О факторе Храмовой Горы в арабо-израильском конфликте

Фактор Храмовой горы в Иерусалиме является одной из самых острых проблем арабо-израильского конфликта. На протяжении многих десятилетий, прошедших с момента перехода иерусалимского Старого города, а вместе с ним и Храмовой горы под контроль Израиля в результате победы в Шестидневной войны 1967 года, на ней сохраняется довольно хрупкий статус-кво, при котором политический суверенитет номинально принадлежит Государству Израиль, а реальное управление объектами, расположенными на Храмовой горе, находится в руках мусульманского вакфа. Еврейское богослужение (в том числе индивидуальная молитва) на Храмовой горе находится под запретом и рассматривается властями как «нарушение общественного порядка». За прошедшие полвека на Храмовой горе неоднократно возникали кризисы, выливавшиеся в кровавые беспорядки.

Лозунг «защиты мечети Аль-Акса» является едва ли не основным лозунгом палестинских арабских исламистов, при помощи которого им удается периодически мобилизовать на свою сторону не только сотни тысяч мусульман, но и международные организации, включая ЮНЕСКО. Исламистская пропаганда полностью отрицает историческую и религиозную связь между еврейским народом и Храмовой горой. Вакф систематически уничтожает еврейские археологические памятники на Храмовой горе, что вызывает негодование не только религиозных евреев, но и вполне светских израильских археологов.

В последнюю пару недель вокруг Храмовой горы разворачивается новый политический конфликт, вызванный тем, что вакф самовольно захватил закрытое до этого привратное помещение построенных византийцами «Золотых ворот» (в еврейской и в мусульманской традиции они известны как «Ворота милосердия») и пытается превратить его в новую мечеть. На данном этапе израильские силы безопасности не применяют силу для удаления мусульман из захваченного ими помещения, но взрыв насилия вокруг этого помещения возможен практически в любой момент. Последствия этого взрыва дадут о себе знать далеко за пределами Храмовой горы. В данной связи представляется уместным напомнить историю этого святого места:

Согласно Библии нынешняя Храмовая гора служила гумном иевусея Аравны и была куплена у него царем Израиля Давидом на рубеже XI и Х вв. до н.э. (средневековые еврейский комментатор Библии РАШИ называет Храмовую гору, наряду с пещерой Махпела в Хевроне и гробницей Иосифа в Сихеме одним из мест, про которые народы миры не смогут сказать «вы украли их», ибо, согласно Библии, эти места были куплены евреями за серебро) с целью построить на ней Храм в соответствии с указанием провидца Натана (в русском переводе Библии – Нафан). Храм был построен сыном Давида, царем Шломо (Соломоном. Богослужение в нем продолжалось до 586 года до н.э., когда Храм был разрушен вместе со всем Иерусалимом вавилонским царем Навухадоносором.

Первый Храм. Реконструкция

Более полувека Храмовая гора была фактически заброшена. Однако в 516 году до н.э. вернувшиеся из вавилонского пленения иудейские изгнанники заново отстроили Храм (он именуется в еврейской традиции Вторым Храмом) и возобновили богослужение. Библия отмечает, что Второй Храм был в первые века своего существования заметно меньше и беднее Первого.

В 169 году до н.э. Иерусалим был захвачен селевкидским царем Антиохом IV, который ликвидировал автономию Иудеи и превратил Иерусалимский Храм в святилище греческого бога Зевса. Это вызвало восстание евреев, вошедшее в историю под названием восстания Маккавеев (Хасмонеев). Восстание было успешным (в итоге оно привело к восстановлению независимого еврейского государства). Уже на начальном его этапе восстания Иерусалим был освобожден, и еврейское богослужение в Храме возобновилось. В честь этого события был введен праздник Ханука.

В I в. до н.э. иудейский царь Ирод осуществил гигантский проект реконструкции Храма. Талмуд утверждает, что «тот, кто не видел Храма, построенного Иродом, не видел в своей жизни прекрасного здания». В частности, по приказу царя, при помощи земляной насыпи была существенно увеличена площадь Храмовой горы. Для этого были построены мощные подпорные стены, одной из которых является сохранившаяся до наших дней «Стена плача», представляющая собой часть западной опорной стены этой насыпи (евреи обычно называют «Стену плача» «Западной стеной»). Строительные работы вокруг Храмовой горы были продолжены наследниками Ирода. В частности, в середине I в. н.э., по приказу правнука Ирода, царя Агриппы II, была построена колоссальная лестница, ведущая к южной опорной стене Храмовой горы от расположенного под ней, на дне ущелья источника Гихон.

Второй Храм. Реконструкция

В 70 г. н.э. Второй Храм был разрушен римлянами в ходе Первой Иудейской войны (подавление антиримского восстания евреев 67-73 гг.). В память об этом событии евреями отмечается пост 9 ава.

Монета, отчеканеная в Иерусалиме во время Первой Иудейской войны

Часть разграбленной храмовой утвари, включая описанный в Торе золотой светильник (менору), римляне увезли в качестве военной добычи.

