Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (29 января – 4 февраля 2007 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в зоне палестино-израильского конфликта и в Ираке. Противоборство между движениями ФАТХ и ХАМАС привело к серьезному обострению обстановки на палестинских территориях, особенно в секторе Газа. В Ираке на прошедшей неделе повстанцы и террористы резко активизировали свои действия, совершив серию крупных терактов в Багдаде и некоторых других городах страны.

В Тунисе 30-31 января прошла очередная (24-я) сессия глав МВД арабских стран. Среди наиболее опасных угроз безопасности своих государств министры на первое место поставили терроризм. На сессии одобрен ряд документов по усилению координации деятельности органов МВД арабских стран по противодействию терроризму, незаконному обороту наркотиков, работе таможенных и иммиграционных служб.

На территории Омана 3 февраля начались совместные учения ВС аравийских монархий «Щит полуострова-8». В них участвуют части и подразделения сухопутных войск, ВВС и ВМС Бахрейна, Катара, Кувейта, ОАЭ, Омана и Саудовской Аравии. Впервые на учениях отрабатываются вопросы проведения совместной операции с участие всех видов вооруженных сил.

Обстановка на палестинских территориях остается нестабильной и очень напряженной. 1 февраля в секторе Газа возобновились вооруженные столкновения между сторонниками движений ФАТХ и ХАМАС, которые приняли самый масштабный и ожесточенный характер за последние несколько месяцев. Тем самым было сорвано очередное перемирие, договоренность о котором была достигнута 30 января. Вечером 3 февраля руководители ФАТХа и ХАМАСа вновь договорились о немедленном прекращении огня в секторе Газа, выводе с улиц боевиков на всей территории анклава, ликвидации незаконно установленных контрольно-пропускных пунктов и прекращении взаимных угроз и подстрекательств в СМИ. Достигнута договоренность о проведении на будущей неделе в Мекке встречи главы ПНА и лидера ФАТХАа М. Аббаса с лидером ХАМАСа Х. Машаалем. Тем не менее, ситуация в секторе Газа остается неспокойной, здесь периодически возникают перестрелки между боевиками двух враждующих группировок.

2 февраля в Вашингтоне прошла встреча представителей ближневосточного «квартета» (РФ, США, Евросоюз, ООН). В итоговом документ ее участники выразили «глубокую озабоченность» в связи с событиями в секторе Газа, призвали к скорейшему прекращению противостояния между палестинскими группировками и высказались за продолжение палестино-израильских переговоров. Также было решено продолжать мораторий на оказание помощи палестинском правительству, сформированному ХАМАСом, до тех пор, пока оно не откажется от насильственных действий и не признает Израиля. Россия выступила с предложением отменить мораторий на оказание помощи.

29 января в г. Эйлат был совершен теракт, первый на израильской территории с апреля 2006 г. Погибли три человека. В ответ ВВС ЦАХАЛа нанесли ракетный удар по тоннелю на палестино-израильской границе, который палестинские боевики использовали для контрабандной транспортировки оружия и нелегального проникновения на территорию Израиля.

Президент США Дж. Буш отдал распоряжение о выделении 86,4 млн долларов на подготовку и оснащение палестинских сил безопасности, находящихся в подчинении главы ПНА М. Аббаса. Заявлено, что это сделано для стимулирования действий Аббаса против ХАМАСа.

Правительство Израиля утвердило 4 февраля назначение генерал-майора Габи Ашкенази на должность начальника генштаба ВС страны.

В докладе «Национальная разведывательная оценка» (НРО), подготовленном американским разведсообществом, выдержки из которого были опубликованы на минувшей неделе, подчеркивается, что ситуация в Ираке в сфере безопасности может ухудшиться, а уровень насилия возрасти. В качестве главной угрозы безопасности в стране авторы документа выделили межрелигиозное насилие. Одновременно указывается на продолжающуюся поляризацию иракского общества, слабость национальных сил безопасности и государства в целом. В этих условиях спецслужбы США считают, что сохранение присутствия в Ираке коалиционных сил «остается важным стабилизирующим элементом». Подрывная деятельность Ирана в Ираке, по мнению составителей документа, способствует росту насилия, «хотя и не является одной из основных его причин». Особо говорится о том, что будет очень трудно добиться того, чтобы иракские силы безопасности могли самостоятельно бороться против боевиков шиитских вооруженных милиций. Вашингтонская администрация охарактеризовала доклад НРО как «критический», но «честный» документ. Помощник президента США С. Хэдли считает, что нынешняя стратегия США в Ираке «не дает гарантий успеха», но альтернативные варианты, включая вывод иностранных войск из этой страны – верный путь к политическому фиаско с тяжелейшими последствиями.

В настоящее время в Ираке наиболее сложная ситуация складывается в Багдаде, где практически ежедневно происходят теракты, вооруженные нападения, похищения и убийства людей на почве межконфессионального противостояния, другие насильственные действия. 3 февраля в городе совершен крупнейший за последнее время теракт, в результате которого погибли 135 и получили ранения свыше 300 человек. С начала года все более обостряется обстановка в северном городе Киркук и прилегающих к нему районах. По оценкам экспертов, ситуация здесь находится на грани гражданской войны. В связи с последними крупными терактами в стране правительство Ирака обвинило Сирию в поддержке иракских повстанцев, что привело к новому ухудшению сирийско-иракских отношений. В Дамаске эти обвинения отвергают.

