Оценки китайских специалистов некоторых аспектов очередного обострения отношений между Пакистаном и Индией

Действия Пакистана

После авиационного удара ВВС Индии по лагерю террористической группировки «Джейш-э-Мухаммад» и попытки ВВС Пакистана провести ответную акцию официальный Исламабад закрыл национальное воздушное пространство для всех коммерческих авиакомпаний в период с 27 февраля по 1 марта 2019 г. Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий «Мир Авиации» и «Авиационное знание» отметили правильность такого решения, поскольку во-первых, оно позволяет избежать резонансных инцидентов, аналогичных событиям на юго-востоке Украины, а, во-вторых, демонстрирует миротворческий подход высшего военно-политического руководства страны, по территории которой нанесли внезапный авиационный удар. Известно, что гражданские авиационные власти Индии также ввели запрет на полеты гражданской авиации только из девяти западных аэропортов страны.

По данным китайских источников, от закрытия воздушного пространства экономические потери понес Пакистан, национальные и иностранные компании, которые не успели переориентировать маршруты полетов. Достоверно известно, что на период закрытия воздушного пространства в аэропортах Пакистана скопилось около 5000 пассажиров (в основном иностранцы, опасающиеся начала вооруженного конфликта). Кроме того, по данным Управления Гражданской Авиации КНР один рейс из КНР в Объединенные Арабские Эмираты, выполнявшийся с посадкой в Исламабаде был вынужден вернуться в Китай в аэропорт вылета. Примечательно, что УГА КНР достаточно оперативно предоставило иностранным авиакомпаниям право пролета на период с 27 февраля по 1 марта 2019 г.

Китайские специалисты отмечают, что пакистанские военные в сжатые сроки провели анализ авиационного бомбового удара ВВС Индии и последовавшего воздушного боя, в котором ВВС Пакистана одержали первую важную победу в новом тысячелетии. Согласно первым выводам система радиолокационного наблюдения за воздушными границами нуждается в поставке новых РЛС дежурного режима (дальность обнаружения воздушной цели типа истребитель должна достигать 800 км), которые будут обладать активными фазированными антенными решетками и способностью ведения разведки воздушного пространства как в режиме кругового, так и секторного обзора.

Размещение подобных дежурных стационарных РЛС должно обеспечивать перекрытие зон наблюдения, что позволит нивелировать применение противником систем радиоэлектронной борьбы – направленных помех. Кроме того, сами станции необходимо прикрывать дивизионами противовоздушной обороны, вооружение которых позволит перехватывать противорадиолокационные ракеты NGARM  индийского производства, которую разработали специалисты Организации оборонных исследований и разработок Индии.

По оценкам китайских наблюдателей, данные ракеты созданы на основе анализа конструкции российских Х-58/31П и французских «Мартель» и при стартовой массе 140 кг обладают максимальной дальностью пуска 100 км. Данные боеприпасы предназначены для поражения большинства моделей современных РЛС за счет пассивной радиолокационной головной части наведения, работающей в миллиметровом диапазоне.  Известно, что ВВС Индии провели первые успешные пуски указанных ракет 18 января 2019 г. при помощи истребителя Су-30МКИ.

В дополнение к вышесказанному отметим, что после закрытия воздушного пространства над территорией страны ВВС Пакистана в круглосуточном режиме вели наблюдение за воздушной обстановкой при помощи наличных самолетов ДРЛОиУ «СААБ-2000» и благодаря его бортовой РЛС и другой аппаратуре установили, что ВВС Индии также ведут непрерывную разведку при помощи аналогичных самолетов ЕМВ-145. Пакистанские военные отметили, что периодически индийские визави выполняли полеты на высотах около 2000 м что не свойственно таким летающим РЛС, основное преимущество которых состоит именно в дальности обнаружения целей за счет действий на высотах более 8000 м.

Одновременно с действиями разведывательной авиации подразделения ПВО Пакистана выполнили передислокацию нескольких батарей мобильных зенитно-ракетных комплексов средней дальности LY-80 и малой дальности FM-90 в приграничные районы. Китайские наблюдатели отмечают, что пакистанские военные перемещают ЗРК только в ночное время для обеспечения максимальной скрытности переброски сил.

