Исламская периферия Юго-Восточной Азии повышает свою политическую активность

Индонезия и Малайзия все более активно проявляют себя в качестве поборников защиты интересов исламского мира. Для Юго-Восточной Азии это имеет особое значение, поскольку в ней расположен значительный массив приверженцев ислама и находится наиболее крупная мусульманская страна Индонезия, что предопределяет претензии Джакарты на одну из ведущих ролей в мировом исламском сообществе – “умме”. Особое положение в мусульманском мире занимает и Малайзия, где более 50 процентов 24-миллионного населения страны – мусульмане. На текущий момент она является председателем организации «Исламская конференция» (ОИК) – наиболее влиятельного и авторитетного объединения мусульман всего мира. Малайзия претендует на роль носителя наиболее умеренных и взвешенных идей в мусульманском мире, олицетворения идеалов терпимости и сдержанности.

Вместе с тем в силу исторически сложившихся условий Юго-Восточная Азия является периферией исламского мира. Скорее всего, объяснение этому кроется в том, что Аравия была местом ниспослания исламского Откровения, а арабский язык – языком Корана. Очевидно, по этой же причине мусульманский мир нередко сводят к арабскому миру – пусть даже при этом допускается существование “периферийного” ислама, находящегося в подчиненном положении по отношении к арабскому. И это при том что на последнем рубеже веков арабы не составляли и пятой части более чем миллиардного мусульманского населения планеты, демографические центры которого находятся на Индийском субконтиненте и в Юго-Восточной Азии.

Очевидно, в периферийности ислама ЮВА кроется и его бескомпромиссность. Исламисты в ЮВА недовольны тем, что значительная часть арабских стран признала Израиль. Как Индонезия, так и Малайзия не поддерживают с Израилем дипломатических отношений. У мусульман Юго-Восточной Азии сильная идеологическая база “противостояния сионизму”. По этой причине мусульмане ЮВА имеют возможность гордиться собой и рассматривать себя в качестве даже более ”правоверных” по сравнению с арабскими братьями.

По существу, антиизраильские мотивы взяты на вооружение определенными кругами в пропагандистском арсенале мусульманских стран ЮВА. Так, в частности, было и в выступлении тогда уже практически бывшего премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада на саммите ОИК в октябре 2003 года в Куала-Лумпуре. В те дни он в стремлении заработать дополнительную популярность в мусульманском мире направил свои усилия на то, чтобы обострить ситуацию и сконцентрировать внимание на себе. Выступление уходящего в отставку премьера получило широкий резонанс. В российской прессе его называли не иначе как “протоколы малайзийского мудреца”, “смертоносные слова” или же “антисемитский скандал”. Оно было сфокусировано на проблеме противостояния мусульманского мира и Запада и разогревало антизападные и особенно антисемитские настроения. По своей значимости выступление Махатхира сравнивалось с детонатором взрывного устройства. Неслучайно его в ряде случаев рассматривали как толчок к последовавшему непосредственно за саммитом антииудейскому теракту в Стамбуле с большим числом жертв. Но пиаровский эффект докладчику был обеспечен.

Мотивы, связанные с периферийностью, в значительной степени предопределяют как двойственную позицию мусульман Юго-Восточной Азии во взаимоотношениях внутри исламского мира, так и их двойственную реакцию на все возрастающие осложнение межцивилизационных отношений в глобальном масштабе. С одной стороны, мусульманские страны региона вынуждены следовать в своем развитии путем, пройденным странами, являющимися изначальными носителями ислама, в вопросах, касающихся взаимоотношений религии и власти. Наиболее убедительным доказательством такого хода суждений стали события в отмеченных странах, связанные с победой исламской революции в Иране в 1979 году.

