О военной ситуации в Сирии (9 – 16 марта 2019 г.)

По данным совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня, в течение прошедшей недели было зафиксировано 289 нарушений режима прекращения огня. Это значительно больше показателя предыдущей недели (239). Таким образом, вновь подтвердилась наблюдаемая в последние недели тенденция на рост числа нарушений.

Продолжила очень активно фиксировать нарушения турецкая часть комиссии, особенно – в части, касающейся провинций Алеппо и Идлиб.

В последующих данных учитывались максимальные показатели из представленной двумя частями комиссии информации. В частности, в провинции Латакия было зафиксировано по меньшей мере 49 нарушений (в течение предыдущей недели – 37), в провинции Алеппо – 66 нарушений (47). Оставалось большим число нарушений в провинциях Хама – 53 (52) и Идлиб – 55 (62). Таким образом, практически  повсеместно наблюдался рост числа нарушений притом, что в провинции Идлиб этот показатель остается постоянно высоким.

Самолеты ВКС России 11 – 12 марта наносили удары по целям джихадистов в провинции Идлиб. Сообщения об этом были немедленно опровергнуты Минобороны РФ. По данным зарубежных СМИ, самолеты сирийских ВВС 11 и 12 марта работали по целям террористов в провинциях Идлиб. В этой связи, возможно, опровержение Минобороны РФ было обоснованным.

13 марта летательные аппараты ВКС России наносили удары по целям джихадистов из «Джебхат ан-Нусра»/«Джебхат Фатх аш-Шам»/ «Тахрир аш-Шам» (запрещены в РФ) в провинции Идлиб. Факт нанесения ударов 13 марта подтвердили в Минобороны РФ, где подчеркнули, что они наносились по согласованию с Турцией.

По данным зарубежных СМИ, самолеты сирийских ВВС на прошедшей неделе работали по целям террористов также в провинциях Хомс, Идлиб.

В течение недели продолжались активные боевые действия в ряде провинций страны.

В провинции Дейр эз-Зор 10 марта представитель «Сил демократической Сирии» (СДС) Мустафа Бали заявил об истечении срока, в течение которого боевики «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ), блокированные в зоне Багуз, могли сдаться. С этого времени в любой момент мог начаться штурм последнего оплота ИГ.

На востоке провинции 11 марта формирования СДС продвинулись вглубь района Багуз. При этом в боях СДС потеряли 37 бойцов убитыми. 12 марта представитель СДС Аднан Африн сообщил, что только в тот день курдским бойцам сдались примерно 3 тысячи человек, главным образом — джихадистов, а также их пособников в лице их родственников.

В районе Багуз боевики ИГ 13 марта попытались контратаковать штурмующие этот район формирования СДС. Контратака, в которой использовались несколько смертников, была отбита. 14 марта в ходе штурма последнего оплота ИГ бойцам СДС удалось овладеть несколькими опорными пунктами джихадистов.

В течение 15 и 16 марта формирования СДС при поддержке международной коалиции продолжали штурм Багуза  на востоке провинции Дейр эз-Зор. Тем не менее напор курдских  формирований был ослаблен с тем, чтобы дать возможность остававшимся в этом районе гражданским лицам покинуть его.

На севере провинции Хама, юге провинции Идлиб, севере провинции Латакия 12 марта сирийская артиллерия нанесла массированные удары по позициям группировки «Тахрир аш-Шам» в ответ на попытки джихадистов атаковать позиции сирийских войск.

На севере провинции Хама 13 марта отражены атаки боевиков группировки «Тахрир аш-Шам» на позиции сирийских войск в районах городов Махрада и Аль-Джадида.

На юго-востоке провинции Идлиб 13 марта сирийская артиллерия нанесла серию ударов по объектам группировки «Тахрир аш-Шам», включая ее командный пункт.

На востоке провинции Алеппо в районе Эль-Баб 12 марта развернулись ожесточенные бои между двумя протурецкими   группировками.

На востоке провинции Хомс 10 марта шли бои между правительственными силами и формированиями ИГ в районе города Ас-Сухна.

15 марта спецпредставитель США по Сирии Джеймс Джеффри заявил в Брюсселе, что несмотря на значительные успехи США и международной коалиции еще порядка 15 – 20 тысяч боевиков находятся на территории Сирии и Ирака в составе действующих и «спящих» формирований. «ИГ больше не контролирует никакой территории, у них нет халифата или государственного образования, у них нет организованной армии и тяжелых видов вооружений, но они все еще способны функционировать как террористическая организация», — сказал он, добавив, что боевики ИГ особенно активны на территории Ирака.

Спецпредставитель также сообщил, что США после вывода войск из Сирии оставят там определенный контингент с тем, чтобы не создавать «дестабилизирующий вакуум».  По его словам, американские военные останутся на северо-востоке Сирии, в зоне безопасности Эт-Танф.

15 марта в связи с началом 9-го года сирийского конфликта правозащитная организация «Сирийское наблюдение за правами человека» назвало новую «цену» войны в Сирии в человеческих жизнях. По ее данным, за 8 лет боевых действий погибли свыше 370 тысяч человек, в том числе почти  113 тысяч гражданских лиц, 125 тысяч сирийских военнослужащих и бойцов союзных сними формирований, 67 тысяч бойцов различных повстанческих и курдских формирований, около 66 тысяч джихадистов из группировок ИГ и  «Тахрир аш-Шам».

В целом, обратило на себя внимание заявление Д.Джеффри о сохранении американского военного присутствия на северо-востоке Сирии. Приходится признать, что в отличие от района Эт-Танф там это присутствие носит стабилизирующий характер, так как не дает возможности Турции развернуть очередную антикурдскую операцию, которая в современных условиях была бы явно контпродуктивной.

52.22MB | MySQL:103 | 0,467sec