Пакистан и борьба с международным терроризмом

Пакистан продолжительное время подвергается массированной критике со стороны других членов мирового сообщества в связи с его позицией по вопросам борьбы с международным терроризмом и религиозным экстремизмом.

Индия постоянно находится среди критиков нынешней исламабадской администрации и обвиняет Пакистан в трансграничном терроризме. Пакистану инкриминируется подготовка и засылка в индийский штат Джамму и Кашмир боевиков-исламистов. Серьезные нарекания в адрес Исламабада до сего дня сохраняются и у некоторых исламских государств (Саудовской Аравии, Египта, Алжира и др.), которые обращаются с требованиями выдать укрывающихся на пакистанской территории исламских боевиков — ветеранов афганской войны из числа граждан этих стран.

В конце 1990-х гг. усилилось давление на пакистанское руководство и из Пекина, поднимающего вопрос о подготовке в террористических лагерях на сопредельных пакистанско-афганских территориях уйгурских исламских экстремистов, которые замечены в антиправительственной деятельности в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР.

Россия, а также большинство других стран СНГ, в первую очередь центральноазиатских, довольно объективно оценивают обстановку в этой стране, осознавая, что дальнейшее расширение отношений с Пакистаном во многом зависит от его позиции по вопросам исламского экстремизма, международного терроризма и нелегального оборота наркотиков. Исламабад призывали отказаться от какой бы то ни было помощи Движению талибов, пресечь деятельность пакистанских клерикалов по материально-финансовой поддержке чеченских бандформирований и радикальной исламской оппозиции в Центральной Азии.

Пакистан не раз рассматривался США в качестве «кандидата» на включение в список террористических государств за перманентные угрозы американским интересам в этой стране со стороны исламских радикалов и неадекватное восприятие Исламабадом озабоченности США по поводу базирования на территории соседнего Афганистана функционеров террористической организации «Аль-Каида».

Именно в связи с постоянным прессингом со стороны мирового сообщества пакистанская администрация вынуждена осуществлять некоторые меры, направленные на борьбу с терроризмом и экстремизмом, или хотя бы создавать видимость активизации антитеррористической деятельности. Для нынешнего руководства страны эта задача становится достаточно сложной ввиду необходимости лавирования перед лицом набирающих в Пакистане вес и влияние клерикальных групп, настроенных крайне экстремистски.

В 1999-2001 гг. Пакистан стал участником еще нескольких международных универсальных антитеррористических конвенций: в частности, присоединился к Конвенции о физической защите ядерного материала 1979 г., Конвенции о борьбе с захватом заложников 1979 г., Римской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г., Римскому протоколу о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ на континентальном шельфе 1988 г., а также Конвенциям о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г. и борьбе с международной организованной преступностью 2000 г. Вместе с тем Исламабад пока не идет на присоединение к одному из ключевых документов международного антитеррористического правового инструментария – к Конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г., подписание которой может иметь в целом отрицательные последствия для пакистанской исламизированной «теневой» экономики. Крайне туго идет процесс разработки и принятия национального закона о противодействии отмыванию денег.

После известных событий в США 11 сентября 2001 г. пакистанские власти сочли невозможным напрямую участвовать во внутриафганском конфликте на стороне талибов и были вынуждены поддержать резолюцию СБ ООН № 1373, равно как и солидаризироваться с антитеррористической операцией в Афганистане. Были предприняты некоторые действия (в том числе и силового характера) по ограничению активности базирующихся на пакистанской территории отдельных структур террористических и экстремистских организаций.

Пакистан взаимодействует с участниками антитеррористической операции в Афганистане, представляя им соответствующие разведданные и свое воздушное пространство. Подразделения пакистанских ВС осуществляют блокирование некоторых участков пакистанско-афганской границы (общее число военнослужащих на границе составляет 80 тыс. человек). На территории Пакистана эпизодически проводятся совместные с ФБР и ЦРУ США спецмероприятия по выявлению и аресту «засветившихся» членов и последователей как «Аль-Каиды», так и Движения талибов (по некоторым данным, с октября 2001 г. по настоящее время в Пакистане схвачены свыше пятисот «аль-каидовцев», большинство из которых выданы США). Заметной акцией стал арест в начале мая 2005 г. спецслужбами Пакистана в Северо-Западной пограничной провинции одного из членов руководства «Аль-Каиды», ливийца Фараджа аль-Либби.

