Политическая жизнь Пакистана в преддверии выборов

В середине января пакистанский министр информации Мухаммад Али Дуррани объявил о том, что парламентские выборы пройдут в январе 2008 г., то есть примерно через три месяца после президентских выборов, которые запланированы на сентябрь – октябрь 2007 г. (Pakistan Tribune, 18.01.2007; The News, 18.01.2007). Это означает, что политическим партиям Пакистана для подготовки к выборам осталось менее года. Для этого уже сейчас им необходимо ответить на два вопроса: участвовать в выборах или бойкотировать их, выступать в одиночку или объединяться в коалиции? От ответов на эти вопросы зависит политический ландшафт Пакистана в предвыборный период.

Недавний опыт Пакистана позволяет определить партии, для которых характерны и нехарактерны коалиции. Как известно, во время предыдущих парламентских выборов в 2002 г. позиции Пакистанской мусульманской лиги (Каид-и-Азам) (далее ПМЛ(КА)) оказались недостаточно сильными, хотя она и набрала большинство голосов в Национальном собрании. То, что партия, выступившая тогда в одиночку, смогла победить с большим трудом, лидеры Пакистана признают и сейчас. Например, министр торговли Хумаюн Ахтар Хан заявил 22 января 2007 г., что «позиции ПМЛ(КА) на предыдущих всеобщих выборах были довольно слабы, однако ситуация изменилась и сейчас позиции ПМЛ(КА) сильны» (Daily Times, 24.01.2007). Одной из причин усиления позиций партии является ее успех на выборах в местные органы самоуправления в 2005 г., которые формально проводились на беспартийной основе. Этот успех был связан с политикой ПМЛ(КА) формирования альянсов с локальными группами. ПМЛ(КА) тогда заключила 18 союзов, из которых 15 были заключены не с партиями, а с локальными группами, что объясняется просто. Поддержка партии локальными группами, широко представленными в органах местного самоуправления, которые при отсутствии партийных связей на низовом уровне имеют значительную мобилизационную силу, создает условия для ее победы на парламентских выборах.

Из всех коалиций наиболее важной для Пакистана стала временная коалиция ПМЛ(КА) с блоком исламистских партий «Муттахида маджлис е Амаль» («Объединенный совет действия», далее ММА) во время выборов президента в 2004 г. Коалиция была скреплена конкретными обещаниями сторон. ММА обещала проголосовать за 17-ю поправку к Конституции, значительно расширившую президентские полномочия, и обеспечить поддержку президента Первеза Мушаррафа в коллегии выборщиков. П. Мушарраф же обещал уйти с поста начальника штаба армии. Однако президент не выполнил свое обещание тогда, не собирается уходить и сейчас. Это стало одной из причин распада коалиции. Тем не менее власти всегда считались с ММА, проявлением чего служит признание ММА в качестве главной оппозиционной силы несмотря на то, что по количеству голосов она стоит на третьем месте (Haqqani H. Pakistan: Between Mosque and Military. Washington, 2005. P. 320.). Таким образом власти подтолкнули в объятия друг друга Партию пакистанского народа Беназир Бхутто (далее ППН) и Пакистанскую мусульманскую лигу Наваза Шарифа (далее ПМЛ(Н)). Лидеры этих партий проживают в настоящее время за рубежом. Они неоднократно встречались с целью выработки общей стратегии, однако коалиция пока не создана, хотя существует общая платформа – Альянс за восстановление демократии, в которой участвует также ММА (The Hindu, 11.05.2006). Вместе ППН, ПМЛ(Н) и ММА образуют так называемую «Большую оппозицию», очень аморфную конструкцию, внутри которой всегда существовали острые противоречия, не позволяющие ей превратиться в политическую реальность. Тем более что ММА, обеспечившая легитимность президента П. Мушаррафа, зачастую рассматривалась как лояльная оппозиция. Это позволяло говорить о том, что на всеобщие выборы основные партии могут пойти парами: ПМЛ(КА) с ММА и ППН с ПМЛ(Н).

Однако события второй половины 2006 г. и начала 2007 г. внесли серьезные коррективы в перспективы политических коалиций. Наиболее важным событием стала борьба вокруг Закона о защите женщин, ограничивающего действие исламского права. Закон разделил политические партии на две группы: ПМЛ(КА), ППН и «Муттахида Кауми Мувмент», поддержавшие закон, и ММА с ПМЛ(Н), выступившие против. ММА оказалась не такой уж «лояльной оппозицией». Зато была расколота, если даже и временно, возможная коалиция ППН и ПМЛ(Н). И что более важно, наметилась возможность для новой коалиции – ПМЛ(КА) и ППН. На это указывает ряд фактов. Например, по свидетельству заместителя руководителя разведки одного из эмиратов ОАЭ, в сентябре этого года П. Мушарраф встречался с Б. Бхутто. В ходе встречи президент поблагодарил ППН за поддержку Закона о защите женщин. Также были обсуждены условия закрытия уголовных дел, заведенных на лидера ППН, и ее возвращения в Пакистан (Б. Бхутто планирует вернуться в Пакистан 4 апреля, в день рождения ее покойного отца Зульфикара Али Бхутто). После этого неоднократно появлялись сообщения о встречах представителей ПМЛ(КА) и П. Мушаррафа с Б. Бхутто и другими членами ППН. Как правило, все эти сообщения опровергаются сторонами, особенно ППН, что не может ни доказывать, ни опровергать факты встреч. Если такие встречи и имеют место, они вряд ли сразу могли принести ощутимые результаты, которые окупили бы возможные потери, связанные с изменением политического имиджа, что особенно важно для оппозиционной ППН.