Вплоть до этого знакового в исламском мире события мусульманские страны Юго-Восточной Азии в своем развитии двигались в направлении утверждения принципов секулярной государственности. Последующее же развитие ситуации свидетельствует о беспрецедентном повороте исторических событий вспять. Юго-Восточная Азия становится объектом борьбы за создание “нового азиатского халифата”. И хотя у инициаторов этой борьбы шансы на успех в обозримом будущем не просматриваются, данный факт внес серьезные коррективы в расстановку политических сил в мусульманских странах ЮВА, привел к усилению позиций исламских радикалов, а также фактически способствовал образованию треугольника: страны АСЕАН – великие державы – исламский мир. В результате последнего воздействие великих держав на положение дел регионе в значительном ряде случаев носит уже не первичный, а вторичный характер.

Вместе с тем не удовлетворенные своей периферийностью в исламском мире, мусульманские страны стремятся на гребне собственной активности стать если не первыми, то, по крайней мере, равными среди равных в иерархии мусульманских стран в той новой расстановке сил в исламском мире, которая диктуется усилением исламского фактора на международной арене. События последнего времени дают тому немало доказательств. Весьма памятны выступления Индонезии и Малайзии с осуждением Израиля после его вторжения в Ливан в 2006 году, а также инициирование ими отправки своих миротворческих сил в эту горячую точку. Израиль тогда делал попытку наладить с этими странами диалог с целью разрешения проблемы через своего посла в Сингапуре. Требуя безоговорочного вывода израильских войск из Ливана, Малайзия в качестве председателя ОИК категорически отказалась от какого-либо диалога с Израилем, в том числе и от лица Индонезии, мотивируя это решение прежде всего отсутствием дипломатических отношений. В те дни премьер-министр Малайзии Абдулла Бадави с трибуны ОИК призвал мировое сообщество и прежде всего страны Ближнего Востока прекратить дипломатические отношения с Израилем.

Не менее активную позицию, также в значительной степени рассчитанную на внешний эффект, стремится занять и Индонезия. Став с 1 января 2007 года непостоянным членом Совета Безопасности сроком на два года, Индонезия незамедлительно подготовила документ, озаглавленный “Заявление председателя Совета Безопасности ООН по Ближнему Востоку, включая Палестину”. Акцент в нем делается на “израильские рейды, жертвами которых становятся мирные жители”. И хотя США, Франция и некоторые другие члены Совбеза назвали документ “несбалансированным”, в Индонезии этому шагу придается большое значение.

Индонезия обозначила свою позицию и по решению американского президента о дополнительной отправке в Ирак 20 тыс. американских военнослужащих. По словам министра иностранных дел Индонезии Хасана Вираюда, это “не приведет к сдерживанию дальнейшей эскалации вооруженного конфликта”. Более того, военное присутствие США и их союзников в Ираке “как раз и создает все эти проблемы”. “Поэтому мы выступаем за расширение участия в урегулировании иракского кризиса других членов международного сообщества”, – подчеркнул Х. Вираюда.

За месяц до этого во время краткого визита Буша в Индонезию ее президент Сусило Бамбанг Юдхойоно выступил с инициативой разместить в Ираке под флагом ООН миротворческий контингент мусульманских стран. Необходимость в этом, по мнению официальной Джакарты, продиктована опасениями относительно того, что после неминуемого, по словам Юдхойоно, ухода американских солдат из Ирака там может образоваться “вакуум власти”. Военнослужащие из братских мусульманских стран не воспринимались бы местным населением как “враги Ирака” и могли бы в переходный период поддержать законность и порядок в этой стране. Неслучайно, сообщил Вираюда, на днях в телефонном разговоре с ним госсекретарь США Кондолиза Райс поддержала идею привлечения “умеренно мусульманской” Индонезии непосредственно к процессу национального примирения в Ираке.

Помимо конструктивной составляющей, способствующей решению отмеченных международных проблем, в действиях руководства Индонезии и Малайзии явно просматривается стремление к популизму, желание продвинуться по пути превращения из объектов в субъектов международных отношений. Нетрудно заметить, что при этом чаще всего разыгрывается “израильская карта” как наиболее подходящая в явно возросшем в мусульманском мире геополитическом соперничестве.

62.88MB | MySQL:102 | 0,518sec