Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (8-14 января 2007 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Ираке и зоне палестино-израильского конфликта. 11 января президент США Дж. Буш огласил новую стратегию американской администрации в Ираке (см. Приложение). Руководитель радикальной палестинской организации ХАМАС Х. Машааль впервые заявил, что Израиль – «это реальность», а глава ПНА М. Аббас подтвердил отказ палестинцев от создания переходного палестинского государства с временными границами.

Госсекретарь США К. Райс назвала главной дипломатической целью Вашингтона на Ближнем Востоке «усиление позиций реформаторов и ответственных лидеров». К ним причислены традиционные американские союзники Израиль и Турция, «демократические реформаторы и лидеры» в Ливане, Ираке и на палестинских территориях. США также поддержат «ответственные правительства» арабских государств Персидского залива, «плюс Египет и Иорданию». Иран и Сирия отнесены к «силам экстремизма» и им, по мнению Вашингтона, следует «пересмотреть такой подход». 13 января К. Райс начала поездку по странам региона. Ее маршрут включает Израиль, палестинские территории, Иорданию, Египет, Саудовскую Аравию и Кувейт. На переговорах с палестинским руководителем М. Аббасом Райс заявила о своей приверженности международному плану палестино-израильского урегулирования «дорожная карта». К. Райс, по всей вероятности, намерена разъяснить региональным партнерам США новые инициативы Вашингтона по Ираку и по возможности заручиться их поддержкой американской политики.

Правительство Ирака заявило о своем одобрении новой иракской стратегии США, в т. ч. намерения Вашингтона направить в страну дополнительные американские войска. При этом в Багдаде подчеркивают, что власти Ирака оставляют за собой право контролировать ситуацию, а части ВС США будут действовать во взаимодействии с иракскими силами в рамках плана премьер-министра Н. аль-Малики по наведению порядка в столице. Этот план предусматривает ликвидацию незаконных вооруженных формирований в городе и его окрестностях, причем как суннитских, так и шиитских. Аль-Малики призвал шиитские милиции разоружиться, угрожая в противном случае «полномасштабной войной с правительственной армией». Руководителем операции в Багдаде назначен генерал саддамовской армии А. Гамбар (шиит), который будет подчиняться непосредственно главе правительства. К участию в операции планируется, в частности, привлечь соединения иракской армии, укомплектованные курдами (две бригады, ок. 6 тыс. чел.), которые будут переброшены в столицу из районов Эрбиля и Сулеймании.

Со своей стороны, руководство влиятельной суннитской Ассоциации исламских богословов (АИБ) заявило, что нынешнее правительство «не обеспечивает баланса» в сфере безопасности, нанося удары преимущественно по суннитам. АИБ также отвергла новые иракские планы Дж. Буша, в т. ч. намерение послать в Ирак дополнительные войска. Резко негативно высказался по поводу инициатив американского президента и радикальный шиитский лидер М. ас-Садр.

Премьер-министр Великобритании Т. Блэр заявил, что в Лондоне не планируют увеличения численности британских войск в Ираке.

11 января американские войска захватили в консульстве ИРИ в Эрбиле (курдская автономия) пять иранских дипломатов, обвинив их в пособничестве силам, воюющим против коалиционных войск. Эта операция была санкционирована лично президентом США Дж. Бушем. Иран потребовал немедленного освобождения своих граждан.

Между тем обстановка в Ираке остается нестабильной и напряженной. Руководитель Разведуправления МО США генерал М. Мейплза заявил, что, насилие в Ираке «продолжает расти в своих масштабах и изощренности, увеличивается число жертв. В стране существует реальная опасность разрушения центральной власти», что поставит под угрозу весь регион и стратегические интересы США. Глава РУМО считает присутствие войск коалиции в Ираке основной силой, «противодействующей развалу центральной власти».

