Новый стратегический план президента США Дж. Буша в Ираке. Иранский аспект

10 января президент США Джордж Буш в своем обращении к нации обнародовал новую стратегию действий американских войск в Ираке. Первым шагом в претворении этой стратегии станет увеличение численности американских войск в Ираке на 21500 военнослужащих. В Багдад будут дополнительно направлены 17500 военнослужащих — 5 бригад сухопутных войск. Два батальона морской пехоты (4000 человек) будут дислоцированы в иракской провинции Анбар, зоне наиболее сильного повстанческого движения. Общая численность войск США в Ираке достигнет 153500 человек.

Вторым важнейшим аспектом новой стратегии США является резкое наращивание Соединенными Штатами военного присутствия во всем регионе. Так, в район Персидского залива в ближайшее время будет направлена еще одна авианосная ударная группа и развернута новейшая противоракетная и противовоздушная система «Patriot РАС-3».

Одновременно Пентагон планирует запросить 99,7 млрд долларов на финансирование военных операций в Ираке и Афганистане в 2007 году.

Аналитики предполагают, что инициатива Буша может преследовать две цели. При этом окончательная и безоговорочная победа США в Ираке, по мнению специалистов, совершенно исключается из списка возможных целей. Для этого американцам необходимо ввести в Ирак личного состава, по крайней мере, раз в 20 больше, чем планируется. Поэтому рассматриваются лишь такие возможности: уход или эскалация конфликта до уровня регионального.

Первое – уход. Для достижения этой цели в рамках обеспечения постепенного и, по возможности, наименее болезненного вывода контингента вооруженных сил из Ирака — усиление там группировки американских войск. Так было во Вьетнаме перед уходом американцев из этой страны. Так случилось и в Афганистане после принятия политического решения о выходе советских войск.

Но все же что-то не позволяет поверить в этот вариант. И это что-то — Иран. Понятно, что после ухода американцев из Ирака эта страна, где большинство населения составляют шииты, превратится в одну большую иранскую провинцию, пусть даже со всеми атрибутами государственности и суверенитета, возможно, без Иракского Курдистана. Иран, безусловно, станет региональной супердержавой. Это самым кардинальным образом изменит всю геополитическую ситуацию в регионе, а, быть может, и в мире. В Тегеране все делают для осуществления этих планов. ИРИ невиданными ранее темпами модернизирует свой военный арсенал и вооруженные силы, активизирует свою агентуру в регионе, готовит боевиков, в том числе и смертников, развивает ядерную программу, несмотря на протесты ООН. Время работает в пользу Ирана.

Американцы это прекрасно понимают. И они вряд ли согласятся на простой и тихий уход, который подарит Тегерану главенство в регионе. Свидетельство этому – беспрецедентное за последнее время наращивание военно-морской группировки в зоне Персидского залива. К этому можно добавить и комплексы «Patriot».

Сомнительно, что авианосные ударные группировки и атомные ракетоносные подводные крейсера предназначены для борьбы с антиамериканскими вооруженными отрядами, действующими в Ираке, не говоря уж о «Patriot», которые созданы для перехвата баллистических и крылатых ракет, которые вряд ли имеются у иракских партизан.

Показательно также недавнее назначение адмирала Уильяма Фэллона на «сухопутный» пост главы Центрального командования США, в чье ведение входят Ирак, Афганистан, а также Иран вместе со всем ареалом Западной Азии. Адмирал Фэллон как будто специально назначен для удара по Ирану. Он командовал палубной авиацией во время первой войны с Ираком и служил в объединенном штабе в Саудовской Аравии, то есть хорошо знаком с театром возможной войны.

Аналитики также не забывают и о запрошенных Пентагоном почти 100 млрд долларов, которые просто невозможно потратить лишь на борьбу с иракским терроризмом.

Однако все эти средства (финансовые и материальные) вполне обеспечат ракетно-авиационный «блицкриг» против Ирана, против его военной, промышленной, транспортной и ядерной инфраструктуры.

В связи с подобным вариантом возникает вопрос: а зачем предусмотренное планом Буша 21-тысячное подкрепление в Ираке? Ответ может быть такой – для уничтожения или нейтрализации боевых проиранских сил в Ираке, а также для обороны ирако-иранской границы и предотвращения возможных военных акций со стороны ИРИ после нанесения по ней ракетно-бомбового удара. Для этих же целей предназначена и система «Patriot», которая способна справиться с самолетами иранских ВВС, с различными модификациями иранских ракет земля-земля, в том числе и «Shahab».

Неслучайно практически одновременно с обнародованием президентом Бушем новой стратегии в Ираке Соединенные Штаты начали активную дипломатическую подготовку. Госсекретарь США Кондолиза Райс отправилась на Ближний Восток, не скрывая при этом, что одна из главных целей ее недельного турне по странам региона — оказать давление на Тегеран. Она не исключает возможности американского вторжения в Иран и Сирию. Как сказала на днях госсекретарь, «все возможности пока находятся на столе».

