Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (15-21 января 2007 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Ираке и вокруг него, а также в зоне палестино-израильского конфликта. 17 января в Эль-Кувейте на совещании с участием госсекретаря США К. Райс главы внешнеполитических ведомств восьми арабских стран (АРЕ, Бахрейна, Иордании, Катара, Кувейта, ОАЭ, Омана, Саудовской Аравии) приветствовали стремление Соединенных Штатов обеспечить безопасность в регионе Ближнего и Среднего Востока, территориальную целостность Ирака и проведение в этой стране политических преобразований в интересах всех этнических и конфессиональных групп, однако в целом у арабских стран довольно скептическое отношение к новой иракской стратегии Вашингтона. На совещании обсуждались также вопросы, связанные с обстановкой в Ливане, Сомали и иранским ядерным досье. В Дамаске 21 января состоялась встреча главы ПНА и лидера движения ФАТХ М. Аббаса с руководителем радикального движения ХАМАС Х. Машаалем, на которой стороны не смогли прийти к согласию по вопросам, связанным с формированием палестинского правительства национального единства.

Министр обороны США Р. Гейтс посетил на минувшей неделе Афганистан, Бахрейн, Катар, Саудовскую Аравию и Ирак. В Кабуле глава Пентагона обсудил с руководством Афганистана вопросы укрепления афганской национальной армии и активизации борьбы с вооруженными формированиями движения «Талибан». В арабских столицах Гейтс призывал местных руководителей к оказанию более широкой помощи Ираку. При посещении Ирака американский министр подчеркнул невозможность урегулирования ситуации в этой стране «исключительно военными средствами».

Обстановка в Ираке остается напряженной и нестабильной. В различных районах страны не прекращаются вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия, совершаемые суннитскими повстанцами, иностранными террористами и шиитскими боевиками.

Вместе с тем на минувшей неделе иракское правительство впервые предприняло ряд шагов против боевиков шиитской «Армии Махди», руководимой М. ас-Садром: американскими и иракскими войсками было арестовано свыше 400 сторонников радикального имама, в т. ч. один из его ближайших помощников. В условиях усилившегося давления со стороны властей и не желая обострять отношения с руководством страны, садристы 20 января приняли решение о прекращении начатого в конце ноября 2006 г. бойкота их представителями работы в правительстве (5 министров) и парламенте (30 из 275 депутатов). В последние дни также отмечается снижение внешней активности «Армии Махди» в Багдаде: на улицах нет боевиков в черной униформе, а установленные ими блокпосты сняты. Представители ас-Садра заявляют, что они не желают подставлять свои военизированные формирования под удар и попытаются решить вопрос «политически». Вместе с тем, речь не идет о реальном разоружении боевиков. Этот вопрос, как считают садристы, можно будет обсуждать лишь после ухода из Ирака американских войск.

США и иракское правительство активно ведут подготовку к проведению масштабной операции с целью наведения порядка в Багдаде и разоружения действующих в городе незаконных вооруженных формирований. В Ирак начали прибывать из США дополнительные силы американских войск, предназначенные для действий в Багдаде. Из Курдистана в район столицы перебрасываются части иракской армии, укомплектованные курдами. В тоже время сообщается, что многие военнослужащие-курды не желают участвовать в операции в Багдаде, разрывают контракты с МО Ирака или дезертируют из армии. По оценке командующего войсками США в Ираке генерала Дж. Кейси, прогресс в ситуации в Багдаде «можно будет наблюдать через два-три месяца», а «люди будут себя чувствовать в безопасности в своих районах» столицы к концу лета с. г. Тогда же, по словам Кейси, начнется вывод дополнительно перебрасываемых сейчас в Ирак американских войск.

Президент США Дж. Буш подтвердил свою твердую решимость реализовать новую стратегию стабилизации обстановки в Ираке, несмотря на сильное противодействие со стороны американского Конгресса.

