Ситуация в Марокко: январь 2019 г.

3 января марокканская полиция объявила о нейтрализации в районе Танжера «преступной сети, причастной к организации незаконной иммиграции» в направлении Испании. В ходе полицейской операции были арестованы 4 человека, в том числе хозяин дома, в котором находились 17 кандидатов в иммигранты, в том числе 14 выходцев из Алжира.

Днем ранее марокканская полиция сообщила о предотвращении «попытки незаконной иммиграции» с участием 89 марокканцев. При этом были арестованы три организатора переброски нелегалов из района Сале.

По марокканским официальным данным, за 9 месяцев 2018 г. местным спецслужбам удалось задержать 68 тысяч кандидатов в незаконные иммигранты и пресечь работу 122 сетей по переброске нелегалов.

Несмотря на эту деятельность марокканских правоохранителей, в 2018 г. берегов Испании достигли выше 56 тысяч зарегистрированных нелегалов. Скольким удалось проникнуть в Европу незамеченными — можно только гадать.

3 января прокуратура Рабата передала судебному следователю дела семи  лиц, включая испано-швейцарца, подозреваемых в причастности к зверскому «террористическому» убийству в горах Атласа двух туристок из Скандинавии. Все они обвиняются в «создании преступной группы с целью подготовки и совершения терактов, организации боевой подготовки будущих бойцов террористической организации». Испано-швейцарец был арестован 29 декабря 2018 г. в Марракеше.

Ранее судебному следователю были переданы дела 15 человек, в том числе 4 основных подозреваемых. По данным марокканских спецслужб, они были приверженцами идеологии «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ), хотя не имели прямых связей с этой организацией. Про главаря группы 25-летнего Абдессамада Эджуда известно, что этот торговец вразнос уже приговаривался к тюремному заключению за попытку выехать в зоны, контролируемые ИГ, однако по какой то причине срок тюремного заключения для него был сокращен.

24-хлетняя студентка из Дании и 28-летняя подданная Норвегии были убиты в ночь с 16 на 17 декабря в районе горы Тубкаль в горном массиве Высокий Атлас. Обе были обезглавлены.

8 января марокканские власти объявили о нейтрализации в районе Надора на севере королевства «террористической ячейки» из 3-х человек, подозреваемых в подготовке терактов под воздействием идеологии ИГ. По данным МВД королевства, свои акции они намеревались осуществить после получения необходимых компетенций в сферах обращения со взрывчаткой и токсичными веществами.

23 января в Рабате было объявлено о нейтрализации очередной «террористической ячейки», на сей раз – из 13 человек. Они подозреваются в намерениях совершить теракты под влиянием идеологии ИГ. Арестованные жили в нескольких городах королевства, в том числе в Касабланке.

Обратили на себя внимание маневры т.н. сахарской армии, активная фаза которых прошла 6 января в зоне ответственности 4-го военного округа сепаратистов в так называемой освобожденной зоне сахарских провинций Марокко, то есть вне «марокканской стены» — системы оборонительных сооружений, прикрывающих территории, контролируемые Рабатом. Согласно легенде маневров, после массированных авиационных ударов марокканских королевских ВВС в зону Абтиниа вторгаются три мотопехотных группы марокканских Сухопутных войск. Им противостоят 5 легких моторизованных групп «сахарской армии», которые после оборонительного боя переходят в контратаку. За ходом маневров наблюдал глава сепаратистского Фронта ПОЛИСАРИО Брахим Гали и правительство фантомной Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР).

Как заявил по завершении маневров министр обороны САДР Абдалахи  Хбиб, «сахарская армия рассчитывает только на себя, и ее войска готовы к действиям в любой обстановке».

В ходе учений Фронт ПОЛИСАРИО заявил об уничтожении примерно 2,5 тысяч противопехотных мин из примерно 20 тысяч, имевшихся в арсенале сепаратистов. Соответствующее обязательство Фронт ПОЛИСАРИО подписал в 2006 г. При этом утверждалось, что уничтоженные мины якобы имеют марокканское происхождение, они были выставлены марокканскими военными в начале конфликта.

11 января Марокко направило в Совбез ООН письмо, в котором осудило «провокации» Фронта ПОЛИСАРИО, которые, по оценке Рабата, угрожают действующему в регионе режиму прекращения огня. По марокканским данным, сепаратисты организовали 6 января военные учения в районе Мхейриз, а день спустя открыли в этом населенном пункте здание местной администрации. 8 января автотехника сепаратистов вошла в Гергарат, находящийся в т.н. тампонной зоне. Марокко потребовало от ООН и Миссии ООН в Западной Сахаре (Minurso) осудить эти нарушения и потребовать от Фронта ПОЛИСАРИО прекратить их совершать.

