Китайско-израильское сотрудничество в свете инициатив по контролю над иностранными инвестициями

По сообщениям израильского издания Haaretz, правительство страны во главе с Б.Нетаньяху как никогда приблизилось к реализации задачи по созданию надзорного органа для контроля иностранных инвестиций. Как отмечается в СМИ, на текущей неделе предложение об учреждении такого рода структуры было представлено главой Совета национальной безопасности Израиля М.Бен-Шабатом, а единственным фактором, замедлившим работу на данном направлении, стало отсутствие на заседании министра разведки и исполняющего обязанности главы МИД И.Каца.

Пока не сообщается, как именно планируется организовать деятельность новой комиссии, а также каковы будут ее конкретные задачи. В качестве одной из инициатив в прессе упоминается план депутатов О.Бар-Лева (Авода) и О.Шелаха (Еш атид), в соответствии с которым все крупные израильские кампании, работающие с привлечением иностранных фондов в масштабные инфраструктурные проекты, а также для работ, затрагивающих наиболее передовые технологии или доступ к персональным данным, должны будут получить обязательное разрешение правительства.

Наиболее ожидаемым результатом работы над учреждением в Израиле новой структуры, как полагают СМИ, является создание аналога Комитета по иностранным инвестициям США (CFIUS). Его задача состоит главным образом в проверке последствий поступивших инвестиций для национальной безопасности государства. Для этого в состав Комитета включены представители 16 ведомств, включая министерства обороны, торговли и внутренних дел. По решению Комитета любая транзакция, которая потенциально может нанести ущерб США, передается на рассмотрение президенту, имеющему полномочия заблокировать её. Более того, проверке транзакция может подвергнуться на различных этапах, а значит, единственным механизмом для иностранных инвесторов застраховать себя является только положительное решение CFIUS. Кроме того, реформы, запущенные администрацией Д.Трампа в августе 2018 г. существенно расширили сферу юрисдикции Комитета, добавив в нее операции с недвижимостью, которая располагается в непосредственной близости от военных или других потенциально уязвимых объектов государственной инфраструктуры, куда, к примеру, входят порты. Таким образом, если похожий надзорный орган начнёт работу в Израиле, то первыми, кто столкнется с проблемами, станут китайские инвесторы, проявившие интерес к Ашдоду и Хайфе.

Немаловажно и то, что сама американская сторона идет по пути ужесточения действующих регламентов также в вопросе о приобретении иностранцами долей в собственных кампаниях. Так, ранее предметом пристального внимания CFIUS были лишь сделки, позволяющие зарубежным инвесторам получить часть бизнеса, дающую возможность влиять на процесс принятия решений. С приходом Д.Трамп начался процесс контроля и над приобретением некритических долей в бизнесе, затрагивающем работу с персональными данными и передовыми технологиями. Поскольку инициатива по учреждению в Израиле надзорного органа для контроля над иностранными инвестициями во многом подана США, логично, что Вашингтон будет требовать от Иерусалима, чтобы он взял за образец именно последние веяния в работе CFIUS. В таком случае под угрозой оказывается еще одна сфера китайско-израильского взаимодействия – инновации и старт-апы. Напомним, что ранее многие эксперты считали данную область наиболее подходящей заменой для китайско-израильских крупных инфраструктурных проектов, угрожающих интересам США. В частности предполагалось, что отказавшись от договоренности с шанхайскими инвесторами относительно порта Хайфы, государства сильно не проиграют, т.к. имеют возможность работать в сфере высоких технологий, где большое количество фирм выстраивают отношения напрямую.

По данным Washington Post со ссылкой на Prequin в прошлом году объем венчурных инвестиций Китая в Израиль превысил 280 млн долларов, что является рекордом для двусторонних отношений. В целом благодаря последовательному росту вливаний в данный сектор, как полагают СМИ, Китай получил возможность контролировать порядка 25 % израильской технологической индустрии, что, безусловно, настораживает США. В этой связи, как кажется, Вашингтон предпринимает попытки снизить негативное воздействие своей активности по вытеснению Китая, поддерживая израильских старт-аперов. На текущей неделе в Нью-Йорке прошла конференция, на которой американские инвесторы имели возможность ознакомиться с израильскими передовыми разработками в области высоких технологий. Ее организатором выступила BSeed Israel – подразделение инвестиционной группы Sedano Group, занимающейся поиском и продвижением израильских старт-апов на американском рынке, основываясь на интегрированных моделях инвестиций. Примечательно, но в качестве своего стратегического актива для установления связей между предпринимательскими сообществами двух стран используются американские бизнесмены еврейского происхождения, которых пытаются побудить делать вложения в ближневосточную страну.

Таким образом, как прогнозируют эксперты, с учетом предвыборной ситуации и того, что в качестве одного из козырей своей избирательной программы Б.Нетаньяху использует особые отношения с Д.Трампом, есть основания полагать, что Иерусалим пойдет хотя бы на частичное принятие мер по усилению контроля над иностранными инвестициями. Несмотря на то, что новый надзорный орган, в случае создания, будет заниматься проверкой всех зарубежных фондов, основным акцентом его деятельности, судя по всему, станет Китай. При этом важным фактором, подталкивающим Израиль присоединиться к США в их торговой войне является то, что частично американская сторона пытается снизить потенциальные израильские потери в чувствительных секторах, одновременно вновь демонстрируя отход от курса Б.Обамы, при котором интерес инвесторов из США к израильским старт-апам стал сокращаться.

52.21MB | MySQL:103 | 0,654sec