Китайско-израильские отношения на новом этапе

В ходе прошедшего 8-11 января с.г. визита премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта в Китайскую Народную Республику был обозначен новый вектор в развитии китайско-израильских отношений. Поводом для визита Ольмерта стало 15-летие установления официальных дипломатических отношений между Китаем и Израилем (они были установлены в 1992 году). Ольмерт уже бывал в Китае в 2004 году во главе огромной делегации из 200 представителей торгово-промышленных кругов Израиля, когда был министром промышленности, торговли и занятости в правительстве Ариэля Шарона. До Ольмерта в качестве премьер-министра «Поднебесную» посетили Ицхак Рабин в 1993 году и Биньямин Нетаниягу в 1998 году. К тому же Ольмерта с Китаем связывает тот факт, что его родственники проживали в Харбине (провинция Хэйлунцзян).

Главной целью нынешнего визита Ольмерта было не только налаживание активно развивающихся торгово-экономических отношений, но и обсуждение ирано-китайских отношений, а если точнее, то возможности Китая повлиять на иранскую ядерную программу. Иран для Китая является важнейшим поставщиком энергоресурсов, в первую очередь нефти, доля которой в нефтяном импорте в Китай составляет 12%. Торгово-экономический оборот между ними составляет 5 млрд долларов. За несколько дней до визита Ольмерта Китай посетил секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани. Китай продает Ирану собственное вооружение, часть из него поступила ливанской радикальной шиитской организации «Хизбалла». Так, к примеру, 15 июля 2006 года в ходе второй ливанской войны китайская ракета С-802 поразила израильский корвет АХИ «Ханит».

Во время встречи с премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао премьер-министр Израиля Ольмерт заявил, что «иранская угроза может серьезно дестабилизировать Ближний Восток, поэтому поддержка Китаем, который входит в пятерку постоянных членов СБ ООН, более жестких санкций против Ирана очень важна». На это Вэнь Цзябао ответил, что «Китай против Ирана как ядерной державы, однако Тегеран имеет право проводить ядерные разработки в мирных целях». Затем он добавил, что в ходе встречи с Лариджани он высказал ему мнение Китая относительно иранской ядерной программы, который считает неприемлемой позицию Тегерана, игнорирующего решения международного сообщества. В 2006 году Китай пригласил в Пекин на конференцию по китайско-арабским отношениям министра иностранных дел руководимого ХАМАСом палестинского правительства, что привело к напряженности в китайско-израильских отношениях.

Однако скорее всего просьба Ольмерта не будет принята Китаем. Ирано-китайские отношения развиваются успешно, а Израиль не может предложить китайскому военно-промышленному комплексу ничего взамен, поскольку все действия в этой сфере ему приходится согласовывать с США. Так было еще в 2000 году, когда под нажимом Вашингтона была отменена сделка по продаже Китаю радарной системы Phalcon, предназначенной для эффективного обнаружения воздушных, наземных и надводных целей противника, находящихся на значительном удалении. При этом аналогичная продажа этой радарной системы Индии была одобрена, хоть и не обошлось без трений, когда в 2002 году из-за обострения индийско-пакистанских конфликта США потребовали временно заморозить сделку, что Израилем и было сделано. Раздражение у Белого дома вызывает и тот факт, что Израиль продает технологии, которые используются в ракетных системах Patriot и истребителях F-16, впоследствии применявшихся для разработки китайского перехватчика J-10.

Неудача в области военно-технического сотрудничества Китая и Израиля может компенсироваться за счет прогресса в сфере торгово-экономических отношений между двумя странами. 9 января с.г. Ольмерт посетил китайско-израильскую ферму по разведению крупного рогатого скота, находящуюся недалеко от Пекина, чтобы иметь представление об уровне развития сотрудничества животноводов и селекционеров Израиля и Китая в области сельского хозяйства. Было подписано соглашение с китайскими производителями текстильной продукции, которые будут поставлять нижнее белье израильской армии.