17 января премьер-министр Ирака Н. аль-Малики выступил с рядом заявлений, в которых критиковал некоторые аспекты американской политики в Ираке, особенно в сфере обеспечения безопасности. В частности, аль-Малики утверждал, что если бы США ускорили подготовку иракской армии и полиции, то уже в ближайшие 3-6 месяцев можно было значительно сократить иностранное военное присутствие в стране. Он призвал вашингтонскую администрацию поставить иракским силовикам тяжелое вооружение, отсутствие которого у них «лишь усугубляет ситуацию в Ираке», ведет к лишним жертвам как среди иракцев, так и американцев. Более того, по словам аль-Малики, зачастую повстанцы вооружены лучше, чем военные и полицейские. Однако глава правительства не уточнил, какое именно оружие необходимо иракской армии и полиции. Аль-Малики также высказал свое раздражение недавними высказываниями в свой адрес некоторых руководящих деятелей США (К. Райс, Р. Гейтс) о том, что он «может потерять работу», что «терпение Америки иссякает» и т. п.

Президент Ирака Дж. Талабани с 14 по 19 января находился с официальным визитом в Сирии. В совместном коммюнике по его итогам стороны высказались «за сохранение территориального и национального единства Ирака», осудили террор против мирных граждан, госучреждений и хозяйственной инфраструктуры. Талабани сообщил, что Багдад потребует от Сирии экстрадиции в Ирак бывших высокопоставленных деятелей прежнего режима, находящихся на территории САР и оказывающих помощь повстанческому движению в Ираке.

Сложная ситуация сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. 15 января после окончания встречи премьер-министра Израиля Э. Ольмерта с госсекретарем США К. Райс было сообщено о созыве в ближайшее время (возможно, в феврале) трехсторонней встречи представителей США, Израиля и ПНА с целью обсуждения вопросов палестино-израильского урегулирования. Есть основания полагать, что предполагаемая встреча, учитывая внутри политические сложности в Израиле и на палестинских территориях, вряд ли будет плодотворной, если вообще состоится.

19 января Израиль перевел на счета Палестинской национальной администрации, возглавляемой М. Аббасом, сумму в 100 млн долларов (таможенные и налоговые сборы). По информации израильских СМИ, эти деньги пойдут на различные гуманитарные акции и на нужды личной гвардии Аббаса. С другой стороны, командование Армии обороны Израиля (АОИ) высказывается против американских планов поставок снаряжения и амуниции палестинским службам безопасности, подчиняющимся М. Аббасу. Израильские военные опасаются, что передаваемое имущество может попасть в руки боевиков экстремистских палестинских группировок.

20 января М. Аббас провел переговоры с президентом САР Б. Асадом. Очень сложно решался вопрос о встрече М. Аббаса с главой ХАМАСа Х. Машаалем в Дамаске, что свидетельствует о серьезных, принципиальных противоречиях между ФАТХом и ХАМАСом, в первую очередь, по вопросам политической программы палестинского правительства национального единства, которые не были преодолены в ходе переговоров.

Важные внутриполитические события происходят в Израиле. Прокуратура этой страны распорядилась открыть уголовное дело в отношении премьер-министра Э. Ольмерта по факту его причастности к финансовым нарушениям. Начальник генштаба израильских ВС генерал Д. Халуц сообщил 16 января о своем намерении уйти в отставку до объявления результатов работы государственной комиссии, расследующей деятельность командования АОИ во время ливанской кампании 2006 г. Различные политические силы Израиля все настойчивее требуют отставки министра обороны А. Переца.

