Политические итоги визита президента Ирана в Латинскую Америку

В середине января президент Ирана Махмуд Ахмадинежад провел турне по трем странам Латинской Америки. Он совершил визиты в Венесуэлу, Никарагуа и Эквадор.

Это второе посещение президента Ахмадинежада Латинской Америки. Всего четыре месяца назад он посетил Венесуэлу и Кубу, где проходила Конференция Движения неприсоединения. Внимание, которое уделяет Тегеран определенным заокеанским странам, понятен.

Развернутая Ахмадинежадом и его соратниками широкомасштабная пиар-кампания по позиционированию Ирана в качестве мирового лидера освободительной борьбы против американского империализма и сионизма, как основного защитника ислама и всего «третьего мира», была эффективной лишь для пресловутой «мусульманской улицы». Большинство арабских государств ближневосточного региона с опаской относятся к политическому и военному лидерству ИРИ в мусульманском мире. Они отнюдь не заинтересованы в усилении позиций Ирана в «их Арабском заливе» и в целом на Ближнем и Среднем Востоке и дистанцируются от него. В этой связи возникает парадоксальная ситуация: при несомненном возрастании роли Ирана, укреплении его мощи на практике у Тегерана явно ощущается дефицит союзников, и прежде всего на Ближнем Востоке.

Действительно, кого сегодня можно включить в список региональных союзников ИРИ? Пожалуй, только Сирию, а также ливанскую «Хизбаллу». Безусловно, это довольно мощная сила, но явно недостаточная для удовлетворения региональных и, будем говорить, мировых амбиций Ирана.

Поэтому естественно взор неутомимого борца с американским империализмом президента Ахмадинежада обратился к латиноамериканским братьям. Но не по вере, а по ненависти к США.

В списке друзей Ирана значатся лидеры Венесуэлы, Никарагуа, Эквадора, Боливии и Кубы, которые отличаются ярко выраженной антиамериканской ориентацией.

Президент Венесуэлы Уго Чавес, который на трибуне Генеральной Ассамблеи ООН почувствовал дьявольский запах серы от выступавшего ранее президента США Джорджа Буша, безусловно, наиболее близкий Ахмадинежаду человек. Вместе братья по антиамериканизму сформировали ядро будущего антиимпериалистического союза. Причем на хорошей финансовой основе: Ахмадинежад и Чавес подписали документ о создании фонда с капиталом 2 млрд долларов для помощи странам, «стремящимся освободиться от ига империализма». «Этот фонд, брат, станет оружием освобождения! – заявил Уго Чавес, обращаясь к своему иранскому коллеге.– Смерть американским империалистам!»

Первыми пользователями фонда, видимо, станут власти Никарагуа и Эквадора, а в целом эти деньги пойдут на укрепление левых режимов в Латинской Америке. Причем, по словам Ахмадинежада, перед спонсируемыми будут прямо ставиться в первую очередь идеологические задачи. Иными словами, Иран начинает активно финансировать возрождение социалистической идеологии. Такого не позволял себе ни один лидер исламского государства. Напомним, что «брат Уго» — один из самых активных строителей социализма на планете. Совсем недавно он заявил о намерении возвести марксистско-ленинскую крепость на своем материковом острове свободы. «Те, кто хочет знать, какой я вижу социалистическую Венесуэлу, — говорит он, — должны прочесть труды Ленина и Маркса». При этом он объявил о развитом социализме в Венесуэле.

И здесь возникает вопрос, не отходит ли непоколебимый хомейнист Ахмадинежад от заветов своего учителя имама Хомейни, поддерживая марксистов? Ведь вождь исламской революции в Иране в своем хорошо известном письме президенту СССР Михаилу Горбачеву писал 1 января 1989 года: «Господин Горбачев, всем ясно, что отныне коммунизм следует искать в музеях политической истории, ибо марксизм не отвечает ни одной из истинных человеческих потребностей…Ныне уже не существует в мире того, что называется коммунизмом…Надеюсь, что Вы удостоитесь великой чести того, кто сметет со страниц мировой истории и истории Вашей страны последние следы загнившего коммунистического мира, существовавшего 70 лет. Отныне союзные вам государства, сердца руководителей которых верны своей родине и народу, уже никогда не пойдут на то, чтобы растрачивать более свои природные ресурсы на доказательство успехов коммунизма, хруст костей которого уже услышан потомками».

Прав был имам Хомейни. Однако его последователь Ахмадинежад считает, что политическая целесообразность выше любой идеологии. А эта целесообразность заключается в стремлении собрать в единый кулак все антиамериканские режимы американского континента. Прежде всего, для совместной деятельности против США. По данным разведывательных источников информационного сайта DEBKAfile, Тегеран предпринимает ряд шагов, чтобы вынудить Уго Чавеса, а через него и Кубу, подписать ряд соглашений о проведении совместных разведывательных операций против Соединенных Штатов, создании на территории этих стран баз для агентов иранской разведки с целью проникновения в США и другие страны американского континента. Иран намеревается отправить в Венесуэлу и на Кубу ряд специалистов, которые подготовят отчет о возможности использования территории этих стран в качестве базы для ведения подрывной деятельности против Соединенных Штатов и других стран Латинской Америки.

То, что Иран создает свою базу именно в Латинской Америке – неудивительно. Многолетняя имперская политика США в этом регионе создала почву для недовольства северным соседом. А президент Джордж Буш-младший довел рейтинг своей страны в мире до самой низшей точки. И этим воспользовались противники США, которые создают трансконтинентальный антиамериканский интернационал. Причем его ядро – это страны, находящиеся в пятерке мировых экспортеров нефти. Контролируя столь важный ресурс, можно говорить с США и их союзниками достаточно уверенным тоном. Последствия этой меры, думается, очевидны для всех. На наших глазах происходит зарождение нового политического мироустройства: Иран, Венесуэла и новый Каракасский (вместо Варшавского) Договор против США и НАТО. Даст ли Запад окрепнуть этой тенденции. Вряд ли. На кон поставлена не только (и не столько) идеология, сколько нефть – кровь современной экономики. Можно не сомневаться — ответ США и их союзников будет серьезным.

Но президента ИРИ это не смущает. Даже наоборот – воодушевляет. Пока христианка Кондолиза Райс на Ближнем Востоке благословляет антииранский союз мусульманских государств, Махмуд Ахмадинежад дает ей адекватный ответ – строит под своей исламской эгидой союз католических стран. Это сильный ход в иранской игре против Америки.

52.28MB | MySQL:103 | 0,484sec