Предстоящие выборы в 2007г. в Пакистане: факторы влияния на избирателей

В ноябре с.г. в Пакистане состоятся выборы президента страны, а в декабре пройдут выборы в парламент Пакистана. Весьма интересно проанализировать, что же повлияет на выбор избирателей, в первую очередь на президентских выборах, какие факторы окажут наибольшее воздействие на их мнение?

Мы не ставим своей целью перечисление претендентов на этот пост и рассмотрение их рейтинга, тем более что еще не все они выдвинуты. Но вот о ведущих сказать целесообразно.

С нашей точки зрения, пока что наибольшие шансы имеет нынешний президент Первез Мушарраф. На его чаше весов находится в первую очередь существенное улучшение экономического положения страны, что не просто дало рост основных экономических показателей, но и в той или иной степени улучшило положение многих социальных групп пакистанского общества.

Во-первых, следует отметить высокие темпы экономического роста в последние годы, которые колебались на уровне 7-8%. И это отнюдь не дутые цифры, равно как не является липовым доход на душу населения в размере 847 долларов в 2006 г. (рост в 1,5 раза по сравнению с 2000 г.). Для сравнения любопытно отметить, что доход на душу населения в Индии составляет сейчас около 800 долларов. Быстрый экономический рост в Пакистане обусловлен ростом промышленного производства, строительства, транспортных коммуникаций, сферы услуг, а это в свою очередь означает некоторое увеличение рабочих мест и снижение безработицы и неполной занятости. В частности, в абсолютном исчислении общая численность безработных сократилась с 3,51 млн человек в 2001 г. до 3,32 млн человек в 2006 г.

Успешное в целом развитие политических и экономических отношений с ведущими зарубежными партнерами Пакистана – США, Японией, рядом арабских государств, некоторыми международными финансовыми организациями, дает возможность Пакистану получать значительную экономическую помощь, пусть преимущественно и в виде кредитов, а не грантов. Например, конгресс США в 2006 г. принял пятилетнюю программу такого рода помощи, в ходе которой Исламабад получит помощь в размере 3 млрд долларов. Определенная часть этих средств пойдет на ликвидацию последствий страшной трагедии, произошедшей 8 октября 2005 г. (мощное землетрясение, унесшее жизни около 80 тыс. человек и полностью разрушившее свыше 500 деревень и поселков, а также довольно крупный город Музафаррабад). Япония предоставит полмиллиарда долларов в качестве кредита и 50 млн – в виде гранта, Канада – 300 млн долларов. Азиатский банк развития возобновил предоставление займов Пакистану, и в последние годы Исламабад ежегодно получает примерно 1 млрд долларов.

В своем выступлении по пакистанскому телевидению в конце прошлого года Первез Мушарраф отметил, что несколько сократилась бедность. Официальные цифры свидетельствуют, что по сравнению с 2001 г. доля «крайне бедного населения» (по пакистанской экономической терминологии) в 2006 г. сократилась с 11 до 7%, а «просто бедного населения» – соответственно с 23 до 16%.

Серьезным подспорьем для населения страны и ее экономики являются поступления от пакистанцев из-за рубежа, в первую из арабских государств – в последние они стабильно колеблются на ежегодном уровне в размере 4 млрд долларов.

Один из наиболее чувствительных жизненных факторов – инфляция – был до прошлого года серьезным ограничителем общего экономического продвижения вперед, а также выступал в качестве сильного негативного социального фактора. В силу преимущественно объективных причин правительству никак не удавалось справиться с постепенным ростом инфляции или в лучшем случае топтанием на месте (примерно 8-11% в среднем в год). Несомненно, это вызывало недовольство населения бездействием правящих кругов, в первую очередь премьера и президента, критику в их адрес со стороны не только бедных, но и средних социальных слоев общества, не говоря уже об оппозиции. И лишь в 2006 г. правительству удалось несколько сократить уровень инфляции – до менее 7%. И хотя субъективно в наибольшей степени в памяти населения задерживаются последние события, едва ли можно ожидать, что этот фактор сыграет какую либо положительную роль для нынешних правящих кругов и правящей партии (Мусульманская лига) на предстоящих выборах.

Говоря о влиянии улучшения состояния экономики в период президентского правления Первеза Мушаррафа на отношение к нему населения страны, этот фактор, тем не менее, не следует переоценивать. В этой связи можно вспомнить пример Индии, где во время правления Ваджпаи (БДП) удалось достичь довольно высоких темпов экономического роста (тоже порядка 8% в среднем в год), высокого уровня притока прямых и портфельных инвестиций, что обусловило рост промышленного производства и, как следствие, увеличение числа рабочих мест, расширение ряда льгот мелким производителям и т.п. Тем не менее все это не обеспечило БДП победу на парламентских выборах весной 2004 г., и к власти в стране пришел Индийский национальный конгресс. А премьер-министром стал мудрый и опытный экономист, финансист и политик Манмохан Сингх (лидер партии Соня Ганди тогда наотрез отказалась от поста премьера).