Сложная обстановка сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. Боевики палестинских экстремистских группировок периодически продолжают обстреливать ракетами «Кассам» из сектора Газа приграничные территории Израиля. Израильская ария не прекращает операции по задержанию на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ) палестинцев, подозреваемых в причастности к террористической деятельности.

По заявлению лидера ХАМАСа Х. Машааля, проблема не в существовании Израиля, а в том, что палестинцы лишены собственного государства, которое, по его словам, должно быть создано на территориях ЗБРИ, сектора Газа и со столицей в Восточном Иерусалиме. При этом «очевидной реальностью является то, что на остальных землях Палестины будет существовать образование, именуемое Израилем». Данное заявление Машааля может свидетельствовать о некоторых подвижках в его позиции, особенно в свете предполагаемой встречи Машааля с главой ПНА и лидером ФАТХа М. Аббасом. По информации из различных палестинских источников, в настоящее время идет интенсивная подготовка к личным переговорам между двумя лидерами, которые могут состояться в Дамаске уже на будущей неделе. Вместе с тем отметим, что примирение ХАМАСа и ФАТХА, в случае его достижения, скорее всего, будет носить временный, тактический характер. Учитывая серьезные разногласия между двумя организациями по многим принципиальным политическим вопросам (прежде всего, это касается палестино-израильского урегулирования), а также личное соперничество между их лидерами, ФАТХ и ХАМАС, вне всякого сомнения, останутся соперниками в борьбе за власть на палестинских территориях. Так, М. Аббас уже заявил, что в случае, если переговоры с ХАМАСом закончатся неудачно, то он вновь будет настаивать на проведении досрочных парламентских и президентских выборов на палестинских территориях.

На прошедшей неделе премьер-министр Израиля Э. Ольмерт посетил с визитом Китай. В Пекине он призвал руководителей КНР изменить китайскую политику в отношении санкций против Ирана. В Пекине Ольмерт также признал, что политика односторонних шагов Израиля в отношениях с палестинцами была ошибочна, а проблемы урегулирования отношений с ними следует решать путем мирных переговоров. В тоже время политические позиции Э. Ольмерта в Израиле могут быть серьезно поколеблены в связи с проводимой прокуратурой расследованием о его возможной причастности к незаконным финансовым операциям. Резко падает популярность руководимой им партии «Кадима».

Министерство обороны Испании подписало с израильской фирмой Rafael Armament Development контракт на сумму 424,5 млн долл. США на приобретение противотанковых ракетных комплексов дальнего действия Spike-LR (260 ПУ и 2600 ракет). Израильтяне также окажут содействие в техобслуживании продаваемого оружия. Поставки начнутся в 2007 г. и завершатся в 2014 г.

В Сомали войска временного правительства страны при поддержке эфиопской армии продолжали боевые действия против остатков регулярных формирований группировки «Союз исламских судов» (СИС). На минувшей неделе самолет АС-130 ВВС США, действуя с базы в соседнем Джибути, нанес удар по объектам «Аль-Каиды» на сомалийской территории. Также сообщается о действиях в Сомали подразделений американского спецназа. Корабли ВМС США во главе с авианосцем «Эйзенхауэр» патрулируют вблизи сомалийского побережья.

12 января на переговорах с президентом Сомали А. Ю. Ахмедом командиры вооруженных группировок, действующих в столице страны Могадишо, заявили о согласии разоружить своих боевиков и присоединиться к временному правительству республики. Сомалийский парламент 13 января ввел чрезвычайное положение сроком на три месяца для восстановления стабильности в стране. Со своей стороны, лидеры СИС не собираются складывать оружие и прилагают усилия по развертыванию партизанской борьбы против временного правительства и эфиопских войск.

