О визите председателя израильской партии МЕРЕЦ в Рамаллу

Крупнейшая правая израильская партия Ликуд и ее лидер, премьер-министр Биньямин Нетаньяху постоянно подчеркивают в рамках идущей сейчас в еврейском государстве избирательной кампании (досрочные выборы в Кнессет назначены на 9 апреля), что гражданам Израиля предстоит сделать выбор между правыми и левыми, что возглавляемый генерал-полковником запаса Бени (Биньямином) Ганцем и депутатом Кнессета Яиром Лапидом партийный блок «Бело-голубые» (его основой являются партии «Хосен ле-Исраэль» и «Еш атид»), являющийся на сегодняшний день основным соперником Ликуда в борьбе за власть, это объединение левых партий. Однако политическая реальность, как это обычно бывает, гораздо сложнее предвыборных лозунгов. Правда состоит в том, что по понятиям Израиля, где левыми называют тех, кто готовы идти на территориальные уступки арабам, «Бело-голубых» трудно назвать левыми. Речь идет о центристском партийном блоке, который, конечно, левее Ликуда, но, тем не менее, громогласно заявляет устами своих лидеров, что объединенный Иерусалим навсегда останется столицей Государства Израиль, а блоки (компактные группы) еврейских будут включены в состав его суверенной территории. Более того, лидер третьей (правда, самой мелкой) партии «Телем», входящей в состав блока «Бело-голубые», бывший министр обороны генерал-полковник запаса Моше (Буги) Яалон открыто заявил, что переговоры с Палестинской национальной администрацией (ПНА) вообще бессмысленны, потому что «партнера по переговорам нет». В отличие от Бени Ганца и Яира Лапида, Моше Яалона, бывшего члена Ликуда, вышедшего из состава этой партии из-за личного конфликта с Биньямином Нетаньяху, никак нельзя назвать даже левым центристом.

Таким образом, речь  идет о противостоянии между правыми и центристами, которых израильским правым удобнее именовать левыми для того, чтобы выиграть дополнительные голоса. В результате сдвига основной массы израильских избирателей вправо левые израильские партии маргинализировались. Крупнейшая израильская партия Авода, когда-то являвшаяся партией власти, получает, согласно данным опросов общественного мнения, не более 10 мандатов (всего в Кнессете 120 депутатов). А ее нынешний председатель Ави Габай, состоявший в прошлом в правоцентристской партии «Кулану», возглавляемой министром финансов Моше Кахлоном, исходя из сугубо прагматических электоральных интересов, упорно сдвигает Аводу вправо, в сторону центра, демонстрируя при этом отрыв как от ПНА, так и от израильских арабов.

В этих условиях единственной по-настоящему идеологически левой израильской партией (если не считать арабских партий, которые большинство израильтян рассматривает в качестве «представительства ПНА в израильском Кнессете») остается радикальная левая МЕРЕЦ, возглавляемая депутатом Кнессета Тамар Зандберг. Именно в этом контексте следует рассматривать ее недавнюю поездку в расположенную непосредственно к северу от Иерусалима Рамаллу, служащую административным центром ПНА и состоявшуюся там встречу лидера МЕРЕЦ с председателем ПНА Махмудом Аббасом (Абу-Мазеном).

В ходе этой встречи Абу-Мазен заявил, что палестинские арабы по-прежнему остаются приверженными принципу урегулирования арабо-израильского конфликта на основе формулы «два государства для двух народов», подразумевающего создание независимого палестинского арабского государства. «Мы твердо придерживаемся наших принципов. Два государства для двух народов, война с террором и перевод денег, полученных в качестве налогов с палестинцев, в руки ПНА, —  сказал он в частности, — Несмотря на то, что существуют различные, в том числе и экстремистские позиции, мы продолжим твердо придерживаться этого пути. У нас есть протоколы и договоренности, согласно которым мы обязуемся бороться с террором. Мы обращаемся к Государству Израиль и говорим ему: Вы не имеете права удерживать наши деньги. Израиль несет ответственность за те экономические проблемы, от которых мы страдаем в настоящее время, но наша политическая позиция ничуть не изменилась: решение на основе принципа двух государств, борьбы против террора и возвращение наших денег».

