О перспективах развития армяно-иранских отношений при новом премьер-министре Армении Н.Пашиняне

С 28-29 февраля состоялся первый официальный визит премьер министра Армении Никола Пашиняна в Иран. До этого главы двух стран встречались один раз в Нью-Йорке в рамках Генеральной Ассамблеи ООН. Взаимоотношения между Арменией и Ираном традиционно являются дружественными, между двумя странами нет существенных политических разногласий. Иран проявляет сбалансированный подход к карабахскому вопросу, заявив, что проблема должна решиться только мирным путем и эта позиция удовлетворяет Ереван. Надо отметить, что позиция Ирана в карабахском вопросе служит важным сдерживающим фактором с точки зрения региональной безопасности. В 2016 г. директор Института политических исследований Академии государственного управления при президенте Азербайджана,  депутат от правящий партии «Йени Азербайджан» Эльман Насиров заявил, что Иран отказал Азербайджану в продаже ракет большой дальности, хотя, официальный Баку неоднократно обращался к Ирану по этому вопросу[i].  Азербайджан в течение многих лет пытался вовлечь Ирана в конфликт с Арменией придав этому конфликту религиозную окраску, но Иран ведет себя нейтрально.  Иран также выступает против размещения иностранных миротворческих сил в зоне Нагорно-Карабахского конфликта.

А вот экономические связи между Арменией и Ираном не очень развиты. Объемы двустороннего товарооборота остаются мизерными, хотя в прошлом году был зафиксирован определенный рост. Двусторонний товарооборот достиг в 2018 г. $ 360 млн  по сравнению с $ 260 млн в предыдущем году увеличившись на 40,5%. В 2018 году экспорт из Республики Армения в Исламскую Республику Иран составил всего $ 94,2 млн, увеличившись на 12% по сравнению с предыдущим годом (в 2017 году —  $84,1 млн), а импорт в 2018 году составил $ 269,42 , что на 54,2% больше по сравнению с предыдущим годом (в 2017 году он составил $ 174,7 млн). Главная причина этого состоит в том, что Иран придерживается протекционистской экономической политики, устанавливая высокие таможенные пошлины на импортные товары, чтобы защитить местное производство. Поэтому для иностранных товаров очень трудно проникнуть на  иранский внутренний рынок.
Ожидается, что в ближайшие годы двусторонний товарооборот еще больше увеличиться. Этому должно способствовать соглашение о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Исламской Республикой Иран, подписанное в прошлом году в Астане. Теперь многие импортные пошлины будут значительно снижаться для всех обеих сторон соглашения. На данный момент это соглашение находиться на стадии ратификации.

Еще одним стимулирующим фактором для развития двусторонних экономических связей может стать  зона свободной торговли в Мегри, рядом с границей Ирана, запущенная в 2017 году. Пока она работает не в полную силу. Армения надеется, что иранские бизнесмены сделают инвестиции в эту ЗСТ. По словам армянских чиновников производители могут ввозить туда сырье и получать готовую продукцию без бюрократических процедур для поставок на рынок ЕАЭС. Компании, работающие в Мегри, будут освобождены от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, акцизного налога и таможенных сборов.

Согласно данным Министерством экономического развития и инвестиций РА, на 1 января 2019 года в Армении зарегистрировано 5 310 компаний с иранским капиталом, в основном частные предприниматели, что составляет 36,6% от общего числа зарегистрированные в Республике Армения иностранных компаний. Крупные компании с иранским капиталом предлагают информационные технологии, перерабатывающую промышленность, строительство и недвижимость, торговлю, сельское хозяйство, туризм и транспорт.

Армения и Иран тесно сотрудничают в сфере энергетики. В настоящее время реализуется программа обмена газа и электроэнергии в рамках которой за каждый кубометр газа Армения отдает Ирану 3 киловатт-часа электричества. Этот газ используется на тепловых электростанциях Армении. Но надо отметить, что газопровод Иран-Армения сегодня используется не в полной мере, и есть возможность увеличить его загруженность. Во время визита Н.Пашиняна в Тегеран президент Ирана Хасан Роухани выразил готовность увеличить поставки газа в Армению. Об этом он заявил на встрече с премьер-министром Армении Николом Пашиняном[ii], который в свою очередь заявил, что Армения готова сыграть роль в транзите иранского газа[iii]. «Важно, чтобы мы договорились о цене на газ, что является жизненно важным вопросом», — сказал Пашинян, выразив надежду на дальнейшие переговоры представителей двух стран по этому вопросу. В связи с этим в экспертном сообществе Армении сейчас активно обсуждается вопрос, разрешит ли Россия транспортировку иранского газа в Грузию по своей инфраструктуре и было ли согласовано заявление армянского премьер-министра с Россией? Ведь газовая инфраструктура и газопровод Иран-Армения принадлежит «Газпрому». По мнению некоторых экспертов, Москва не будет  против транспортировки газа по газопроводу Иран-Армения в Грузию, поскольку она тоже получит прибыль от этой программы. Кроме того, по мнению большинство экспертов эти объемы не будут такими большими, чтобы стать угрозой для интересов России. Пропускная способность газопровода Иран-Армения не так велика, и в лучшем случае она может удовлетворить только потребности Грузии, которая покупает газ в основном у Азербайджана.

