О продолжении алжирских протестов

Начавшиеся 22 февраля протесты против выдвижения А.Бутефлики кандидатом на пятый президентский срок продолжаются. Они не только не ослабевают, но и на ряде направлений даже усиливаются. Более того – к ним примыкают и многие вчерашние лояльные к правящему режиму политики и политические партии.

Например, 6 марта объявила о прекращении своего сотрудничества с властями партия Союз социалистических сил, депутаты которой одновременно покинули стены национального парламента, где они заседали, фактически представляя берберское национальное меньшинство. Их лидеры объявили, что это было сделано, «чтобы бороться на местах за интересы народа».

Также практически все сколько-нибудь заметные политики пытаются в условиях уличных выступлений увеличить свой политический капитал и делают заявления, осуждающие попытки представителей правящего режима сделать Абдельазиза Бутефлику президентом страны в пятый раз.

В их числе оказалась и глава левой «Рабочей партии» Луиза Ханнун, практически традиционно выступавшая спойлером на его предыдущих выборах.

Параллельно происходит и расширение протестов за счет присоединения к ним все большего числа недовольных. Так, например, ожидается заметное их увеличение со стороны женских организаций и вообще женщин, которые обещают массово выйти на улицы против очередного избрания Бутефлики в международный женский день 8 марта.

И, как ожидается, в том числе поэтому в этот пятничный день число протестующих может заметно превысить миллион человек.

Показательно, что среди протестующих все чаще отмечаются и люди, занимающие не последнее место в обществе и государстве, например, представители адвокатских коллегий и даже судебного корпуса, как это, например, отмечалось в городах Кабилии.

Ситуацию для правящего режима АНДР усугубляет то обстоятельство, что сам виновник происходящих событий намеревается стать президентом в пятый раз подряд, но при этом с 24 февраля не покидает стены швейцарской медицинской клиники.

По данным женевской газеты La Tribune, Бутефлика вовсе не находится в коме, как о том поспешили сообщить многие зарубежные издания, и сам пациент уже «в скором времени» может покинуть клинику.

Вместе с тем, по информации того же издания, пока состояние его здоровья требует «постоянного ухода» со стороны профильных специалистов из-за серьезной угрозы его жизни, «вызванной системным повреждением его организма», и что на этот раз обострение связано не с проблемами сердца и головного мозга, а с тяжелым заболеванием дыхательных путей.

Внешними проявлениями болезни, согласно утверждениям La Tribune, служит частичная потеря им способности разговаривать и, по данным лечащих его медиков, они едва способны понимать его речь.

Соответственно, официально выставляя кандидатуру человека, находящегося в клинике, сами представители алжирского правящего режима серьезно подставились, да еще в условиях менее чем за два месяца до проведения президентских выборов.

В этой ситуации запуск официальной кампании Бутефлики, не имея альтернативы, даже с точки зрения лояльных властям АНДР алжирцев является делом не только постыдным, но и глупым.

Ведь даже при самом лучшем для правящего режима раскладе, при котором Бутефлика внезапно выздоравливает и активно включается в предвыборную гонку, это уже не исправит того конфуза, который произошел в результате его попадания в больницу.

Для большинства алжирцев стало очевидным, что он уже не в состоянии выполнить пятый президентский срок даже в инвалидном кресле.

Все это подводит к мысли о необходимости экстренного нахождения замены. Внешне на эту роль вполне подходит тот же бывший премьер-министр Абдельмалек Селлаль. Обращает на себя внимание тот факт, что буквально на другой день после официального объявления кандидатуры Бутефлики появились сообщения об уходе Селлаля со своего нового поста. И это обстоятельство, казалось бы, открывает перед ним соответствующие возможности.

Однако проблема состоит в том, что сами представители алжирских правящих классов реально оказались не готовы к такому развитию событий, и до сих пор альтернативная кандидатура на роль главы алжирского государства не согласована ими.

Что же касается Селлаля, то он не особенно популярен в среде «консерваторов», в том числе и немалой части генералитета, которого они считают «опасным реформатором» и чуть ли не «прозападником».

Равным образом пока остаются несогласованными и прочие кандидатуры ввиду сложности такой задачи из-за необходимости гарантировать всем правящим кланам их интересы.

И в результате власти рискуют упустить драгоценное время, которое работает против них.

Как показывают события последних дней, протестующие, с одной стороны, уже не боятся правоохранительных органов и, не задумываясь, вступают с ними в ожесточенные схватки (наглядным тому свидетельством служит официальная статистика, согласно которой в столкновениях пострадали десятки полицейских и жандармов).

С другой стороны, после этих первых столкновений готовность властей прибегать к применению к силе как основному аргументу в диалоге с населением заметно спала.

Вопрос – как в такой ситуации они будут вести себя далее в условиях ожидаемого усиления выступлений, и присоединения к ним все нового числа алжирцев.

О растерянности властей АНДР свидетельствуют и последние по времени выступления второго человека в алжирской официальной иерархии – генерал-лейтенанта Ахмеда Гаида Салаха, призвавшего население «к сдержанности», напомнившего ему «о событиях черного десятилетия» 1990-х гг., когда страна погрузилась в гражданскую войну.

Между тем, протестующих к расширению действий подхлестывает и поведение Запада, в частности, США. Их официальные представители, включая Госдеп, уже успели выразить солидарность с протестующими алжирцами как «выразителями своих законных интересов.

Впрочем, пока хоронить алжирский режим рано. Во-первых, протестующие являются очень рыхлой аморфной массой, которую еще остается возможным разбить выдвижением более молодого и адекватного кандидата, нежели Бутефлика и предоставлением им социально-экономических уступок.

Во-вторых, как известно, в самые критические моменты алжирской современной истории свое веское слово говорит армия, лидеры которой вполне способны перехватить руководство страной в случае утраты управляемости гражданскими властями.

52.34MB | MySQL:106 | 0,595sec