Иранские и арабские эксперты о несостоявшейся отставке министра иностранных дел ИРИ

Краткосрочной сенсацией в конце февраля с.г. стала попытка отставки министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа. 25 февраля М.Д.Зариф объявил о своем уходе с поста министра иностранных дел. Два обстоятельства помимо личности самого Зарифа, известного в качестве искусного дипломата, благодаря усилиям которого был подписан в июле 2015 года СВПД, привлекли два обстоятельства. Во-первых, то, что о своей отставке министр не заявил по всей форме президенту Хасану Роухани, а объявил о ней в Instagrame. Во-вторых, то, что это была первая добровольная отставка министра иностранных дел за сорокалетнюю историю Исламской Республики. Впрочем, Иран жил без руководителя дипломатического ведомства не более суток. Президент Хасан Роухани не утвердил отставку Зарифа, заявив о том, что последний является лучшим министром иностранных дел и тот в итоге остался на своем рабочем месте.

Несостоявшаяся отставка Зарифа важна не сама по себе. Значение имеют во-первых, ее причины. Во-вторых, то, что данная политическая акция служит индикатором острой борьбы между различными политическими группировками иранской элиты. По поводу причин данной отставки существуют две версии. Первая принадлежит самому Зарифу, который сказал, что его поступок был вызван тем, что его не пригласили на переговоры высшего иранского руководства с президентом Сирии Башаром Асадом (и по слухам даже не известили об этом визите). Вторая, более похожая на правду, говорит о том, что министр далее не мог терпеть вмешательства во внешнюю политику многочисленных инстанций и институтов, не связанных с МИД.

Процесс принятия внешнеполитических решений в Иране достаточно сложен. Эти решения вырабатываются рахбаром с помощью Совета по целесообразности принимаемых решений, фиксируются президентом, проходят обкатку в парламенте (Меджлисе). Однако в последнее время еще несколько институтов стали оказывать влияние на выработку и реализацию иранской внешней политики. К ним относится, прежде всего, Высший совет национальной безопасности (ВСНБ), выражающий точку зрения иранских силовиков. Интересно, что с 1989 по 2005 годы этот орган в качестве секретаря возглавлял нынешний президент Хасан Роухани. Нынешний секретарь ВСНБ адмирал Али Шамхани назначен на эту должность Роухани и считается его сторонником, однако за прошедшие годы набрал значительный политический вес и все активнее вмешивается во внешнюю политику, не ставя в известность Зарифа. Еще одним самостоятельным игроком на данном поле является бывший министр иностранных дел ИРИ Али Акбар Велаяти, являющийся советником верховного лидера (рахбара) ИРИ по международным делам. Его прерогативами являются сирийские дела и отношения с Россией. Например, в прошлом году он пригласил в Тегеран спецпредставителя президента Российской Федерации по Сирии Александра Лаврентьева, не поставив в известность Зарифа. После выхода США из СВПД, когда стало ясно, что необходимо корректировать прежний курс внешней политики, все большее участие в международных делах приобретает другой бывший министр иностранных дел и руководитель Стратегического совета по международным делам Камаль Харрази. Кроме того, во внешнюю политику стал вмешиваться глава президентской администрации Махмуд Ваези  (многие иранские чиновники жалуются, что он монополизировал доступ к «телу» президента).

О недовольстве Зарифа вмешательством многих политиков в его сферу деятельности, писал иранский журналист Имаддедин Баги: «Посыл Зарифа ясен: Народ голосует за определенную политическую программу, а затем неизбранные инстанции узурпируют голоса и начинают проводить свою политику»(1). Реформистская ежедневная газета «Афтаб» писала о том, что отставке Зарифа радуются иранские ультраконсерваторы, «не подозревая о том, что они становятся в один ряд с нашими врагами: премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху и госсекретарем США Помпео»(2).

Свои версии причины отставки Зарифа изложил в интервью порталу «Дипломасийе ирани» (это авторитетное интернет-издание близко к бывшему министру иностранных дел Камалю Харрази) депутат меджлиса ИРИ реформистского направления, член комиссии Меджлиса по безопасности и внешней политике Ахмад Бахшайеш Ардестани. Этот иранский политик привел четыре версии (четыре сценария) причин несостоявшейся отставки шефа иранской дипломатии. Первая версия состоит в том, что Зарифа действительно не предупредили о визите Башара Асада. Возможно, это было сделано не для того, чтобы унизить министра, а для того, чтобы соблюсти строгие меры безопасности. За головой Асада охотятся его многочисленные враги, и приезд Асада в Тегеран надо было обставить со всей возможной секретностью.  Второй сценарий состоял в конфликте Зарифа с лицами, пытающимися без согласования с МИДом вмешиваться во внешнюю политику ИРИ. Ими могли быть Али Шамхани, Махмуд Ваези и даже сам президент Хасан Роухани. Третий сценарий состоял в том, что на Зарифа усилилось давление со стороны влиятельных иранских политиков, в том числе, возможно, и из числа высшего духовенства, в связи с тем, что его дипломатические достижения (подписание СВПД)  не привели к улучшению экономической ситуации ИРИ и условий жизни иранцев. После выхода администрации Трампа из СВПД ситуация вернулась к санкционному периоду 2010-2015 годов.  Четвертая версия состоит в том, что в последнее время Зарифу приходилось вести борьбу за ратификацию  иранскими органами конвенции FATF по запрету отмывания денег и незаконного финансирования. Объявление об отставке было с его стороны своеобразным шантажом, побуждающим иранские власти к скорейшей ратификации данной конвенции (3).

