необходимым «возобновление внутрипалестинского диалога для создания правительства национального единства, а также искоренение всех форм напряженности и насилия на палестинской улице». Естественно, что Саудовская Аравия ни в коей мере не считает возможным отказаться от своей позиции «немедленного прекращения блокады палестинского народа и смягчения той гуманитарной ситуации, в которой этот народ находится». Равным образом для Саудовской Аравии, как подчеркнул глава ее внешнеполитического ведомства, речь идет и о «восстановлении законных прав» палестинцев, включая «создание независимого палестинского государства на основе справедливого и всеобъемлющего мира, базирующегося на международной законности и международных резолюциях, арабской мирной инициативе и «Дорожной карте»».

Неизменной остается и саудовская позиция по Ливану. Как подчеркнул С. Аль-Фейсал, королевство «стремится к изживанию напряженности в Ливане и поддерживает инициативу Лиги арабских государств, направленную на восстановление безопасности и стабильности в Ливане».

Большее место в высказываниях С. Аль-Фейсала на его совместной пресс-конференции с Массимо Д’Алема заняла проблема ядерной безопасности региона. Выше уже отмечалось, что Саудовская Аравия считает «фактор ядерного досье» новым вызовом безопасности и стабильности региона. Естественно, что в этом случае речь может идти о двух аспектах этой проблемы – во-первых, о собственно иранских усилиях в этой сфере и, во-вторых, о возможных антииранских акциях со стороны Соединенных Штатов.

По словам С. Аль-Фейсала, его страна «стремится к мирному решению проблемы ядерного досье». Но королевство смотрит на вопрос о ядерной безопасности шире, последовательно выдвигая идею безъядерного характера ближневосточного регионального пространства. В этой связи, как отметил С. Аль-Фейсал, «нельзя исключать Израиль из всех усилий, направленных на избавление региона Ближнего Востока от оружия массового поражения».

Конечно же, С. Аль-Фейсалу был задан вопрос о ядерной программе Совета сотрудничества арабских государств Залива и о том, «не является ли эта программа неким посланием Совета сотрудничества Ирану?» Отвечая на него, саудовский министр подчеркнул: «Принятая Советом сотрудничества ядерная программа не является посланием. Одной из основных причин, заставивших Совет сотрудничества достичь согласия по этому вопросу, служит стремление его государств содействовать развитию этой отрасли индустрии. Значение этой индустрии состоит не только в ее военном, но и в мирном аспекте. Мы хотим создать эту индустрию под жестким контролем, который не позволит ей выйти за пределы ее использования в мирных целях. Мы хотим, чтобы наш подход к ее развитию был примером для каждого, кто ей обладает, примером того, что нельзя опираться на нее для создания ядерного оружия. Именно к такой цели и стремятся государства Совета сотрудничества».

Наконец, в связи с иранской позицией (пусть и косвенно) С. Аль-Фейсалу был задан еще один вопрос: «Не будет ли Саудовская Аравия использовать нефть в качестве оружия для сбалансирования мировых цен на нефть, если Иран будет ее использовать в качестве такого оружия?» С. Аль-Фейсал ответил: «Нефть – это не оружие, а богатство». Далее он сказал, что его страна подходит к производству нефти как к источнику «удовлетворения интересов граждан, удовлетворения интересов государств-производителей и государств-потребителей».

52.26MB | MySQL:103 | 0,517sec