Торговый оборот между обеими странами постоянно увеличивается. Если в 2003 году он составлял 1,8 млрд долларов США, то в 2006 году он достиг уже 4 млрд долларов, превысив на 27% уровень 2005 года. По сообщению пресс-секретаря главы правительства Израиля Мири Эйсин, если торговый оборот будет развиваться такими темпами, то в 2008 году он достигнет 6 млрд. Согласно данным Торговой палаты Израиля, за первые 11 месяцев 2006 года экспорт израильских товаров в Китай возрос на 31% и составил 740 млн долларов, что превышает уровень 2005 года, составлявший 565 млн долларов. Эти данные свидетельствуют о прогрессе в области торговли между двумя странами. С министром торговли Китая Бо Силаем премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт обсудил вопрос о расширении доступа израильских сельскохозяйственных фирм и компаний в сферу высоких технологий, в чем заинтересованы оба государства.

Визит Ольмерта был подпорчен скандалом вокруг продажи акций банка «Леуми», в котором, по мнению юридического советника израильского правительства Менахема Мазуза, замешан нынешний премьер-министр. Ольмерта также обвиняют в коррупции в Управлении малых и средних бизнесов и незаконной покупке недвижимости в Иерусалиме. Отвечая на вопросы журналистов во время своей пресс-конференции в Пекине, Ольмерт заявил, что не считает себя виновным, что «его руки чисты в отношении приватизации банка «Леуми», и нет никаких поводов, чтобы считать себя преследуемым по этому делу. Не удалось обойти вниманием и вопрос о коррупции в Налоговом управлении, в котором замешана директор канцелярии премьер-министра Шула Закен. Ольмерт заявил журналистам, что выразил ей поддержку, добавив, что это дело не входит в компетенцию премьер-министра.

Во время встречи с председателем КНР Ху Цзиньтао израильский премьер-министр заявил о своем намерении открыть третье израильское консульство в Китае – в провинции Гуандун, одном из наиболее богатых торговых районов КНР, что можно воспринимать как углубление связей между странами Ближнего и Дальнего Востока.

Добавим также, что в Харбине, где в свое время проживали 20 тысяч евреев, Академия общественных наук провинции Хейлунцзян, где и находится этот город, основала Центр исследования истории и культуры харбинских евреев, которой может являться своеобразным мостом дружбы и сотрудничества с евреями всего мира — выходцами из Китая. В конце 2006 года там прошла специальная Международная выставка «История евреев Харбина» (сумма расходов на нее составила 2,1 млн юаней). Во время своего предыдущего посещения «Поднебесной» в 2004 году Эхуд Ольмерт побывал в Харбине и посетил местное еврейское кладбище, на котором находятся могилы его деда и бабушки. При этом Ольмерт не стал переносить останки в Израиль, сказав, что он должен уважать их чувства к Китаю и Харбину: «Они принадлежали не только еврейской нации, но и китайской».

В Израиле существует Ассоциация выходцев из Китая, которая была создана еще в 1951 году (сейчас ее возглавляет Теодор Кауфман), объединяющая около 500 еврейских семей, живущих в разных городах Израиля. Существует также «Общество дружбы Израиль–Китай». Не стоит забывать и тот факт, что в Израиле проживает достаточно большой процент китайских иммигрантов, занятых преимущественно в сельском хозяйстве.

Подводя итог, скажем, что китайско-израильские отношения на сегодняшний момент переживают наибольший расцвет, по крайней мере, в торгово-экономической сфере, что подтверждается тем фактом, что Китай является третьим по значимости торговым партнером Израиля после США и Германии. Поездка Ольмерта еще больше укрепит сотрудничество между двумя странами в этой сфере. Однако главной цели своей поездки – убедить китайское руководство не поставлять вооружение Ирану и занять более твердую позицию по ядерной программе Тегерана – Ольмерту достигнуть так и не удалось.

52.2MB | MySQL:103 | 0,505sec