Тот факт, что председатель ПНА неоднократно возвращался к проблеме денег, которые удерживает Израиль, говорит о том, насколько его волнует эта тема. Проблема состоит в следующем: согласно, Норвежским соглашения середины 1990-х годов, на основании которых была создана ПНА, израильские власти взимают налоги с жителей ПНА, работающих в самом Израиле или в еврейских поселениях Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией), но не оставляют эти деньги себе, а передают их ПНА. Эти суммы всегда были важны для ПНА, но их роль особенно возросла в течение последней пары лет из-за резкого сокращения денежных поступлений из-за рубежа в казну ПНА. Израиль постоянно требовал от властей ПНА прекратить денежные выплаты террористам, отбывающим или уже отбывшим сроки тюремного заключения за свои преступления, а также членам их семей. Однако власти ПНА игнорировали эти требования. Тогда израильтяне стали угрожать, что будут вычитать выплачиваемые террористам суммы из налогов, которые Израиль переводит властям ПНА. И, наконец, власти привели свою угрозу в исполнение, что и привело к тем «экономическим проблемам», о которых говорил Абу-Мазен. Следует отметить, что поскольку ни право-религиозное израильское правительство, ни пытающиеся оттеснить его от власти израильские центристы, ни нынешняя американская администрация не готовы выслушать его финансовые претензии, он высказал их лидеру радикальной левой партии МЕРЕЦ.

В ходе встречи в Рамалле депутат Кнессета Тамар Зандберг заявила «Мы приехали сюда с вестью мира. Чтобы принести весть о том, что мир это та тема, которая должна находиться в центре избирательной кампании и стоять на повестке дня следующего правительства. Мир обеспечит безопасность Израиля. Он отвечает интересам обоих народов. Путь к миру проходит через переговоры о двух государствах (то есть, о создании независимого палестинского арабского государства – В.Ч.). Именно это должно на повестке дня будущего правительства. МЕРЕЦ подчеркивает это вопрос. Для того, чтобы он был на повестке дня будущего правительства, он должен быть на повестке дня выборов. (…) Какое бы правительство ни было сформировано, оно обязано начать переговоры (с ПНА – В.Ч.). МЕРЕЦ в качестве единственной партии, которая добивается возобновления переговоров и решения на основе принципа двух государств, намерена выдвинуть этот вопрос на первый план в своей избирательной кампании и поставить его перед будущим правительством».

Руководство ПНА не скрывает того, что оно заинтересовано в приходе к власти в Израиле центристского правительства во главе с Бени Ганцем (за отсутствием надежд на создание левого правительства). Так, Элиас Занани, председатель комиссии по связям с израильским обществом, существующей при ПНА, заявил в воскресенье в связи с визитом депутата Кнессета Тамар Зандберг в Рамаллу корреспонденту израильской ежедневной газеты «Исраэль гайом», что палестинские арабы заинтересованы в том, чтобы в Израиле после выборов «пришло к власти новое правительство, которое вернулось бы к переговорам» с ПНА. Что же касается партии МЕРЕЦ, которая, судя по результатам опросов общественного мнения, может рассчитывать на получение не более, чем 5 мандатов, то если для Абу-Мазена встреча с ее лидером стала информационным поводом для того, чтобы напомнить израильтянам о своем существовании и о своих финансовых проблемах, то для Тамар Зандберг встреча и совместная фотография с председателем ПНА – это важный элемент избирательной кампании, направленный на борьбу за голоса арабских избирателей с блоком прокомунистического фронта ХАДАШ, возглавляемого депутатом Кнессета Айманом Удой, и арабской националистической партии ТААЛ, возглавляемой депутатом Кнессета Ахмадом Тиби, бывшим советником Ясира Арафата.

52.26MB | MySQL:103 | 0,491sec