В обращении к нации в январе 2002 г. президент Пакистана генерал П. Мушарраф обнародовал программу мер (оказавшихся, как показало время, малодейственными) по борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом. Был запрещен ряд наиболее одиозных радикальных исламистских организаций и группировок фундаменталистской направленности, что, однако, не помешало последним через некоторое время вновь начать свою деятельность, но уже под другими названиями.

Террористические акты 7 июля 2005 г. в Лондоне (трое из четверых террористов-смертников – британские подданные пакистанского происхождения) привели к очередному всплеску «антитеррористической» активности в Пакистане. Под давлением стран Запада, в первую очередь Великобритании, Исламабаду пришлось провести демонстративные задержания активистов исламистских организаций (тогда были арестованы свыше 600 человек), официально ввести запрет на обучение непакистанцев во всех медресе страны и потребовать от религиозных учебных заведений пройти обязательную государственную регистрацию.

Как известно, официальные пакистанские власти всячески подчеркивали свою роль в содействии по раскрытию в августе 2006 г. в Великобритании террористического заговора (террористы, в числе которых были британские подданные пакистанского происхождения, готовили взрывы на пассажирских авиалайнерах, направлявшихся из Лондона в США). По утверждению Исламабада, именно оперативно переданные пакистанцами в спецслужбы Великобритании и США разведданные позволили воспрепятствовать осуществлению серии взрывов над Атлантикой. Как заявил представитель МИДа Пакистана, информация о готовящихся терактах была получена в ходе допроса арестованного в Пакистане британца пакистанского происхождения. Тогда Исламабад устами своего посла в Вашингтоне постарался как можно шире осветить возможную связь организаторов несостоявшихся взрывов со структурами «Аль-Каиды» в Афганистане.

Стоит отметить, что, несмотря на достаточно жесткие официальные заявления, курс пакистанской администрации в области антитеррора зачастую непоследователен и отличается некоторой беспринципностью. При скрытом, а иногда и явном попустительстве властей на местах в Пакистане продолжает функционировать разветвленная террористическая инфраструктура, а международные исламистские круги не прекращают рассматривать эту страну в качестве своей «вотчины».

Так, по некоторым сведениям, на территории Пакистана проходят обучение боевики из центральноазиатских и других стран, причем основные вопросы, касающиеся их обучения и дальнейшего задействования на афганском направлении, координируются представителями «Аль-Каиды», базирующимися в Пакистане. Прибывающим в страну исламистам оказывается содействие для получения вида на жительство, а семьям предоставляется достаточное денежное содержание. Позже, после обучения, террористов группами перебрасывают в Афганистан.

Обеспокоенный значительной активизацией талибов на юге Афганистана, Кабул в мае 2006 г. выступил с официальными обвинениями в адрес Исламабада, назвав его действия вмешательством в свои внутренние дела. Президент Афганистана Х. Карзай заявил о наличии «веских доказательств» продолжающейся в пакистанских медресе подготовки боевиков, планируемых для отправки в Афганистан.

Уровень террористической активности в Пакистане остается в целом высоким. С конца 2001 г. по настоящее время в стране в многочисленных терактах погибли свыше 1 тыс. человек, ранены более 4 тыс. человек, и среди них – несколько десятков иностранцев. Несмотря на эти факты и свои в целом правильные официальные заявления, касающиеся антитеррористической проблематики, исламабадское руководство на деле пока не отказывается от мягкого подхода ко многим структурам «джихада» и нелегально находящимся в стране талибам.

В сентябре 2006 г. представителями официальных властей и местных полевых командиров — талибов, отряды которых базируются в политическом агентстве Северный Вазиристан (пограничная с Афганистаном Территория племен федерального управления), подписано соглашение о перемирии. Данная сделка с боевиками, по сути, стала следствием неспособности официального Исламабада навести порядок в ТПФУ силовыми методами. В соответствии с договоренностью, власти приостановили «зачистки» в данном регионе в обмен на «отказ» боевиков от нападений на правительственные объекты и обеспечение «законопослушности» укрывающихся здесь иностранцев (узбеков, чеченцев, арабов), а также — что особенно важно — предупреждение инфильтрации террористов в соседний Афганистан. Однако в реальности прямым следствием вазиристанской сделки стали интенсификация трансграничной деятельности террористов и резкая активизация талибов в Афганистане, прежде всего в его южных провинциях.

