Экономические итоги 2018 года для Турции и заявления турецких официальных лиц

11 марта 2019 года Турецкое агентство по статистике (наименование по-турецки – TUIK – И.С.) опубликовало «главный ежегодный экономический бюллетень» страны – с ВВП Турции за 4-й квартал прошедшего года и, в целом, за 2018 год. Озвучим экономические итоги 2018 года, согласно TUIK.

ВВП, рассчитанный производственным методом и приведенный к базовому 2009 году, по сравнению с 2017 годом, вырос на 2,6%.

ВВП, определенный тем же методом, но выраженный в текущих ценах, вырос на 19,1% и составил 3 трлн 700 млрд 989 млн турецких лир. Таким образом, ВВП на душу населения в Турции составил 45463 тур. лир, что в валютном эквиваленте равнозначно 9632 долл. США. Для сравнения ВВП на душу населения в 2017 году составил 38 660 TL.

Если переходить к показателям 4-го квартала прошлого года, то реальный ВВП страны, в ценах 2009 года, по сравнению с 2017 годом уменьшился на 3%. ВВП, определенный производственным методом и выраженный в текущих ценах, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, увеличился на 13,1% и составил 1 трлн 10 млрд 114 млн турецких лир.

Со своей стороны отметим, что вторая половина года для экономики Турции получилась одной из самых трудных в новейшей истории страны, хотя турецкое руководство подчеркнуто избегало и продолжает избегать использования словосочетания «экономический кризис». В этом смысле, интересны те комментарии, которыми экономические итоги 2018 года сопроводили турецкие руководители, в частности, министр финансов и казначейства Берат Албайрак.

После того, как данные были обнародованы, министр Б.Албайрак написал на своей странице в Твиттере следующее: «Актуальные данные, относящиеся к 2019 году, указывают на то, что экономика входит в период быстрого восстановления, отражает то, что замедление темпов роста было временной ситуацией, и свидетельствует о том, что начинается тренд на постепенное восстановление. Главными статьями, которые будут способствовать росту, являются растущий экспорт и доходы от туризма».

Очевидно, что наличествует очевидное противоречие. В одном и том же предложении министра финансов Б. Албайрака наличествуют нестыкующиеся обороты про «быстрое восстановление» и «постепенное восстановление». Кроме того, отметим, что главными драйверами турецкой экономики называется все, что связано с поступлением доходов из-за рубежа (экспорт и туризм). Характерно, что ни рост, ни даже восстановление внутреннего спроса (читай, покупательной способности населения) Б. Албайраком в этом качестве не упоминается.

Продолжаем цитировать твиты министра Б.Албайрака, касающиеся экономических итогов 2018 года:

«Темпы роста (точнее снижения – И.С.) экономики в последнем квартале 2018 года соответствуют рыночным ожиданиям. В этот период времени мы обеспечили одновременное внутреннее и внешнее балансирование. В результате, мы инициировали уменьшение дефицита по текущим операциям и снижение инфляции. Самое плохое в экономической деятельности мы оставили позади. В плане роста, самые пессимистичные ожидания не реализовались».

И ещё один характерный твит от министра финансов:

«На фоне самой серьезной спекулятивной атаки в истории (на экономику Турции – И.С.), невзирая на вхождение в период замедления, не реализовалась ситуация, похожая на те, что были в 2001 и в 2008 годах. (Этот) процесс в очень короткий срок успешно был преодолен».

При этом, согласно заявлениям министра финансов, Турция преодолела «значительную дистанцию в рамках процесса балансирования экономики», в полном соответствии с так называемой «Новой экономической программой» (в турецкой аббревиатуре – YEP — И.С.), обнародованной в конце сентября прошлого года. Как отметило по этому поводу тиражное англоязычное издание Daily Sabah, «новые стратегии, политика, решительная позиция и ряд мер, принятых правительством, нашли положительный отклик, повысили доверие и привели к стабилизации на турецких рынках после бурного периода во второй половине 2018 года».

Как отметил министр Б.Албайрак: «Тот факт, что чистый внешний спрос внес 9,7% положительного вклада в рост (ВВП – И.С.), несмотря на падение в последнем квартале, является важным признаком того, что процесс балансировки продолжается, как и предполагалось».

Также, как отметил министр, руководство Турции «полностью уверено» в том, что рост продолжится в 2019 году, поскольку, по его словам, «благодаря положительным изменениям на финансовых рынках в последнее время, мы предусмотрели тенденции к снижению инфляции, улучшению опережающих индикаторов, шаги, направленные на улучшение доступа к финансированию и мобилизацию занятости».

В своем заявлении министр напомнил, что Турция намерена достичь темпов экономического роста в 2,3% в текущем году, 3,5% в 2020 году и 5% процентов в 2021 году. Министр пообещал, что в апреле месяце турецкое руководство предпримет ряд структурных шагов, направленных на «укрепление процесса» (по-видимому, уместным является подставить сюда словосочетание «стабилизации экономики страны» — И.С.). Также, как пообещал Б.Албайрак, будет продолжена политика на сокращение дефицита текущих операций в рамках «НЭПа», добавив, что руководство страны будет решительно продолжать политику, направленную на рост благосостояния людей.