По всей вероятности, США пытаются заручиться поддержкой и укрепить формирующийся антииранский блок, куда входят страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) — Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия с добавлением таких влиятельных государств, как Египет и Иордания. Не следует забывать, что Израиль в противостоянии с Ираном выступает естественным союзником этих стран.

О серьезности намерений США в отношении ИРИ свидетельствуют слова президента Буша, которые он произнес в своем обращении: «Иран осуществляет материальную поддержку для нападений на наших военных в Ираке. И мы намерены положить этому конец. Мы уничтожим структуры, которые поставляют оружие нашим врагам в Ираке и тренируют их». Фактически это означает, что США признают Иран главной причиной неудач американской политики в Ираке и отныне будет бороться именно с ним.

Показательно, что практически сразу после завершения программного выступления президента американцы предприняли захват иранского представительства – Бюро по связям — в столице Иракского Курдистана Эрбиле и задержали шесть сотрудников бюро. (Вскоре один из шести иранцев был отпущен.) Охранников обезоружили, компьютеры и документацию изъяли.

Американцы утверждают, что, по предварительным результатам расследования, пятеро иранцев, арестованных в Эрбиле, являются бойцами Корпуса стражей исламской революции (КСИР), которые выполняли задание по оказанию поддержки повстанцам. Они принадлежат к Силам специального назначения «Кодс», являющимся одним из органов КСИР. Эта секретная служба, считают американцы, поставляла финансовые средства, взрывчатку и оружие для дестабилизации правительства в Ираке и осуществления нападений на войска коалиции. В этой связи советник по национальной безопасности Белого дома Стивен Хедли не исключил вероятности рейда на иранскую территорию, чтобы положить конец нарушениям границы.

Эта акция, проведенная с ведома Джорджа Буша, полностью вписывается в новую антииранскую кампанию США. Недаром на днях американский президент подчеркнул, что «каждый иранец, задержанный в Ираке, будет иметь дело с США».

Своего президента поддержала и госсекретарь Кондолиза Райс: «Мы собираемся пресечь активность, которая не только создает угрозу американским военнослужащим, но и дестабилизирует ситуацию в Ираке… Я не хочу спекулировать на том, какие операции может вести США, но вы увидите, что США не собираются просто стоять в стороне и позволять, чтобы эти действия продолжались». По ее словам, США решительно настроены покончить с «агрессией Ирана в регионе».

Это подтверждает и высказывание журналиста телекомпании NBC Тима Рассерта после его встречи с президентом США: «В верхних эшелонах Белого дома есть четкое ощущение, что Иран довольно быстро станет главным вопросом и в стране, и в мире, и что произойдет это в острой форме».

Как свидетельствуют СМИ, бывший министр обороны Дональд Рамсфельд и Американский институт предпринимательства разработали стратегию смены режима в Иране, которая не предполагает наземного вторжения, но подразумевает авиаракетные удары. Ядерная программа ИРИ станет предлогом для военных действий. Как полагает азербайджанский политолог Фикрет Садыхов, «первым шагом в этом направлении является принятие известной резолюции Совета Безопасности ООН, которая, правда, была несколько смягчена Россией. В дальнейшем я прогнозирую принятие еще более серьезного документа, после чего и последуют более действенные шаги американцев сначала в отношении Ирана, а затем и в отношении Сирии».

Иранцы сами дают повод для подобных прогнозов. Они с абсолютным спокойствием открыто игнорируют резолюции Совета Безопасности ООН, продолжая создавать инфраструктуру ядерного производства двойного назначения. На днях официальный представитель иранского правительства Голам Хосейн Эльхам заявил, что Иран уже в марте нынешнего года (21 марта — иранский новый год) намерен выполнить свой план по созданию каскада из 3 тыс. центрифуг в рамках работ по обогащению урана. «Мы движемся к производству атомного топлива, и для этого необходимы 3 тысячи и даже больше центрифуг», — сказал он.

Вряд ли прогнозируемые воздушные удары по Ирану ограничатся лишь атаками на несколько ядерных объектов. Военные действия будут включать снижение иранской способности к ответным шагам; для этого будут использоваться бомбардировщики, ракеты наземного и морского базирования, которые разрушат до 10 тыс. целей в первый день войны, и силы специального назначения, которые будут задействованы для уничтожения всего, что останется.

Далее США, по плану Рамсфельда и Американского института предпринимательства, поддержат смену режима в надежде сменить аятолл на иранцев из провинций страны. Американское и британское правительства теперь поддерживают коалицию группировок, стремящуюся к федеративному Ирану. Как считают в Вашингтоне, в результате уничтожения инфраструктуры национальной экономики Тегеран будет вынужден при любом правительстве сосредоточиться на внутренних проблемах. А это лишит его способности действовать на других направлениях.