Барельеф с «Арки Тита» в Риме, изображающий победное шествие с менорой, захваченной в Иерусалимском Храме

Во время Третьей Иудейской войны (восстание Шимона Бар-Кохбы 132-135 гг.) повстанцы освободили Иерусалим и, видимо, установили жертвенник на Храмовой горе и на некоторое время возобновили жертвоприношения (известно, что Шимон Бар-Кохба назначил первосвященника). Обращает на себя внимание, что фронтон Храма изображен на монетах, отчеканенных Бар-Кохбой. После подавления этого восстания римляне запретили евреям посещать Иерусалим за исключением одного дня в году – 9 ава.

Монета Шимона Бар-Кохбы с изображением фронтона Храма

Запрет на посещение евреями Иерусалима стал еще жестче после того, как христианство, претендующее на святые места иудаизма, стало в первой половине IV в. господствующей религией Римской империи. В 361 году, в правление римского императора Юлиана, прозванного «отступником» за его враждебное отношение к христианству, евреями была предпринята неудачная попытка восстановления Храма.

Высказываются не лишенные оснований предположения, согласно которым жертвоприношения на Храмовой горе проводились в 615-617 гг., когда Иерусалим находился под контролем еврейских повстанцев, поддержавших персов, вторгшихся в Эрец-Исраэль и на некоторое время изгнавших из нее византийцев. Однако возвращение византийцев привело к новому изгнанию евреев из Иерусалима.

В 638 году Иерусалим был завоеван арабами. Это позволило евреям вернуться в город. На западном краю Храмовой горы (севернее нынешней «Стены плача»), в одном из древних привратных помещений, построенных во времена царя Ирода в Западной стене,  была открыта синагога, известная в еврейских источниках под названием «Меара» («пещера»), поскольку она располагалась частично под землей. Благодаря своему местоположению в непосредственной близости от руин Храма «Меара» оставалась главной синагогой Иерусалима и, по сути, Эрец-Исраэль  в целом на протяжении более 400 лет.

Водосборник, в который было превращено в средние века помещение синагоги «Меара»

Во второй половине VII в. начинается мусульманское культовое строительство на Храмовой горе. Не позднее 679 года на южном краю Храмовой горы была построена деревянная мечеть, на месте которой находится сейчас мечеть Аль-Акса. С 691 года в качестве мусульманского культового сооружения на месте Святая святых Иерусалимского Храма существует «Купол над скалой» (есть предположение, что изначально он был возведен   византийцами на месте языческого святилища, построенного римлянами во второй половине II в. на месте разрушенного Храма). Вопреки тому, что «Купол над скалой» часто именуют «мечетью Омара», он в отличие от мечети Аль-Акса не является мечетью, и мусульманские богослужения в нем не проводятся.

Храмовая гора служила как для еврейского, так и для мусульманского богослужения одновременно вплоть до 1099 года, когда Иерусалим был захвачен крестоносцами, а большая часть местного еврейского и мусульманского населения уничтожена. Крестоносцы разрушили синагогу «Меара» и мечеть Аль-Акса, а «Купол над скалой» превратили в церковь «Храм Господень» (Templum Domini), которой владел орден тамплиеров, то есть «храмовиков».

Так продолжалось до 1187 года, когда Иерусалим был отвоеван у крестоносцев курдским полководцем Салах ад-Дином. После этой даты Храмовая гора стала местом исключительно мусульманского богослужения. Последователи других религий, в том числе и евреи, туда не допускались. В связи с этим «заменой» в роли основной святыни иудаизма стала выступать «Стена плача», как «напоминание о Храме». При этом даже у «Стены плача» права евреев на молитву ограничивались мусульманами. Такая ситуация сохранилась и после того, как в 1917 году Иерусалим перешел под контроль Великобритании. Евреям запрещалось устанавливать у «Стены плача» перегородку между мужчинами и женщинами, трубить в шофар (рог) в праздник Рош га-Шана (Новолетие) и т.д.

В ходе Войны Израиля за Независимость Еврейский квартал иерусалимского Старого города был захвачен иорданскими войсками и разрушен. С 1948 по 1967 год евреи не имели доступа ни к Стене плача, ни вообще в Старый город.

В июне 1967 года, в ходе Шестидневной войны израильские парашютисты освободили Храмовую гору и подняли над ней израильский флаг. В массовом сознании израильтян символом победы стали слова генерал-майора Моты (Мордехая) Гура, сказанные им по оперативной связи: «Гар га-баит бе-ядену!» («Храмовая гора в наших руках!»).