Правительство Судана 9 января заявило о своем желании начать «в любом месте и в любое время» новый раунд переговоров с повстанцами, действующими на западе страны в Дарфуре, а также дало принципиальное согласие на прекращение огня. В ответ на инициативу Хартума руководители трех ведущих дарфурских повстанческих группировок сообщили о согласии прекратить огонь сроком на 60 дней с тем, чтобы сделать возможным возобновление переговорного процесса. Однако пока не ясно где, и когда начнутся переговоры. Президент Судана О. аль-Башир 10 января вновь подтвердил, что присутствие миротворческих сил ООН в Дарфуре не обязательно, т. к. находящийся там контингент войск из стран Африканского союза в состоянии, по его мнению, поддерживать порядок.

Сложная обстановка сохраняется в Ливане. 9 января в Бейруте профсоюзы провели акцию протеста против правительственного плана экономических и социальных реформ, в которой приняли участие несколько сотен тысяч человек. Профсоюзную акцию поддержали силы политической оппозиции во главе с шиитским движением «Хизбалла». Сторонники оппозиции провели массовые митинги возле различных государственных учреждений по всей территории страны. Представители «Хизбаллы» заявили, что протестные действия достигнут своей кульминации 25 января, когда правительственный план реформ должен быть представлен на конференции стран-доноров Ливана в Париже.

На минувшей неделе ливанская правительственная армия получила из США первую партию из 20 автомобилей «Хамвей». Всего ливанцам передадут 285 машин этого типа. Кроме того, в рамках американской помощи на сумму в 40 млн долларов ВС Ливана получат запчасти к ранее поставленной технике и различное снаряжение. США также выделили 10 млн долларов на обучение ливанских военнослужащих.

Министр иностранных дел Пакистана М. Касури сообщил, что в Исламабаде, возможно, пересмотрят свои планы по минированию ряда участков пакистано-афганской границы. При этом пакистанская сторона однозначно подчеркнула, что не намерена отказываться от сооружения на границе системы заграждений для предотвращения проникновения боевиков.

По информации командования ВС США, в Афганистане военные формирования оппозиционного движения «Талибан» готовят новые наступательные действия и теракты против находящихся в этой стране сил международной коалиции. В этой связи, по мнению американских военных, в Афганистан следует направить дополнительные подкрепления, «по крайней мере, один батальон морской пехоты» США. При этом подчеркивается, что операция на афганской территории проходит для Вашингтона с «минимальными затратами сил и средств», т. к. приоритетом для американцев является Ирак. Отметим, что в последнее время коалиционные силы активизировали боевые операции против боевиков «Талибан» на юге страны, нанеся им существенные потери.

Китайское руководство выступает против Ирана как ядерной державы, однако не возражает против права ИРИ на проведение ядерных разработок в мирных целях. В Пекине также считают неприемлемым поведение Тегерана, когда он игнорирует решения международного сообщества по его ядерной программе. В этой связи КНР не возражает, если отдельные страны по своему усмотрению окажут давление на ИРИ.

Американская администрация усиливает финансово-экономическое давление на Иран. Так, на минувшей неделе было объявлено о введении санкций в отношении иранского государственного банка «Сепах», одного из его филиалов, а также руководителя банка М. Дерахшандахи. По утверждению властей США, введение санкций обусловлено тем, что «Сепах» осуществляет финансовое обслуживание предприятий иранского ВПК, занимающихся реализацией ракетных программ, а также финансирует иранские промышленные группы, которые в Вашингтоне считают причастными к распространению оружия массового уничтожения.

Приложение

О новой инициативе американской администрации по Ираку

11 января президент США Дж. Буш огласил ряд новых, по мнению Вашингтона, направлений американской политики в отношении Ирака, часть из которых по праву можно отнести к региону «Большого Ближнего Востока» в целом. К выработке новых подходов американскую администрацию подтолкнули внутриполитические неудачи (поражение республиканцев на выборах в Конгресс в ноябре 2006 г.) и тупиковая ситуация, складывающаяся в Ираке, где события все более выходят из-под контроля американцев и багдадского правительства. Вместе с тем, если внимательно посмотреть на предложения, выдвинутые в последнем выступлении главы Белого дома, то окажется, что в них, по сути, не содержится принципиально новых идей.

