Стремление руководства исламских стран Юго-Восточной Азии к лидерству в исламском мире

События последнего времени дают основания полагать, что в обстановке все чаще проявляющейся неспособности арабских стран выступать в качестве лидера, объединяющего мусульманский мир, в этой роли пытаются утвердиться исламские страны Юго-Восточной Азии. Еще одним подтверждением такого суждения стал прошедший в Джакарте в конце января с.г. Международный форум парламентариев мусульманских стран. В его работе участвовали представители 28 государств с преимущественно мусульманским населением – Бахрейна, Иордании, Ирака, Кувейта, Ливана, Малайзии, Марокко, Мавритании, Катара, Судана, Пакистана, Палестины, Таджикистана, Турции, Йемена, Сирии и др. Эта пока что разовая акция индонезийской администрации явилась результатом отмеченных амбициозных настроений индонезийского руководства и того подъема, который оно испытывает в результате обретения страной статуса непостоянного члена Совета Безопасности ООН.

По инициативе организатора данного мероприятия основной темой обсуждения стали проблемы национального единства и безопасности, главным образом в отношении событий, происходящих в Палестине. Как заявил президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдхойоно, Индонезия надеется на создание уже в ближайшее время независимого и суверенного палестинского государства. “Поэтому мы призываем к скорейшему прекращению межфракционных распрей и столкновений в ПНА, вызывающих глубокую озабоченность во всем исламском мире”, — заявил президент. “Мы призываем обе палестинские фракции сесть за стол переговоров по мирному урегулированию разногласий в интересах народов ПНА и формированию единого правительства”, — вторил ему министр иностранных дел Индонезии Хасан Вираюда. С этой целью, цитирует его слова “Джакарта пост”, крупнейшая по численности мусульманская страна мира приглашает лидеров двух фракций в Джакарту, где готова выступить посредником переговоров.

Говоря о том, что президент ПНА Махмуд Аббас (ФАТХ) и премьер-министр Исмаил Хания (ХАМАС) провели в 2006 году несколько встреч в 2006 году, которые не привели к желаемому результату, глава индонезийской дипломатии отметил свою готовность сначала провести переговоры с представителями ХАМАСа, а затем организовать встречу между обеими противоборствующими группировками. “Мы признаем обе фракции и призываем немедленно остановить братоубийственные столкновения”. Создание подлинного правительства национального единства Палестины, по его словам, возможно “уже в этом году”. Там же, на форуме, президент Индонезии пообещал, подчеркивая при этом, что его страна, которая с этого года стала непостоянным членом Совета Безопасности ООН, будет настойчиво проводить в международном сообществе “исламскую повестку дня”, добиваться мирного решения ближневосточного конфликта, включая проблему Ливана, и бороться с проявлениями исламофобии.

Справедливости ради следует отметить, что подобные попытки индонезийской дипломатии принять участие в решении наиболее острых проблем Ближнего Востока уже перестают быть откровением. Весьма памятен в этом плане визит в Индонезию и Малайзию в марте 2006 года президента Ирана М. Ахмадинежада. Для него было исключительно важно получить поддержку “дружественных исламских стран” и признание мирного характера программы уранового обогащения. Как и предполагалось, ядерная тематика стала лейтмотивом политического диалога с руководством Индонезии и Малайзии. Судя по его итогам, главная задача визита М. Ахмадинежада была успешно решена: президент С.Б. Юдхойоно и премьер-министр Малайзии Абдулла Бадави подтвердили мирную направленность иранской ядерной программы («Иран стремится к подлинным и честным переговорам»).

Следует отметить растущую популярность в исламском мире Малайзии. Для М. Ахмадинежада имела исключительно большое значение позиция Малайзии как председателя организации «Исламская конференция» (ОИК) по вопросу о праве Ирана на мирное развитие атомной энергетики вопреки давлению США и ЕЭС, настаивающих на передаче ядерного досье страны в Совбез ООН, прозвучавшая из уст главы МИДа Малайзии Хамида Албара: ”Не следует припирать Иран к стенке (по ядерной проблеме), чтобы не разжигать новый конфликт, подобный иракскому”. Несколько позже правительство Ирана поблагодарило Малайзию за ее твердую позицию по дипломатическому решению ядерной проблемы Тегерана. Тогда в качестве заинтересованной стороны, желая идти навстречу лидерам обеих стран и учитывая их интересы, М. Ахмадинежад включил в состав своей делегации одного из авторитетных представителей высшего шиитского духовенства, генерального секретаря Международной ассоциации по сближению исламских правовых школ аятоллу М.А. Ташкири (ранее занимал пост руководителя Организации исламских и культурных связей – одного из главных элементов пропагандистской машины исламского режима). Это, безусловно, находилось в русле интересов принимающих стран, акцентирующих внимание на укреплении исламской солидарности на основе наращивания взаимодействия в области культуры, образования, науки и религии. Тем самым делалась ставка на политические соображения, интересы и дальновидность их элит. Вместе с тем переговоры показали, что амбициозные планы индонезийского руководства далеко не полностью находят отклик у противоположной стороны. Когда Джакарта предложила свое содействие в снижении напряженности в ирано-американских отношениях, явно стремясь при этом обрести статус посредника в урегулировании одной из актуальнейших проблем современности, что явно бы способствовало укреплению ее авторитета в мусульманском мире, президент М. Ахмадинежад прямо дал понять, что серьезно это предложение рассматриваться не будет. Он пояснил, что Тегеран предпочитает “самостоятельно принимать решения по определению судьбы своей страны”, поэтому ему не нужны посредники в диалоге с США.

Отнюдь не обескураженный такой реакцией со стороны Ирана, президент Юдхойоно предлагает свое участие в урегулировании иракского кризиса, апеллируя уже к американцам. При этом акцент опять же делается на решение проблемы силами мусульманских стран под эгидой Индонезии. Совсем не чужды подобные настроения, связанные с претензией на лидерство в мусульманском мире, и Малайзии. Являясь на текущий момент председателем ОИК, Малайзия предприняла в подтверждение этого тезиса уже немало шагов, нередко разыгрывая вместе с Индонезией «израильскую карту».

Весьма памятны выступления Индонезии и Малайзии с осуждением Израиля после его вторжения в Ливан в 2006 году, а также инициирование ими отправки своих миротворческих сил в эту горячую точку. Израиль тогда делал попытку наладить с этими странами диалог с целью разрешения проблемы через своего посла в Сингапуре. Требуя безоговорочного вывода израильских войск из Ливана, Малайзия в качестве председателя ОИК категорически отказалась от какого-либо диалога с Израилем, в том числе и от лица Индонезии, мотивируя решение прежде всего отсутствием дипломатических отношений. В те дни премьер-министр Малайзии Абдулла Бадави с трибуны ОИК призвал мировое сообщество, и прежде всего страны Ближнего Востока, прекратить дипломатические отношения с Израилем. Пока эти две страны, объединенные общей целью, действуют совместными усилиями. Тем не менее доподлинно известно их соперничество за лидерство в АСЕАН. Каковы будут результаты сложившейся ситуации, предсказывать трудно. Но то, что интрига существует, — факт неоспоримый.

52.33MB | MySQL:103 | 0,448sec