Многие обозреватели полагают, что нынешняя антииранская риторика руководства США и демонстрация военной силы направлены лишь на запугивание Тегерана. Но если это так, то, пожалуй, американцы ошибаются. Полностью идеологизированный режим, при котором у власти находятся радикальные исламисты, готовые бросить сотни тысяч своих соотечественников на поля сражений и пожертвовать ими (как это было во время ирано-иракской войны 1980-1988 годов), не боятся войны и смерти. Более того, психологическое давление на Иран, которое оказывают США, на руку президенту М. Ахмадинежаду и его сторонникам. Проиграв подчистую декабрьские выборы, он получает шанс вновь повысить свой рейтинг в стране, позиционируя себя в качестве лидера иранцев, бесстрашного патриота, защищающего родину перед лицом империалистической и сионистской угрозы. По всей вероятности, все это прекрасно понимают в Вашингтоне.

Что может остановить Джорджа Буша на тропе войны? Возможно, оппозиционеры-демократы в конгрессе? Или массовое антивоенное движение в США? Вряд ли.

Спустя четыре дня после объявления о военной эскалации в Ираке Джордж Буш начал бурную политическую кампанию за право осуществить свой новый стратегический план в этой стране. Он заявил: «Парламент может попытаться остановить меня, но я обладаю полномочиями для принятия решения, и я намерен идти напрямик». Вице-президент Дик Чейни пояснил непонятливым: «Буш является главнокомандующим вооруженных сил. Он тот, кто принимает самые ответственные решения, он решает, как и когда использовать военных. И, вне всякого сомнения, парламентский комитет не может вести войну».

Действительно, противоборствующие стороны готовы к решительным действиям. Ахмадинежад не сидит, сложа руки. Президент ИРИ не только милитаризирует страну и семимильными шагами идет к статусу ядерной державы, но и успешно создает антиамериканский интернационал, причем на хорошей финансовой базе. Так, совершая в январе турне по странам Латинской Америки, президент Махмуд Ахмадинежад высказался за создание антиамериканского союза Ирана с «революционными государствами Латинской Америки». В основание этого союза положен фонд по противодействию политике США, соглашение о котором 13 января иранский лидер подписал с президентом Венесуэлы Уго Чавесом. Каракас и Тегеран договорились выделить 2 млрд долларов на финансирование всего, что подрывает позиции США в мире. Сильный ход Ахмадинежада в его борьбе с Большим Шайтаном.

Таким образом, эскалация напряженности в отношениях между Соединенными Штатами и Ираном благодаря усилиям двух сторон возрастает с каждым днем.

Новая стратегия США в Ираке еще более накаляет обстановку не только в регионе Ближнего и Среднего Востока в целом, но и прежде всего вокруг Ирана. Столкновение двух стран становится все реальнее. Это чревато взрывом региона. Причем ударная волна от этого взрыва разрушит не только Ирак и Иран, но и распространится на Курдистан (Иран, Турция, Сирия) и арабские страны Персидского залива. Сейчас мировой центр углеводородных энергоресурсов находится под угрозой, а значит, под угрозой мировая экономика. Недаром солидная британская газета «Financial Times» дает непривычно резкую для нее оценку, называя стратегический план Буша «броском к катастрофе в Ираке и на Ближнем Востоке».

Источники

Бесараб Олег. Ирак: перезагрузка. – Газета по-киевски. On Line., 12.01.2007

Блинов Артур. Буш создает антииранский фронт. – Независимая газета, 12.01.2007.

Война с Ираном в Ираке? – BBC RUSSIAN.com, 12.01.2007 http://news.bbc.co.uk/hi/russian/uk/newsid_6254000/6254467.stm.

Гвоздев Николас, Тэйки Рэй. Война окончена, господин президент. – The International Herald Tribune, 12.01.2007.

Госсекретарь США: Иран и Сирия намеренно дестабилизируют обстановку в Ираке. — Telegraf.by, 12.01.2007.

Зампальоне Артуро. Джордж Буш: «Конгресс меня не остановит». – la Repubblica, 15.01.2007.

Зыгарь Михаил, Сидоров Дмитрий. В Ираке он будет бороться с Ираном. — Коммерсантъ, 15.01.2007.

Информация агентств – РИА Новости, ИТАР-ТАСС, Интерфакс, Neftegaz.ru, Reuters, 10-15.01.2007.

Информация радио «Голос России», 10-15.01.2007.

Кирсанов Дмитрий. Джордж Буш заявил о решимости реализовать новую стратегию в Ираке невзирая на противодействие конгресса США. — ИТАР-ТАСС, 15.01.2007.

Ко вторжению в Иран все готово. — Росбалт, 12.01.2007, Главная лента 15:09.

Козловский Владимир. Буш обдумывает новую атаку. — NRS.com, 14.01.2007.

Плеш Дэн. Следующая цель – Тегеран. – The Guardian, 15.01.2007.

Форестье Ш. Эксклюзивное интервью Day.Az с известным политологом Фикретом Садыховым. — Day.Az, 15.01.2007.

52.3MB | MySQL:103 | 0,505sec