Об увеличении (временном) численности иракской группировки ВС США на 21,5 тыс. человек. Американцы и раньше неоднократно увеличивали численность своих войск в Ираке, что было связано с обострениями обстановки в этой стране или необходимостью усиления мер безопасности на период подготовки и проведения выборов. Дж. Буш утверждает, что нынешнее наращивание американских сил необходимо, в частности, для того, чтобы войска оставались в районах, освобожденных от боевиков, не позволяя им вернуться туда. Тогда речь идет не о временном, а о длительном присутствии в Ираке ВС США. В речи президента называется срок – ноябрь 2007 г., когда иракцы должны взять на себя ответственность за безопасность на всей национальной территории. Но реально это вряд ли произойдет, т. к. нынешнее состояние иракской армии и полиции не позволит сделать это в указанное время. Очередное же заявление о необходимости ускорения подготовки иракских силовиков, чтобы американские солдаты скорее вернулись домой, не выдерживает критики. Буш и его военные советники должны знать, что эта задача практически невыполнима в короткие сроки. В этой связи еще раз приведем оценку независимых американских экспертов, считающих возможным обучить иракские ВС и МВД «лишь через два года или даже пять лет».

О количестве войск, планируемых к переброске в Ирак. 17 тыс. человек должны будут задействованы для наведения порядка в Багдаде совместно с иракскими силами, которые также будут увеличены. Кроме того, премьер-министр Ирака Н. аль-Малики обещал, что его правительство не будет более препятствовать проведению силовых акций против радикальных шиитских военизированных группировок. Сейчас в городе находятся 15 тыс. американских войск и ок. 40 тыс. иракских военнослужащих и полицейских. Подчеркнем, что для такого крупного и сложного мегаполиса как «Большой Багдад», где проживают св. 7 млн. человек, а главное – действуют многочисленные вооруженные группировки, пользующиеся к тому же поддержкой части населения, всех этих сил будет недостаточно для успешного осуществления мероприятий по укреплению безопасности. К тому же надежность иракских сил, укомплектованных в основном шиитами, при проведении операций против своих единоверцев из «Армии Махди» вызывает большие сомнения. И здесь существует опасение того, что основной удар в Багдаде будет наноситься по суннитским группировкам, что лишь усилит вражду между двумя общинами. Планируемое же участие в багдадской операции соединений ВС Ирака, укомплектованных курдами, будет способствовать ухудшению и без того очень не простых арабско-курдских отношений.

В западную провинцию Анбар, считающуюся одним из главных оплотов суннитских повстанцев и боевиков из иракского филиала «Аль-Каиды», намечено перебросить 4 тыс. морских пехотинцев. В настоящее время там против 10 тыс. партизан и нескольких сотен боевиков действуют 33 тыс. военных США и 20 тыс. иракских солдат и полицейских. Очевидно, что столь небольшое усиление войск в регионе вряд ли значительно изменит ситуацию.

В целом можно утверждать, что планируемое усиление группировки ВС США в Ираке не приведет к радикальному изменению положения дел в этой стране в сфере безопасности и максимально, на что могут рассчитывать американцы – это на достижение локальных по месту и времени успехов.

Важным решением Вашингтона стало направление в регион Персидского залива авианосной группы и размещении здесь зенитных комплексов «Пэтриот» ПАК-3, обладающих возможностями ПРО. Антииранская направленность этих мер очевидна, также как и то, что они будут способствовать усилению напряженности в зоне Залива. Кроме того, США обещают оказать помощь в противодействии проникновению боевиков-сепаратистов из Ирака в Турцию, но как это будет сделано, не раскрывается. Однако вряд ли американцы, а тем более руководители курдской автономии пойдут на данном этапе на проведение силовых акций против Курдской рабочей партии.