Напряженная военно-политическая обстановка сохраняется в Афганистане, особенно в восточных и юго-восточных районах страны, где значительно активизировали свои действия вооруженные формирования движения «Талибан». По информации командования ВС США в Афганистане, в декабре 2006 г. интенсивность нападений талибов возросла на 200%. Число терактов, совершенных боевиками-смертниками, увеличилась с 27 в 2005 г. до 139 в 2006 г., количество нападений с использованием взрывных устройств – с 783 до 1677, а число т. н. «прямых нападений» — с 1538 до 4542. Отмечается, что талибы стали чаще проводить более сложные боевые операции, лучше координировать действия своих отрядов. И все это в условиях, когда силы США, НАТО и афганской армии осуществляют больше операций против талибских вооруженных формирований. Ожидается, что весной 2007 г. талибы активизируют свои действия, концентрируя главные усилия на юге страны, особенно в районе Кандагара и других городов региона, а также попытаются проникнуть в Кабул и атаковать пограничные посты. В настоящее время в Афганистане размещено 24 тыс. военнослужащих США и 20 тыс. военнослужащих из стран НАТО и ряда других государств. Это наиболее крупная группировка иностранных войск, находящаяся на афганской территории со времени падения талибского режима в 2001 г. Тем не менее, командование ВС США в стране в ожидании весеннего наступления боевиков требует дополнительных подкреплений.

Возросшую активность талибов командование сил коалиции связывает с мирным соглашением, подписанным в сентябре 2006 г. властями Исламабада с вождями племен на северо-востоке Пакистана. Глава Пентагона Р. Гейтс считает, что увеличение числа боевиков, проникающих из Пакистана в Афганистан, стало очень серьезной проблемой, требующей совместного обсуждения с Исламабадом. В тоже время командование НАТО в Афганистане сомневается в целесообразности пакистанских планов соорудить заграждения и установить минные поля на ряде участков границы с Афганистаном.

Обстановка вокруг Ирана имеет тенденцию к обострению. США усиливают политическое, психологическое и экономическое давление на ИРИ, имеют место и элементы военного давления (отправка в зону Персидского залива дополнительного авианосного соединения). Предлагает расширить санкции в отношении Ирана Германия. В тоже время Франция намерена направить в Иран своего спецпредставителя с целью обсуждения «региональных проблем». Со своей стороны, иранское руководство с прямолинейной настойчивостью продолжает заявлять о своей приверженности курсу на всемерное развитие национальной ядерной программы, включая работы по обогащению урана.

Положение дел в Сомали остается очень сложным, с элементами напряженности в ряде районов страны. На минувшей неделе сложили оружие и заявили о своем переходе на сторону временного правительства республики боевики нескольких крупных вооруженных группировок. Между тем руководство Союза исламских судов (СИС), несмотря на поражение, намерено продолжать вооруженную борьбу с властями до тех пор, пока они не начнут переговоры с исламистами. Боевики СИС совершают нападения на правительственные силы и эфиопские войска в различных районах Сомали. 19 января Африканский союз одобрил направление в Сомали миротворческих сил (9 батальонов, 7650 чел.) сроком на шесть месяцев. Однако реально пока можно говорить о готовности к отправке в зону конфликта лишь трех батальонов. Премьер-министр Эфиопии М. Зенауи заявил, что уже в ближайшее время начнется первый этап вывода эфиопских войск из Сомали.

В Ливане продолжаются акции протеста против планов правительства провести экономические реформы. Они организованы профсоюзами и поддерживаются политической оппозицией. Премьер-министр Ливана Ф. ас-Синьора совершил поездку в Египет и аравийские монархии, где ему была обещана политическая поддержка и финансовая помощь. Генеральный секретарь ЛАГ А. Муса решил возобновить в конце января свою посредническую миссию в Ливане и призвал все ливанские стороны к возобновлению диалога. В свою очередь, ливанская оппозиция во главе с радикальным шиитским движением «Хизбалла» призвала к проведению 23 января всеобщей забастовки с целью добиться отставки действующего правительства.

Приложение

Национальная безопасность Саудовской Аравии: иракский аспект

Перманентно нестабильная ситуация в Ираке, в последнее время во все большей степени переходящая в стадию гражданской войны, усиление иранского (шиитского) влияния, а также высокий уровень террористической активности в соседней стране рассматриваются руководством Королевства Саудовская Аравия (КСА) в качестве одной из наиболее значимой реальной угрозы национальной безопасности крупнейшей аравийской монархии. Королевство «глубоко озабочено ухудшением ситуации, связанной с безопасностью, в Ираке, где происходит все больше столкновений, актов насилия и взрывов. Эта ситуация затрудняет возможности стран, стремящихся оказать помощь Ираку в интересах реабилитации иракской экономики и реконструкции иракского государства». Саудовский правящий класс небезосновательно считает, что происходящая в Ираке эскалация нестабильности может привести к очень серьезным негативным изменениям в окружающем королевство регионе, изменить сложившийся там баланс сил, причем не в пользу КСА.

