О последствиях назначения нового премьер-министра ПНА

В воскресенье глава ПНА М.Аббас назначил своего давнего соратника и члена ЦК движения ФАТХ М.Штайе новым премьер-министром в составе Палестинской национальной администрации. После получения мандата у него есть трёхнедельный срок с возможностью увеличения его еще на две недели для формирования нового правительства, в котором, как уже очевидно, основным игроком станет ФАТХ, а для поддержания хотя бы кажущейся легитимности и видимости представления различных групп палестинского населения будут приглашены менее влиятельные фракции. За бортом вновь остается ХАМАС, чье руководство уже назвало шаги М.Аббаса «сепаратизмом» и «монополией власти». Казалось бы, ситуация выглядит понятной и привычной для отношений враждующих группировок. Однако все же интересно, как формирование правительства при явном игнорировании силы, контролирующей составную часть территорий столь желаемого палестинского государства, отразиться на ситуации в Рамалле, Газе и самом М.Аббасе.

Первый и явный сигнал, посланный палестинским лидером, прост и заключается он в том, что назначением соратника он прилагает усилия для устранения конкурентов, поскольку ранее М.Штайе в числе возможных преемников главы ПНА не назывался. Второй сигнал, который был дан международному сообществу, а точнее той его части, которая симпатизирует палестинцам и выступает против американо-израильского курса — необходимость укрепления власти в условиях подготовки к обнародованию плана урегулирования, над которым работает команда Д.Трампа. Казалось бы, такой ход событий должен был укрепить хотя бы международную легитимность М.Аббаса (на внутреннюю он не может рассчитывать уже давно), однако эффект, судя по всему, оказался обратным.

В понедельник НПО «Международная амнистия», в рамках приоритетов которой палестино-израильский конфликт неизменно входит в топ-5 сюжетов, привлекающих внимание ее экспертов, при этом имея явно антиизраильский характер, стала пытаться побудить Рамаллу к реформам. На сайте организации была размещена публикация, в которой правительство М.Штайе призывают исполнять ранее взятые на себя палестинской стороной обещания и прекратить репрессии против собственного населения, которые во многом обусловлены, цитируя обзор, «продолжающимися политическими спорами между администрациями на Западном берегу и в Газе». Отдельно в сообщении отмечается практика задержания без предъявления обвинений, а также то, что палестинские силы безопасности применяют к арестованным пытки. Жестокое обращение с инакомыслящими, по мнению экспертов, свойственно обеим политическим, если так можно выразиться, центрам власти, т.е. Газе и Рамалле. Из сказанного напрашивается два вывода. Во-первых, открыто даже зачастую пропалестинские НПО признают, что как минимум не только Израиль виновен в непропорциональном применении силы к мирному населению. Более того, он борется с теми, кто посягает на безопасность государства, в то время как палестинское руководство – с собственными гражданами. Во-вторых, «Международная амнистия» полагает, что новое правительство сможет положить конец практике нарушения прав человека на всех палестинских территориях, явно не задумываясь о том, что назначение М.Штайе наоборот усилило разобщенность ХАМАСа и ФАТХа.

На фоне этого по-новому звучит и проблема примирения с Израилем, поскольку непременным условием разрешения конфликта традиционно считается создание двух государств для двух народов. Итогом в виде одного смешанного государства Иерусалим пугают часто, одновременно угрожая ему статусом «режима апартеида». Теперь же мы можем наблюдать создание условий для того, чтобы государств стало три. При этом формы реализации данного сценария могут быть различны. С одной стороны, может произойти дальнейшее закрепление существующего положения, когда в качестве неких «палестинских образований», по всем признакам до уровня государств не дотягивающим, будут и дальше существовать Газа и Западный берег. Мало того, при таком раскладе первая рано или поздно перейдет к тому, чтобы пытаться добиться некой международной легитимности, монополию на которую сейчас удерживает М.Аббас, только для этого необходимо будет существенно снизить градус насилия, поскольку даже Европейский суд в Люксембурге, несмотря на европейские симпатии к палестинцам,  отклонил в середине прошлой недели иск об исключении группировки из списка террористических организаций. В таком случае в отдаленной перспективе мы рискуем стать свидетелями еще одной полосы ничего незначащих признаний уже второго палестинского «государства», а возможно и борьбы за право на название, как это было у Греции и Республики Македонии, получившей в 2019 г. приставку к названию «Северная».