Подвергнувшись осенью прошлого года резкой критике со стороны мирового сообщества за неспособность противостоять террористам, Пакистану пришлось возобновить спецоперации в ТПФУ. Так, в конце октября 2006 г. в политическом агентстве Баджаур в результате авиаудара был уничтожен лагерь подготовки боевиков (однако, как полагают некоторые независимые эксперты, дело не обошлось без прямого участия американцев, нанесших авиаудар по лагерю, располагавшемуся в местном медресе). В значительной степени под давлением со стороны США, а также натовского командования в соседнем Афганистане Пакистан и далее вынужден идти на корректировки своего курса в отношении боевиков. В конце 2006 года было объявлено о создании так называемой Комиссии по восстановлению мира, которая должна заняться «мониторингом и ревизией» хода переговорного процесса с проживающими в афганском приграничье племенами, а также выполнения последними ранее взятых на себя обязательств (в первую очередь, по «неукрывательству» на своей территории иностранных экстремистов).

Вынужденная в той или иной степени реагировать на нажим и критику Запада, пакистанская администрация пытается активно выступать с собственной контраргументацией, утверждая, что власти не позволяют базирующимся на территории страны талибам беспрепятственно пересекать границу с Афганистаном. При этом подчеркивается, что на границе размещен многотысячный воинский контингент и предпринимаются серьезные усилия по ликвидации активистов как Движения талибов, так и «Аль-Каиды», при этом пакистанская сторона несет значительные потери.

В ходе поездки в январе с.г. по пяти арабским государствам (Саудовской Аравии, Египту, Сирии, Иордании и Объединенным Арабским Эмиратам) президент Пакистана П. Мушарраф в своих выступлениях полностью отвергал выдвигаемые в последнее время США (а также некоторыми другими западными странами) и Афганистаном обвинения в адрес Исламабада относительно якобы оказываемой пакистанской армией и спецслужбами помощи Движению талибов. В свою очередь, он отметил, что «ни Кабул, ни Международные силы содействия безопасности (МССБ) и НАТО, ни американцы ничего не делают для сдерживания трансграничной инфильтрации». В качестве отягчающего положение фактора указывалось и на пребывание на пакистанской территории около 2,5–3 млн афганских беженцев (которые многими характеризуются как благодатная почва и очаг для экстремизма и преступности), проблему репатриации которых в Афганистан следовало бы ускорить. П. Мушарраф не отрицал факт присутствия талибов и аль-каидовцев на пакистанской территории, однако делал акцент на том, что руководство и основные силы обеих группировок размещаются в основном на афганской территории, в то время как пресловутая «проблема талибов» — это в первую очередь все же проблема не Исламабада, а Кабула. П. Мушарраф также выступил в защиту соглашения о перемирии, подписанного официальными властями Пакистана с полевыми командирами в Северном Вазиристане в сентябре прошлого года, заявив, что данный документ дал определенные позитивные результаты. В целях же дополнительного препятствия незаконной инфильтрации боевиков на территорию соседнего государства пакистанская сторона имеет в виду провести минирование наиболее вероятных для перехода боевиков участков пакистанско-афганской границы.

Выступая в целом с наступательных позиций, пакистанский президент попытался снять часть критики, которой подвергается нынешняя пакистанская администрация в связи с ее не всегда последовательной линией противодействия терроризму. Насколько это удалось, судить сейчас сложно, но следует признать, что в последнее время Пакистан на различных уровнях все чаще начинает проявлять неудовольствие и откровенно «огрызается» на неправильные, по мнению Исламабада, оценки его деятельности со стороны международного сообщества, в том числе Вашингтона и других западных столиц.

* * *

Россия неоднократно заявляла о готовности к действенному диалогу и сотрудничеству с Пакистаном в сфере антитеррора – как в двустороннем, так и в многостороннем форматах. Подписан Меморандум о сотрудничестве между МВД России и Пакистана (в ходе официального визита в феврале 2003 г. в Россию президента Пакистана П. Мушаррафа). В последние годы расширяются российско-пакистанские контакты с целью налаживания профильного взаимодействия по линии внешнеполитических ведомств, а также силовых структур. Так, с 2002 г. успешно функционирует совместная Рабочая группа по противодействию международному терроризму и другим новым вызовам международной безопасности, последнее заседание которой состоялось в Москве в июне 2006 г.

52.33MB | MySQL:103 | 0,415sec