Нельзя не отдать должное Первезу Мушаррафу и в его желании демократизировать пакистанское общество, хотя эти действия принимались им крайне осторожно. В первую очередь, следует сказать о его попытке уменьшить влияние шариатских судов на общественную жизнь в стране, удалить из обихода такие варварские приговоры, как, например, забивание камнями. Естественно, демократически настроенная часть пакистанского общества весьма позитивно восприняла подобные устремления, независимо от партийной принадлежности (это относилось не только к Мусульманской лиге, но и ко многим членам Пакистанской народной партии, возглавляемой Беназир Бхутто). Однако пока что эту и другие подобные идеи (облегчение положения женщин и т.д.) не удалось провести в жизнь: еще сильны позиции ортодоксально настроенных мусульман и политических организаций, в первую очередь ММА (Muttahida Majlis-e-Amal) – Объединенного совета действия, куда входят представители шести радикально настроенных мусульманских партий, таких как «Джамаат-и ислами», «Джамиат-и улама-и ислам», «Джамиат-и улама-и Пакистан», и др.

Определенным позитивным фактором, действующим в пользу нынешнего руководства и способного положительно влиять в этом направлении на предстоящих выборах, является довольно активная борьба с терроризмом и экстремизмом. Видимо, эти действия больше приветствуются зарубежными лидерами, нежели населением Пакистана (достаточно упомянуть в этой связи неоднократную выдачу Пакистаном Соединенным Штатам ряда членов «Аль-Каиды», включая одного из его руководителей, подозревавшихся в участии в трагедии 11 сентября). Недаром посетивший в начале этого года Пакистан и Афганистан заместитель Кондолизы Райс по Южной и Центральной Азии Ричард Баучер заявил, что «Пакистан является надежным союзником в борьбе с терроризмом». А на экономическом форуме в Давосе премьер-министр Шаукат Азиз основную часть своего выступления посвятил именно необходимости активизации борьбы с терроризмом.

Что касается непосредственно жителей Пакистана, то эта деятельность правящих кругов актуальна с точки зрения предотвращения терактов (как правило, взрывов бомб) в крупных городах страны, особенно в Карачи, которые происходят практически регулярно и уносят десятки жизней. Последний такой взрыв, произошедший в Исламабаде 26 января около 5-звездочной гостиницы, убил двух человек и ранил более десяти. В своем выступлении в конце 2006 г. Первез Мушарраф отметил, что в данном году в Пакистане были задержаны 689 членов «Аль-Каиды», из которых 369 были переданы в руки Вашингтона.

Наконец, чисто субъективно у населения страны (по крайней мере, у некоторой его части) вызывает симпатии человек, на которого не раз совершались покушения, в данном случае — президент Первез Мушарраф. В двадцатых числах января многие политические деятели, независимо от политической ориентации, резко высказались против повторного рассмотрения дела о покушении на президента по апелляционным жалобам осужденных по этому делу в октябре 2003 г. на 10 лет тюремного заключения.

Несомненно, что у политических оппонентов нынешнего режима есть немало аргументов и претензий к действующим лидерам, причем довольно объективных. Достаточно сказать, что степень коррупции осталась не просто на прежнем уровне, но и постоянно растет. Анализ международного Центра антикоррупционных инициатив и исследований «Transparency International» свидетельствует, что из 158 стран, где проводился подобный анализ, Пакистан находится на 145-м месте по коррумпированности (заметим попутно, что Россия по размаху коррупции занимает «почетное» 127-е место, находясь между Нигером и Сьерра-Леоне).

Естественно, что у политических оппонентов нынешнего режима имеется и много других аргументов, действующих против правящего режима. Так, не удается сдержать рост цен на электроэнергию, бензин и бытовой сжиженный газ, используя государственные рычаги воздействия на частные компании. Значительные суммы расходуются на погашение внешнего долга, составляющего 36,5 млрд долларов, а это, естественно, заметно ограничивает возможности увеличения государственных инвестиций в экономику страны и даже замораживание сооружения ряда объектов (это относится к некоторым дамбам).

Оппозиция активно работает в сельских районах, в первую очередь в провинциях Белуджистан и Синд, где безработица не имеет тенденции к сокращению и где сельское население недовольно бездействием в этой сфере как провинциальных, так и федеральных властей и весьма податливо к доводам политических противников режима голосовать против Первеза Мушаррафа.

Практически нет подвижек в развитии здравоохранения, опять-таки в особенности в сельской местности. Весьма слабо реализуется курс, взятый на превращение многих медресе в более или менее светские учебные заведения, но это уже упреки со стороны демократических сил.

Очевидно, что наиболее серьезными противниками правящих кругов выступают бывшие премьер-министры Беназир Бхутто и Наваз Шариф, находящиеся за рубежом и ведущие политическую пропаганду через своих соратников в Пакистане. Следует подчеркнуть, что, рассматривая их политические программы и конкретные действия, нельзя не отметить, что позиция Беназир Бхутто все же ближе к ныне действующему режиму, нежели Наваз Шарифа. Достаточно сказать, что на прошедшем 25 января семинаре «Пакистан – под тенью армейской диктатуры» Наваз Шариф начал свое выступление с того, что безапелляционно заявил: «Начиная с 12 октября 1999 г., когда было свергнуто законное правительство, началось широкомасштабное разграбление национальных богатств страны. А сейчас весь народ должен объединиться и свергнуть военную диктатуру».

Можно было бы привести немало подобных высказываний и других оппозиционеров, но думается, что реально политическая картина будет более ясно и четко вырисована осенью нынешнего года, когда можно будет делать относительно реальные предположения.

52.36MB | MySQL:103 | 0,424sec