Второй сценарий – вовлечение в процесс Египта и Иордании, когда они возьмут на себя ответственность за Газу и Западный берег соответственно. Как кажется, обе стороны эту опцию периодически вспоминают, но реагируют на нее по-своему. Каир пытается стимулировать национальное примирение между ХАМАСом и ФАТХом, одновременно работая над уничтожением террористической инфраструктуры первого на Синае. Так, в конце прошлой недели египтяне отчитались об уничтожении 9 трансграничных туннелей, проложенных из Газы. Иордания предпочитает давить на Израиль, помогая М.Аббасу и способствуя укоренению представлений о конфликте как о религиозном. Вместе с тем Амман не совсем отдает себе отчет, что внутренне сопротивление политике главы ПНА, подогреваемое ХАМАСом, рано или поздно начнется, а эскалация конфликта неизбежно приведет к росту количества беженцев в Хашимитском королевстве, которое по этому показателю уже сейчас может считаться палестинским государством. Кроме того, как отмечает на фоне недавних событий колумнист Israel Hayom и экс-консультант иерусалимской полиции по вопросам, касающимся арабского сектора, Р.Берко меры Аммана по объединению с палестинцами для защиты Храмовой горы не способствуют легитимации их претензий на Иерусалим как на столицу, а скорее еще более укрепляют в умах многих справедливость плана конфедерации.

Впрочем, шансы у правительства М.Штайе все же могли бы быть, если бы не доминирование М.Аббаса. Так, в 2017 г. он предлагал план развития палестинских территорий, сосредоточенный на восстановлении и интеграции Газы, что созвучно как с проблемами местного населения, так и с идеями, предлагаемыми Вашингтоном. Кроме того, не безнадежен и его подход к решению территориальных споров. Несмотря на осуждение действий израильского правительства во главе с Б.Нетаньяху, которое он демонстративно обвиняет в намерении легализовать крупные поселенческие анклавы и форпосты обманным путем, он все же не отвергает идею территориальных обменов как таковых, однако они должны иметь равную ценность и составлять незначительный процент территории. Напомним, что на волне обсуждений мирного проекта Д.Трампа, сообщившего ранее, что уступки должна будет сделать и израильская сторона, в прессе стали публиковаться сообщения о возможной реализации идеи подобных обменов. Хотя, разумеется, у Израиля и палестинской стороны разные подходы к тому, какую территорию они хотели бы считать своей. Более того, сильной контроль главы ПНА, как полагает политолог из Рамаллы  М.Дарагма приведет к тому, что, что проект национального примирения и дальше будет оставаться в тупике, а отношения с Вашингтоном и урегулирование палестино-израильского конфликта не получат положительного импульса.

В целом, шаг М.Аббаса способствует дальнейшему углублению конфликта между ХАМАСом и ФАТХом, а оправданием ему не может служить даже мнимая угроза со стороны американской администрации. Частично ей и Израилю, где политики на фоне выборов соревнуются в том, чьи взгляды более правые, он даже упрощает работу, создавая свидетельства отсутствия с палестинской стороны легитимного переговорщика и выразителя интересов. Еще хуже ситуация складывается для других посредников, таких как ЕС и Россия. Последняя гордиться фактом поддержания диалога с обеими сторонами конфликта, а также возможностью коммуницировать с широким сектором палестинских фракций. Вот только получается, что палестинцы приезжают в Москву, выслушивают и предлагают различные проекты примирения с Израилем и национального консенсуса, а затем поступают по-своему. Немногим лучше обстоят дела для европейцев, привыкших использовать финансовые механизмы. Им придется или пойти на компромисс с радикалами,  реально контролирующими Газу, или спонсировать М.Аббаса, не имеющего действенных рычагов воздействия на сектор Газа, кроме ухудшения его положения посредством санкций.

52.21MB | MySQL:103 | 0,565sec