В то же время известия об отставке Зарифа вызвало ликование среди части иранских консерваторов. Известный телеведущий консервативной направленности Вахид Яманипур сравнил отставку Зарифа с «катапультированием из уже падающего самолета». Депутат иранского Меджлиса ультраконсервативной направленности Джавад Карим Гудуси, ссылаясь на конфиденциальные источники назвал отставку Зарифа «решенным делом» (как видим из дальнейшего хода событий, он был неправ). Он объявил, что следующим на очереди является министр нефти ИРИ Бижан Намдар Зангене. Гудуси объявил о том, что в день отставки Зарифа подарил своим коллегам сладости (такие подарки в Иране делаются на праздник) (4).

Однако дальше всех в критике Зарифа пошла консервативная газета «Ватан-э-эмруз», близкая к бывшему президенту ИРИ Махмуду Ахмадинеджаду. В ней, после того как президент не утвердил отставку министра иностранных дел, была опубликована статья под названием «Господин Зариф, не шутите!». В ней утверждалось о том, что фейковая отставка Зарифа была задумана и спровоцирована министром иностранных дел вместе с президентом Хасаном Роухани для того, чтобы продавить курс иранской дипломатии на ратификацию FATF и дальнейшее сближение с Западом. При этом «игры» Зарифа и Роухани сравнивались с «детским шоу» (тамашайе кудекан), транслируемым одним из каналов иранского телевидения (5).

Говоря о последствиях несостоявшейся отставки Зарифа, следует обратить внимание на статью Абдельбари Атвана в газете «Рай аль-йаум», издающейся в Лондоне (6). По его мнению, то, что Зарифа не уведомили о визите Башара Асада в Тегеран, было продуманным шагом. Этот шаг выразил недовольство верховного лидера Али Хаменеи тем, что курс МИД в отношении СВПД не дал желаемых результатов (открытия экономики ИРИ для иностранных инвестиций и технологий, конец международной изоляции). После выхода США из СВПД  М.Д. Зариф возлагал надежды на то, что страны ЕС, участвовавшие в данном соглашении (Великобритания, Франция, Германия) будут соблюдать свои экономические обязательства по отношению к Ирану, чего не произошло. Во время одного из последних выступлений А.Хаменеи заявил, что экономика Ирана не может ждать принятия окончательного решения европейцами. В то же время президент Франции Э.Макрон недавно связал соблюдение СВПД с прекращением ракетной программы Ирана, что противоречит международному праву. Таким образом, на Зарифа было оказано давление с целью корректировки курса МИД. Однако, когда на Зарифа набросились ястребы, его защитил не кто-нибудь, а генерал Касем Сулеймани, командующий  спецназом «Кудс» КСИР. Уже после отставки Зариф поместил в своем «Твиттере» сообщение с резкой критикой позиции европейцев, в частности Франции.

В случае, если мы примем эту версию, многое встает на свои места. Верховный лидер ИРИ недоволен тем, что политика Зарифа на сближение с Западом не дает результатов. Он требует корректировки курса, но вместе с тем не хочет менять такого опытного дипломата как Зариф на другого политика во главе МИДа. Таким образом, сначала Зарифа как бы «подставляют», не пригласив на встречу с Асадом, зная, что его отставка встретит удовлетворение в консервативном лагере. Затем его защищает не кто-нибудь, а генерал Касем Сулеймани. Зариф остается на своем посту, но курс скорректирован.

 

  1. www.hamshahrionline.ir/news/433003
  2. pishkhaan.net/news/135445
  3. http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1982017
  1. fararu.com/fa/news/3923004
  2. http://www.vatanemrooz.ir/newspaper/page/2668
  3. https://www.raialyoum.com/index.php/حقائق-جديدة-تؤكد-ان-استبعاد-ظريف-عن-زيا
52.26MB | MySQL:103 | 2,199sec