По данным китайских источников, ВС Пакистана также перебрасывают к государственной границе бронетанковые  (основные боевые танки «Тип-69», «Аль-Халид» и Т-80У) и мотострелковые подразделения (БМП М-113), пополняют запасы боеприпасов для артиллерийских частей (орудия «Тип 59-1» и тяжелые минометы RT-61). Кроме того, официальный Исламабад выводит три дивизии СВ из Йемена для выполнения задач по обороне страны.

Как стало известно, военно-политическое руководство Пакистан отдало распоряжение всем лечебным учреждениям в приграничной полосе зарезервировать 25% койко-мест для размещения раненых и пострадавших, а также распространило запрет на массовые собрания и проведение мероприятий в темное время суток с использованием осветительных приборов.

 

Действия ВВС Индии    

По данным фотоснимков, сделанных со спутников оптико-электронной разведки, органов военной разведки Австралии подтверждается факт промаха индийских военных летчиков, которые не смогли поразить четыре отдельных строения на вершине горы, а всего лишь, уничтожили несколько десятков деревьев, которые росли на 200-300 м ниже объектов.

Подобная неточность подтверждает тот факт, что даже при использовании высокоточных корректируемых боеприпасов израильского или американского производства, которые оснащены лазерной головной частью наведения требуется продолжительная подсветка цели при помощи соответствующей аппаратуры. Как известно, пилоты истребителей «Мираж-2000Н» ВВС Индии в целях снижения возможности перехвата выбрали тактику «пустил и забыл», которая не оправдала себя в рассматриваемом случае.

Некоторые китайские специалисты отмечают, что индийские военные рассматривали возможность высадки тактического десанта подразделений специального назначения при помощи средних турбовинтовых военно-транспортных самолетов С-130. Известно, что для выполнения такой задачи индийские военные перебросили на западное направление шесть таких самолетов, однако опасность перехвата и крушения обуславливает тот факт, что данные летательные аппараты в настоящее время находятся на приграничных авиационных базах.

По данным китайских источников, военнослужащие подразделений специального назначения ВС Индии получили в свое распоряжение новые переносные оптико-электронные приборы разведки и наведения, которые представляют собой электронные бинокли-целеуказатели, состоящие из:

– видеокамер дневного и ночного режимов;

– тепловизионной камеры;

– приемника-передатчика сигнала системы глобального позиционирования GPS;

– цифровым радиопередатчиком.

Подобное сочетание позволяет передавать изображение цели/района цели на самолеты оперативно-тактической авиации, которые являются носителями авиационных средств поражения класса «воздух-земля». Кроме того, такие приборы позволяют передовым группам разведки наводить и корректировать ствольную артиллерию на обнаруженные цели.

Китайские специалисты обратили внимание на выход из пункта постоянного базирования двух авианосцев ВМС Индии – «Викрант» и «Викрамадитья» 27 февраля 2019 г. в сопровождении нескольких фрегатов, которые после преодоления района активной коммерческой навигации отключили системы определения, позволяющие в навигационных сервисах наблюдать положение корабля, и направились в заданный район Индийского океана.

К сожалению, присутствие палубной авиации на кораблях установить не удается, поскольку органы разведки ВМС Пакистана еще не опубликовали снимки с разведывательных самолетов, осуществляющих поиск столько крупных надводных целей. В этой связи подразделения береговых войск ВС Пакистана переведены на повышенную боевую готовность.

Следует отметить, что ВС Индии также осуществляют передислокацию бронетанковых подразделений, укомплектованных ОБТ Т-72 и Т-90, а также перебрасывают артиллерийские орудия FH-77B. Транспортировку артиллерии и некоторых мотострелковых подразделений с вооружением и боекомплектом   в круглосуточном режиме обеспечивают тяжелые военно-транспортные самолеты Ил-76 ВВС Индии, которые уже выполнили более 200 рейсов на авиабазу Шринагар. Известно, что из-за опасений разрастания вооруженного конфликта и применения тяжелой артиллерии в приграничных регионах Индии отмечен стремительный рост строительства бомбоубежищ в населенных пунктах.

51.85MB | MySQL:101 | 0,461sec