Официальная позиция Эр-Рияда по Ираку заключается в сохранении единства и территориальной целостности этой страны, скорейшее прекращение насилия, исключение любого иностранного вмешательства в иракские дела, вовлечение в политический процесс в Ираке всех его политических сил. Принципиально важным при этом считается «разоружение незаконных военизированных формирований». В целом саудовская политика на иракском направлении нацелена на всемерное снижение остроты кризиса в Ираке, погашение опасного очага региональной напряженности

Со времени свержения режима С. Хусейна в 2003 г. саудовцы постоянно прилагали усилия в интересах нормализации обстановки в Ираке и достижения национального согласия между различными иракскими конфессиональными и этническими группами.

Особую обеспокоенность руководства КСА вызывает укрепление позиций шиитских политических сил в Ираке. В Эр-Рияде опасаются, что несомненные успехи иракских шиитов в борьбе за власть в соседней стране активизируют политическую и сепаратистскую деятельность саудовских шиитов (ок. 10% населения королевства), проживающих преимущественно в главном нефтедобывающем районе страны – Восточной провинции. Причем эта обеспокоенность имеет достаточно оснований. После 2003 г. в Саудовской Аравии происходит рост амбиций шиитского населения, отмечается и обострение межконфессиональных отношений между суннитами и шиитами.

Усиление шиитского влияния в Ираке саудовцы напрямую связывают с конкретной политической и иной деятельностью Ирана в этой стране. Так, в докладе спецслужб королевства (2006 г.) говорилось, что ИРИ создала в Ираке шиитское государство, поддерживает вооруженные формирования местных шиитских политических сил, финансируя их, поставляя оружие и обучая боевиков. Иран также обвинили в прямой помощи иракским политическим деятелям проиранской ориентации. В Эр-Рияде требуют от Тегерана пересмотра политики в отношении Ирака, прекращения вмешательства в дела соседнего государства.

Саудовское правительство и спецслужбы считают, что Ирак в настоящее время превратился в «главную базу международного терроризма», а это может неблагоприятно отразиться на ситуации в сфере безопасности в КСА, которая и так сохраняется достаточно напряженной. Как известно, в последние годы террористические группировки довольно активно проявляют себя на территории королевства, а властям, несмотря на регулярно проводимые спецоперации, не удается полностью подавить террористическое исламистское подполье.

В рядах террористов и иностранных боевиков, действующих в Ираке, немало саудовских подданных (в настоящее время, оценочно, 300-350 чел.). Власти КСА обеспокоены тем, что, вернувшись на родину, они станут на практике применять полученный на иракской земле боевой опыт.

Много и часто говорится о проникновении боевиков и террористов в Ирак с территории Сирии. Гораздо меньше можно услышать о том, что аналогичное происходит и на саудовско-иракской границе. Так, в 2005 г. багдадские власти неоднократно выражали обеспокоенность в связи с незаконным проникновением в Ирак саудовских подданных и требовали от Эр-Рияда усилить охрану границы. В свою очередь органы безопасности КСА выражают свою обеспокоенность деятельностью «эмиссаров иракского террора», содействующих «вовлечению молодых саудовцев в ряды действующего в королевстве антисистемного подполья». Также утверждается, что с иракской стороны «границу вообще никто не контролирует».