Дж. Буш в очередной раз обвинил Иран и Сирию в оказании поддержки террористами и повстанцам в Ираке. Президент жестко объявил о намерении США заблокировать «поток помощи» из этих стран, в т. ч. путем «раскрытия и уничтожения каналов», по которым она поступает. Данное заявление можно расценивать как угрозу нанесения ударов по объектам на территории ИРИ и САР (наличие подобных планов в Вашингтоне фактически подтвердила госсекретарь К. Райс). Все это может привести к резкому обострению ситуации в регионе, но никак не улучшит положение дел в самом Ираке.

Из Вашингтона прозвучало заверение в продолжении тесного сотрудничества с умеренными арабскими режимами, в т. ч. в сфере обеспечения их безопасности. Одновременно США призвали Египет, Иорданию, Саудовскую Аравию и другие аравийские монархии усилить поддержку правительству Ирака. Отметим, что все эти страны выступают за сохранение американского военного присутствия в Ираке, но вряд ли пойдут на значительное расширение помощи нынешнему багдадскому правительству, но могут сделать это в случае, если иракские сунниты получат доступ к реальной власти.

В целом тональность речи Буша в том, что касается ближневосточного региона, свидетельствует о намерении США опираться преимущественно на силу, а не на поиск компромиссов в решении имеющихся здесь сложных противоречий и проблем. Деструктивность такого подхода очевидна на примере того же Ирака, и вряд ли подобный курс приведет вашингтонскую администрацию к желаемым результатам.

Значительная часть речи Буша посвящена политическим и экономическим аспектам иракской ситуации. В частности, говорится о намерении правительства Ирака принять законы о распределении доходов от нефти, дебаасификации, а также проведении выборов в провинциальные органы власти. Как известно, вопрос о распределении нефтяных доходов является сегодня одним из наиболее острых в Ираке и вряд ли возможно в скором времени ожидать принятие документа, который бы удовлетворил интересы и запросы всех политических сил страны в этом деле. Против расширения практики дебаасификации (и принятия соответствующего закона) выступают многие влиятельные шиитские политики, рассматривающие этот процесс как путь к возвращению суннитов во власть, чего они не желают. Поведение местных выборов может способствовать приходу к власти в ряде провинций (особенно на юге Ирака, что уже проявилось в ходе выборов в 2005 г.) сил, выступающих за большую автономизацию регионов, вплоть до самоопределения, а это также не будет способствовать стабилизации обстановки в стране. И еще одно существенное замечание: в своем выступлении президент США не упомянул о столь важной для Ирака курдской проблеме.

Дж. Буш заявил, что «обязательства Америки не безграничны», а «если иракское правительство не выполнит свои обещания, оно лишится поддержки американского народа и самих иракцев». Подобные слова ранее уже неоднократно звучали из уст вашингтонских руководителей, но на деле все оставалось без изменений. Как будет на этот раз – покажет время. А пока иракскому правительству в очередной раз обещана военная и экономическая помощь.

В речи президента США много говорится о необходимости примирения между арабами-суннитами и шиитами, разрыве «нынешнего порочного круга насилия». Действительно, для решения этой сложнейшей проблемы нет «волшебной формулы». К сожалению, на сегодняшний день лидеры двух общин не предпринимают действенных реальных шагов к ослаблению и последующему прекращению взаимного насилия, которое лишь расширяется. И здесь возможности американцев весьма ограничены, а подключить к этому делу Сирию и Иран, что могло бы в известной мере улучшить ситуацию, Вашингтон категорически отказывается.

Глава Белого дома убежденно утверждает, что его «новая стратегия» приблизит США «к успеху» в Ираке. Однако, как видно из приведенного краткого анализа, достаточных оснований для столь оптимистического прогноза не имеется. А вот то, что «смертоносные теракты будут продолжаться, и мы должны ожидать новых жертв среди иракцев и американцев», — здесь, к сожалению, с Дж. Бушем можно согласиться. Путь же к стабилизации обстановки в Ираке может быть проложен лишь самими иракцами, но их лидеры в большинстве своем к этому еще не готовы.

52.29MB | MySQL:103 | 0,471sec