9 января Министерство энергетики и шахт Марокко объявило о закрытии в 2018 году примерно 2 тысяч незаконных угольных копей, разрабатывавшихся в районе Джерады на северо-востоке Марокко. Этот регион стал взрывоопасным после того, как в одной из копей в конце 2017 г. погибли двое шахтеров. Примерно 9 тысяч их коллег остались без работы после того, как в конце 90-х годов прошлого столетия под предлогом низкой рентабельности была закрыта основная шахта района. На самом деле власти этим шагом хотели наказать профсоюзное движение, активно работавшее в этом районе. Как представляется, закрытие незаконных копей ничего не решит, поскольку проблема занятости только обострится. При этом запретительные меры пока не коснулись еще 1,5 тысяч незаконных копей. Их собираются закрыть в течение 2019 года.

Несмотря на закрытие шахты, ежедневно сотни шахтеров спускаются в забои, где условия труда и мер безопасности оставляют желать лучшего. То и дело в забоях гибнут люди. Добываемый ими уголь перепродается местным перекупщикам, имеющим право на его продажу.

Власти попытались сбить возникшее в конце 2017 г. движение социального протеста, объявив ряд мер социально-экономического характера и пообещав закрыть нелегальные копи. Но последнее вряд ли реально, равно как вряд ли сработает объявленный запрет на любую «незаконную манифестацию». Подтверждение тому – только в 2018 г. в незаконных копях погибли 9 горняков, из них 5 – в ноябре.

Тем не менее отчасти власти пошли навстречу требованиям горняков, выдав в 2018 г. «в исключительном порядке» 26 разрешений на эксплуатацию копей для молодежных кооперативов.

18 января марокканская Фемида осудила 17 человек на сроки тюремного заключения от 2 до 4 лет за участие в протестном движении в Джераде в 2017 – 2018 гг. Все они обвинялись в участии в столкновениях с полицией 19  марта 2018 г., в результате которых, по официальным данным, ранения получили 312 силовиков и 32 участника манифестаций. Суд присяжных в Уджде признал их виновными «в разрушении общественного имущества, подстрекательстве к совершению преступлений, участии в неразрешенной манифестации». По данным адвокатов, трое из осужденных в день проведения той манифестации уже находились в тюрьме за совершенное несколькими днями ранее ДТП и никак не могли  в ней участвовать. Сама манифестация 19 марта проводилась в знак протеста против ареста этих трех человек.

В общей сложности марокканские власти в конце 2017 – начале 2018 гг. арестовали 95 участников выступлений в Джераде. 61 из них был осужден к различным срокам тюремного заключения.

18 января осужденные ранее десятки участников протестного движения «Хирак», развернувшегося в свое время в горном регионе Риф на севере Марокко, отказались от участия в рассмотрении их дел на 4-м заседании  суда второй инстанции, заявив об отсутствии условий для того, чтобы новый процесс над ними был беспристрастным. В июне 2018 г. 42 участника акции вместе с 11 другими обвиняемыми были осуждены на сроки тюремного заключения вплоть до 20 лет тюрьмы.

Все проходящие по этому делу были арестованы в мае – июне 2017 г. в провинции Эль-Хосейма – эпицентре движения «Хирак», а затем этапированы в Касабланку, где с тех пор находятся в заключении. Власти арестовали многих активистов движения «Аль-Хирак», но упомянутые 42 человека считаются ядром движения.

В августа 2018 г. 11 человек из 53, осужденных в суде первой инстанции, были помилованы королем Мухаммедом VI вместе со 177 другими активистами движения «Хирак», осужденными другими судами.

Движение «Хирак» развернулось с октября 2016 г. Поводом для его возникновения послужили действия представителей власти, приведшие к трагической гибели в Эль-Хосейме уличного торговца рыбой.

21 января на севере Марокко при выполнении тренировочного полета по техническим причинам разбился истребитель «Мираж» F1 королевских ВВС. В результате ЧП никто не пострадал. Пилоту удалось катапультироваться. Информация о деятельности королевских вооруженных сил (КВС) практически не попадает в прессу. Известно, что в их составе примерно 200 тысяч человек, примерно 175 тысяч находятся в резерве. Бюджет КВС оценивается в 3,5 млрд долларов в год.

В целом, благодаря хорошо отлаженной работе марокканских спецслужб королевству пока удается сдерживать как движения социального протеста, так и деятельность доморощенных джихадистов. Однако само по себе наличие таких движений в стране говорит о том, что почва для их развития существует.

52.27MB | MySQL:103 | 0,500sec