Для П. Мушаррафа такая коалиция имеет и отрицательные стороны. Длительный период обвинений лидера ППН в финансовых махинациях во время ее нахождения у власти в качестве премьер-министра и незакрытые уголовные дела могут отрицательно отразиться на имидже правящей партии и самого президента, на которого будет брошена тень «коррупционера» Б. Бхутто (Daily Times, 22.11.2006). Возможно, что для П. Мушаррафа идеальным вариантом была бы коалиция ПМЛ(КА) с ППН без Б. Бхутто. Власти это понимают, поэтому они неоднократно заявляли, что не позволят Б. Бхутто (и Н. Шарифу) участвовать в выборах (The Nation, 17.05.2005).

В этой связи обращает на себя внимание противоречивая стратегия лидеров ППН и ПМЛ(Н). Ставя знак равенства между собой и своими партиями, они рискуют дестабилизировать свои партии в том случае, если они не смогут вернуться в Пакистан. Неслучайно Б. Бхутто и Н. Шариф на лондонской встрече в конце октября 2006 г. пообещали бойкотировать выборы, если они не будут открыты для участия всех партий, хотя власти никогда не говорили о возможности запретить той или иной партии участвовать в грядущих парламентских выборах. Например, в начале 2007 г. министр информации М.А. Дуррани заявил: «Все политические партии, включая ППН, должны участвовать в выборах, ни одной из них не следует принимать решение об их бойкоте, ведь они знают, какой разрушительный эффект окажет на них бойкот выборов» (Pakistan Times, 11.01.2007).

Что касается идеи бойкота, то она может быть реализована только тогда, когда вся «Большая оппозиция» выступит единым блоком. Это подтверждают представители самих оппозиционных партий. Например, генеральный секретарь ММА Саджит Мир сказал в январе 2007 г., что для ММА лучшим вариантом был бы бойкот выборов, если бы выборы бойкотировала «Большая оппозиция» (Pakistan Times, 11.01.2007). Это отношение оппозиционеров к бойкоту естественно. Если основные партии откажутся от участия в выборах, а одна из них все-таки решит участвовать, то все протестные голоса перейдут к ней, тогда как остальные потеряют электоральную базу. При этом теряют смысл обвинения в безальтернативности выборов.

Поэтому власти делают все, чтобы не допустить объединения «Большой оппозиции», ища порой возможности расколоть даже отдельные партии. Они эффективно используют недостатки организации оппозиционных партий и региональный фактор, в чем им помогает опыт выборов в органы местного самоуправления, когда были налажены связи с рядом влиятельных локальных групп. Например, даже в такой организации, как ММА, состоящей в действительности из пяти суннитских партий и одной шиитской, не существует единого мнения о политике в отношении П. Мушаррафа. По словам редактора одной из пакистанских газет Наджама Сетхи, «в ММА существует раскол, потому что в отличие от Джамаат-е-ислами-и-улама (Сами-уль-Хака) Джамаат-е-ислами-и-улама (Мауланы Фазлура Рахмана) хочет договориться с правительством». Как предполагает Н. Сетхи, П. Мушарраф может обратиться за поддержкой к ППН и фракции М.Ф. Рахмана. Правда, редактор пока затрудняется ответить на вопрос о цене лояльности ППН и Джамаат-е-ислами-и-улама (Мауланы Фазлура Рахмана) (Daily Times, 06.01.2007).

Несмотря на приближающиеся выборы, пакистанские партии, в том числе и правящая ПМЛ(КА), еще не обнародовали свои программы и стратегии. Это касается и возможных коалиций. В некоторой степени «вина» в этом лежит на властях, которые не торопятся с объявлением точных сроков проведения выборов, пытаясь сохранить атмосферу неопределенности. Но уже сейчас ясно, что ни одна партия не заинтересована в бойкотировании выборов. Косвенным образом это свидетельствует о том, что «Большая оппозиция» вряд ли выступит единым фронтом. А это открывает возможности ее членам самостоятельно налаживать отношения с правящей ПМЛ(КА) и президентом П. Мушаррафом.

62.88MB | MySQL:102 | 0,546sec