Отметим, что Агентство Anadolu на прошлой неделе провело опрос среди 15 известных турецких экономистов и представителей делового сообщества, относительно экономических перспектив страны. Их прогнозы на ближайший ежегодный рост экономики, в среднем, составили 2,5%. При этом оценки колебались в диапазоне между 1,8% — самой низкой оценкой и максимальной оценкой — до 3,3%.

Рассмотрим разбивку роста ВВП по различным видам деятельности, согласно данным Турецкого статистического агентства. В частности, добавленная стоимость в сельскохозяйственном секторе увеличилась на 1,3%, на 1,1% — в промышленном секторе и снизилась на 1,9% в строительном секторе. Также, по данным TUIK, общая добавленная стоимость сектора услуг (оптовая и розничная торговля, транспорт, хранение, размещение и услуги общественного питания) выросла на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Опубликованные официальные данные указывают, что доля расходов на потребление домашних хозяйств в ВВП в прошлом году составила 57,6%. В официальном бюллетене TUIK отмечено: «В 2018 году доля государственных расходов на конечное потребление в ВВП составила 14,4% процента, в то время как доля накопления основного капитала составила 29,7%… Расходы государства на конечное потребление увеличились на 3,6%, а валовое накопление основного капитала сократилось на 1,7% процента».

Переходя к тем оценкам, которые были озвучены частным сектором в связи обнародованными данными и текущим положением турецкой экономики, отметим, что, во всяком случае на публике, от предпринимательского сообщества звучат положительные и оптимистичные заключения. В целом, наблюдаются ожидания позитивных изменений уже в течение 2019 года.

В этой связи агентство Anadolu цитирует главу Совета по внешнеэкономическим связям Турции (DEİK) Наиля Олпака: «Турция продолжает расти. Хотя есть проблемы, мы настроены оптимистично в отношении 2019 года». Последний в своем распространенном письменном заявлении указал, что, несмотря на падение в последнем квартале, положительный вклад чистого внешнего спроса в процент роста имеет важное значение. Наиль Олпак также отметил, что снижение дефицита по текущим операциям и падение инфляции, которые наблюдались благодаря мерам правительства, стали признаком предстоящего восстановления в 2019 году. Процитируем: «Падение на 3% в последнем квартале (2018 года — И.С.) стало следствием периода балансирования в (турецкой — И.С.) экономике».

Также по поводу экономики высказался глава самого влиятельного объединения экспортёров страны — Меджлиса турецких экспортёров (TİM) Исмаил Гюлле. Он указал, что темпы роста турецкой экономики достигли в 2018 году 2,6%, даже невзирая на атаки на турецкую валюту. Это, по его словам, стало свидетельством того, что страна имеет прочную экономическую основу. Как указал И.Гюлле: «В нашей экономике мы снова достигнем высоких темпов роста, благодаря периоду балансирования».

Ещё одним крупнейшим объединением предпринимателей, на которое принято обращать внимание, является Независимая ассоциация промышленников и предпринимателей (MÜSİAD). Её председатель Абдуррахман Каан, в частности, отметил, что в 2019 экономика Турции будет продолжать расти «медленно, но неуклонно». Процитируем: «Мы считаем, что наша страна вступит в процесс быстрого развития благодаря динамичной структуре новой экономической системы и прошлому опыту».

Кроме того, уместно привести мнение независимых наблюдателей. В частности, обратимся к словам управляющего директора Turkey Macro View Consulting Инанча Сезера, который заявил, что экономика Турции в последнем квартале 2018 года сократилась в соответствии с ожиданиями рынка. Согласно его прогнозу, темпы роста экономики в первом квартале 2019 года могут оставаться отрицательными. Переход в область положительных значений, как указал И.Сезер, может состояться во втором квартале на фоне мер правительства, принимаемых с сентября прошлого года, а также жесткой монетарной политики Центрального банка.

Также И.Сезер подчеркнул, что экономический рост в 2019 году, по итогам года, будет положительным при условии, если правительство продолжит придерживаться жесткой фискальной и монетарной политики. Отметив, что улучшение имиджа в глазах инвесторов является необходимым с точки зрения экономической деятельности, Сезер заявил, что ситуация – наиболее сложна на финансовых рынках страны и что для её изменения потребуется некоторое время.

Итак подводим черту: официальные представители турецкого бизнеса выражаются с осторожным оптимизмом относительно экономики страны. Что, впрочем, понятно в преддверии важных для страны муниципальных выборов. Однако, оптимизм не столь велик, к сожалению, в кулуарах, где 31 марта ждут как критической отметки, за которой экономическая ситуация в стране может резко начать ухудшаться. Именно на удержание на плаву курса турецкой лиры до 31 марта с.г. сейчас брошены значительные силы Центрального банка страны.

62.87MB | MySQL:102 | 3,404sec