Во время визита Н.Пашиняна в Иран также был затронут вопрос третьей линии электропередачи Армения-Иран. В настоящее время ведется строительство этой линии и к концу года оно будет завершено. Реализация этого проекта значительно увеличит объемы продаж и реализации газа и электроэнергии. Надо отметить, что в 2016 г. Россия, Армения, Грузия и Иран  подписали «дорожную карту» по созданию энергетического коридора Север-Юг, что позволит объединить энергосистемы четырех стран.

В совместном заявлении Пашиняна и Роухани также упоминается о строительстве Мегринской ГЭС на реке АраксАрмения и Иран начали обсуждать эту идею еще в 2006 году, а в 2010 г. подписали меморандум о ее строительстве. Согласно первоначальной идее, мощность Мегринской ГЭС должна была составлять 130 мегаватт (это чуть больше 10% выработки всего электричества в Армении). Электростанция в Мегри (на армянском берегу Аракса) представляет собой часть каскада из двух ГЭС (вторая станция будет построена на иранском берегу, в Карачиларе). Иран взял на себя обязательство построить две гидроэлектростанции на реке Аракс — одну на территории Армении, другую в иранской части и согласно достигнутым договоренностям должен был эксплуатировать ГЭС 15 лет, а после этого передать Армении.

В последние годы ведется активная деятельность в сфере туристических поездок из Ирана в Армению. С 2014 по 2017 годы визиты из Ирана в Армению резко возросли. В 2014 году в Армении были 116 тысяч 324 туристов из Ирана, в 2015 году — 144 тысячи 160, в 2016 году — 188 тысяч 851, в 2017 году — 220 тысяч 147. Но в 2018 году число туристов сократилось до 160 тысяч 645. По данным Комитета по туризму, снижение связано с экономической ситуацией в Иране.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Ирана Хасан Роухани во время переговоров обсудили возможность задействования транспортного коридора «Персидский залив – Черное море». Хасан Роухани во время двусторонней встречи с армянским премьером вновь поднял вопрос о задействовании этого коридора через Армению. Запуск маршрута позволит Еревану стать ключевым узлом транспортного коридора «Персидский залив – Черное море». Тем самым для иранских товаров откроется путь к черноморским портам, а оттуда – в Европу. Кстати, армянское направление маршрута короче, чем дорога через Азербайджан. В настоящее время в Армении находиться на стадии строительства
автомагистраль «Север-Юг» протяженностью в 550 км, которая позволит обеспечить выход Армении к Черному морю и к европейским странам, обеспечив связь с Ираном и Грузией. Иранские власти в последние годы неоднократно заявляли о желании сотрудничества в формате строительства армянского участка железной дороги в рамках проекта МТК «Север – Юг».

Что касается будущего армяно-иранским отношениям, то надо сказать, что Армения продолжит углублять отношения с Ираном несмотря на определенные препятствии. Такими препятствиями являются санкции, введенные Соединенными Штатами против Ирана. В связи с этим власти Армении развивают отношения с Ираном, но есть и ограничительные «красные линии». В качестве таких «красных линий» надо отметить, например, сотрудничество с иранскими компаниями, которые находится под американскими санкциями. Однако следует отметить также, что США с пониманием относятся сотрудничества Еревана с Тегераном, понимая, что для Армении сотрудничество с Ираном имеет экзистенциальное значение для своей безопасности. Об этом недавно во время своего визита в Ереван в ходе пресс-конференции заявил заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Джордж Кент. Отвечая на вопрос об отношениях с Ираном, который является важной страной для Армении, Кент сказал: «США понимают, что Армения была благословлена замечательными людьми, но сложной географией». «Мы понимаем вызовы, стоящие перед Арменией в вопросе региональной торговли», – сказал он, добавив, что Вашингтон по-прежнему очень обеспокоен поведением «некоторых военных элементов иранского государства», которые приводят к региональной нестабильности.

Американский дипломат также заявил следующее:  «Мы призываем компании не вступать в торговые отношения с определенными иранскими организациями, потому что они могут попасть под санкции».

[i] Иран отказал Азербайджану в продаже ракет большой дальности. https://haqqin.az/news/87953

[ii] Роухани: Иран и Армения настроены на всестороннее развитие отношений http://parstoday.com/ru/news/iran-i98959

[iii] Ереван готов сыграть роль в транзите иранского газа, заявил Пашинян http://www.irna.ir/ru/News/3674004

62.87MB | MySQL:102 | 0,496sec