Главный раввин ЦАХАЛа Шломо Горен на Храмовой горе со свитком Торы и шофаром (рогом)

Однако, по распоряжению тогдашнего министра обороны Моше Даяна, израильские военнослужащие оставили Храмовую гору и сняли с нее израильские флаги. Она была передана под управление мусульманского вакфа. В качестве компенсации был обеспечен беспрепятственный доступ евреев к «Стене плача». Населенный арабами-выходцами из стран Магриба квартал Муграби, находившийся на месте нынешней площади перед «Стеной плача», был снесен. Такая ситуация в общих чертах сохраняется до сих пор, несмотря неоднократно происходившие в связи с проблемой Храмовой горы взрывы насилия – достаточно вспомнить лишь два подобных взрыва:

  1. Так называемые «Беспорядки тоннелей Западной стены» — бои между вооруженными формированиями Палестинской национальной администрации (ПНА) и ЦАХАЛом, продолжавшиеся с 23 по 27 сентября 1996 года. В результате были убиты 17 израильских военнослужащих и около 100 арабов. Несколько сот человек получили ранения различной степени тяжести. В качестве повода для начала этого круга насилия власти ПНА использовали открытие израильтянами для посетителей обнаруженных археологами подземных тоннелей, построенных иудейскими царями во II-I вв. до н.э. и идущих на север вдоль построенной позднее царем Иродом западной опорной стены Храмовой горы. Открытие этого археологического объекта было истолковано как попытка подкопа под Храмовую гору.
  2. «Интифаду Аль-Аксы» 2000-2005 гг., в результате которой были убиты 1056 израильтян (в том числе 729 гражданских лиц), более 4200 палестинских арабов и 50 иностранцев. Более 8 тысяч израильтян и 32 тысячи палестинских арабов получили ранения различной степени тяжести. Уместно напомнить, что в качестве повода к началу «Интифады Аль-Акса» арабы использовали посещение Храмовой горы тогдашним лидером израильской оппозиции Ариэлем Шароном.

Израильские парашютисты у «Стены плача». Фотография, ставшая для израильтян символом победы 1967 года.

Однако существующий уже полвека статус-кво является нестабильным. С одной стороны, как уже было сказано, мусульмане отрицают какую-либо связь между евреями и Храмовой горой и настаивают на том, чтобы Храмовая гора, рассматриваемая ими в качестве третьего (после Мекки и Медины) по важности святого для ислама места, оставалась место исключительно мусульманской молитвы. Более того, они отрицают права евреев даже на «Стену плача», рассматривая ее в качестве части мусульманской святыни, которая должна находиться под контролем вакфа. С другой стороны, молитва о восстановлении Храма звучит в еврейском богослужении ежедневно с момента его разрушения. При этом еврейский Храм не может быть построен нигде, кроме Храмовой горы. Никакие политические соображения не могут отменить этого принципа. И об этом прекрасно известно мусульманским лидерам.

Для того, чтобы избежать взрыва, светские израильские политики прибегают к помощи ультраортодоксальных раввинов, утверждающих, что евреям вообще нельзя подниматься сейчас на Храмовую гору из-за ритуальной нечистоты, в которой пребывают все ныне живущие люди. В древности для ритуального очищения использовался пепел «красной коровы», которой сейчас нет (к такой корове применяются исключительно жесткие требования). Такой позиции придерживается официально и Главный раввинат Израиля.

Однако все больше раввинов и вообще религиозных евреев приходят к выводу, что они обязаны быть готовы к строительству Третьего Храма, когда такая возможность возникнет. Они принимают доводы археологов о том, что им известно, в каких именно частях Храмовой горы находится насыпь, сооруженная во времена царя Ирода, и где, соответственно, нет проблемы ритуальной нечистоты даже без пепла «красной коровы». Существует религиозно-политическое движение «Верные Храмовой горе», ярким представителем которого является депутат Кнессета Иегуда Глик (Ликуд).

Следует упомянуть и действующее в Еврейском квартале Старого города учреждение «Институт Храма» («Махон га-Микдаш»), которое поставило своей задачей пропагандировать среди израильтян и евреев диаспоры идею строительства Третьего Храма. Среди прочего, «Институт Храма» собирает деньги на изготовление храмовой утвари, полностью соответствующей библейским описаниям, которая может быть использована для храмового богослужения сразу же, как это станет возможным. Несмотря на огромную стоимость такой утвари (значительная ее часть изготовляется из литого золота), «Институту Храма» удается найти спонсоров для реализации своих планов. Следует отметить, что идея подготовки к строительству Третьего Храма находит поддержку и среди светских евреев, движимых соображениям национального достоинства и восстановления исторической справедливости.

Установленная в Еврейском квартале Старого города золотая менора, изготовленная специалистами «Института Храма» на деньги украинского олигарха еврейского происхождения Вадима Рабиновича

На данном этапе строительство Третьего Храма представляется малореальным. Однако возможность предоставления евреям права на молитву в определенных частях Храмовой горы, например, восстановление уже упомянутой выше древней синагоги «Меара» рассматривается многими в Израиле в качестве цели, которая может быть достигнута в уже обозримом будущем. Возможность утраты мусульманами монополии на богослужение на Храмовой горе пугает вакф, который практически безраздельно господствует там со времен Салах ад-Дина. В этих условиях не приходится сомневаться, что политические кризисы вокруг проблемы Храмовой горы, сопровождаемые вспышками насилия большего или меньшего масштаба, неизбежны.

51.96MB | MySQL:116 | 0,453sec