В условиях нараставшей нестабильности и напряженности в Ираке правительство КСА, опасаясь распространения насилия и терроризма на свою территорию, принимает меры по усилению охраны саудовско-иракской границы, в т. ч. путем сооружения там различного рода заграждений. В 2004-2006 гг. на эти цели было потрачено до 1,8 млрд долларов. В сентябре 2006 г. было сообщено о решении Эр-Рияда возвести на границе с Ираком (814 км) «стены безопасности», оснащенной различными системами слежения и контроля. «Стена» будет представлять собой два параллельно идущих забора со 135 проходами. В наиболее уязвимых местах соорудят бетонные стены. Строительство начнется вначале 2007 г. и завершится через 5-6 лет. Стоимость стены оценивается в 500 млн долларов, а ее электронной начинки — в 11,5 млрд долларов. Решение на возведение столь масштабного и дорогостоящего сооружения является своего рода свидетельством неверия саудовского руководства в скорую нормализацию обстановки в Ираке.

Разрастающееся противостояние между иракскими суннитами и шиитами обуславливает все более пристальное внимание саудовцев к этому вопросу. Официально в Эр-Рияде неизменно заявляют, что Саудовская Аравия «никому не отдает предпочтения», «равноудалена от всех групп иракского населения» и сотрудничает «со всеми, кто стремится сохранить единство Ирака». Вместе с тем, имеется много сведений о том, что на неправительственном уровне (через частные фонды и т. п.) с саудовской стороны поступает помощь иракским суннитам, в т. ч. оружие и боеприпасы. Эта помощь оценивается в десятки миллионов долларов. В КСА также усиливаются призывы клерикалов «стать рядом с нашими суннитскими братьями в Ираке, используя все необходимые формы поддержки», все чаще раздаются призывы к более широкому «разъяснению шиитской угрозы». Большой резонанс в регионе, особенно в Ираке, вызвали высказывания советника правительства КСА по вопросам безопасности Н. Обейда (ноябрь 2006 г.), которые небезосновательно рассматривались как неформальное изложение взглядов Эр-Рияда по иракскому вопросу. Обейд утверждал, что Саудовская Аравия может предпринять «массированную интервенцию» в Ирак в случае ухода оттуда США с целью предотвращения резни местных суннитов, а также окажет им различную помощь, в т. ч. военно-технического характера. Официально Эр-Рияд опроверг эти заявления, а чиновник был уволен с работы.

Отношения КСА с новыми иракскими властями характеризуются осторожностью. Саудовцы не идут на оказание им крупной помощи, но, как подчеркивают авторы доклада Группы по изучению Ирака (США), если иракские сунниты получат доступ к реальной власти, то Эр-Рияд станет активнее поддерживать багдадское правительство, в т. ч. в его борьбе против «Аль-Каиды» и на «сирийском направлении».

Периодически в зарубежных СМИ появляются сообщения о возможности ввода саудовских войск в Ирак для «защиты своих интересов». Высшие руководители королевства, со своей стороны, всячески это отвергают. По всей вероятности, Эр-Рияд не пойдет на такой шаг по целому ряду причин. Здесь и традиционная взвешенность, осторожность и тщательная продуманность внешнеполитических шагов саудовского руководства, которое отчетливо представляет всю сложность иракской ситуации и невозможность ее урегулирования чисто силовыми путями. Скажется и слабость военной организации саудовского государства, малочисленность (сухопутные войска – 75 тыс. чел.) и недостаточная подготовленность его армии для проведения сложной операции в Ираке, которая, к тому же, может принять затяжной характер, с неизбежными крупными людскими потерями и значительными материальными издержками. Безусловно, будут приняты во внимание и негативные внешнеполитические последствия такого шага, который может привести лишь к резкому обострению всей региональной ситуации, причем в невыгодном для КСА направлении (возможность военного столкновения с Ираном, что приведет к большой войне в зоне Персидского залива). Вместе с тем не исключено участие ВС КСА в международном или межарабском миротворческом контингенте, если таковой когда-либо будет направлен в Ирак. Более реальным, как представляется, может стать оказание в случае необходимости значительной (но, по возможности, не очень гласной) помощи иракским политическим силам, реально вступающим за сохранение единства и территориальной целостности своей страны.

52.35MB | MySQL:103 | 1,247sec