Президент Афганистана Х. Карзай предложил радикальному исламистскому движению «Талибан» установить в стране мир, подчеркнув, что держит «открытой дверь для переговоров с противником, который стремится к нашей погибели к пролитию нашей крови». Предложение Карзая о мирных переговорах с талибами встретило поддержку в Вашингтоне.

31 января афганский парламент утвердил постановление о национальном примирении, которое предусматривает освобождение от судебного преследования лиц, воевавших в последние 30 лет во внутриафганских войнах. Как известно, более половины нынешних парламентариев в недавнем прошлом возглавляли отряды моджахедов или воевали в их рядах. Причем многие из них при отсутствии данного оправдательного документа могли бы попасть под судебное разбирательство по обвинению в военных преступлениях.

США 2 февраля передали афганской армии большое количество военной техники и вооружения, в частности, 800 автомобилей повышенной проходимости и грузовиков, до 12 тыс. единиц стрелкового оружия.

В Кабуле создан совместный центр пор обмену разведывательной информацией в интересах борьбы с талибами и другими экстремистскими силами. В нем будут работать по 6 афганских и пакистанских офицеров и 12 офицеров из состава международных сил (ИСАФ).

Британский генерал Д. Ричардс, командовавший до недавнего времени контингентом ИСАФ, считает, что Запад должен перестать подходить со своими мерками к проблемам исламского общества в Афганистане. По мнению генерала, к первоочередным задачам афганского урегулирования следует отнести форсирование темпов восстановления экономики, борьбу с коррупцией и улучшение отношений между Афганистаном и Пакистаном. Ричардс также считает необходимым налаживание более тесного взаимодействия ИСАФ с местными силами безопасности и увеличение численности международного контингента в этой стране. Только в этом случае, по мнению генерала, можно будет в течение ближайшего года покончить с талибами.

Президент Пакистана П. Мушарраф подтвердил намерение Исламабада соорудить заграждения на границе с Афганистаном. Первоначально уже в течение ближайших месяцев это будет сделано на севере на 7-8 наиболее «проблемных участках» общей протяженностью до 35 км. Позже планируется построить ограждения на протяжении 250 км на юге, в провинции Белуджистан. Рассматривается вопрос об установке на южном участке минных полей, но по этому вопросу окончательное решение еще не принято. Мушарраф отверг обвинения в адрес Пакистана в поддержке афганских талибов, подчеркнув, что ответственность за положение дел в районе афгано-пакистанской границы «должны нести все», включая Афганистан, НАТО, ИСАФ и Пакистан. Между тем обстановка в самом Пакистане имеет тенденцию к осложнению. В стране все чаще происходят столкновения, в т. ч. крупные, на почве межконфессиональной вражды между суннитами (ок. 80% населения) и шиитами. Многие из них приводят к человеческим жертвам. Усиливается активность радикальных исламистских группировок, многие члены которых ранее воевали в Кашмире и Афганистане.

В Иране инспекторы МАГАТЭ установили дополнительные камеры наблюдения на заводе в Натанзе, где ведутся работы по обогащению урана. Вместе с тем сообщается, что иранцы не удовлетворили просьбы инспекторов международного агентства об установке видеонаблюдения в некоторых местах этого предприятия. Иранская сторона подчеркивает, что монтаж новых центрифуг в Натанзе «на данный момент не начат». В то же время в Тегеране говорят о решимости продолжать работы по обогащению урана.

Глава российского МИДа С. Лавров заявил, что РФ и США будут сотрудничать в целях возвращения Ирана за стол переговоров и решения ядерной проблемы ИРИ дипломатическими путями.

На прошлой неделе ряд высокопоставленных представителей вашингтонской администрации сделали заявления, отрицающие намерение США осуществить военную акцию против Ирана. Отметим, что подобные высказывания вполне могут служить прикрытием подготовки к проведению подобного мероприятия. Госсекретарь К. Райс, отвергнув обвинения в оказании давления на Тегеран, подчеркнула, что меры, принимаемые Соединенными Штатами, являются «ответом на целую серию шагов Ирана, представляющих опасность для американских интересов».

Турция настаивает на том, чтобы Египет и Ливан отложили реализацию совместных проектов с Республикой Кипр по разведке минеральных ресурсов в восточной части Средиземного моря. Анкара также заявила о твердой своей решимости защищать права и интересы самопровозглашенной Турецкой Республики Северного Кипра в деле разведки и разработки месторождений природных ресурсов на морском дне. Таким образом, неурегулированность кипрской проблемы может привести к новому серьезному обострению ситуации в Восточном Средиземноморье на этот раз в связи с проблемой разведки и возможной последующей разработки нефтяных месторождений.

Заместитель премьер-министра Израиля Ш. Перес на минувшей неделе посетил Катар. Это первый визит высокопоставленного израильского деятеля в эту страну с 1994 г. Эмир Катара Х. Бин Халифа аль-Тани поддержал высказывания Переса о необходимости развития двусторонних отношений, но отказал в содействии освобождению израильского солдата Г. Шалита, захваченного летом 2006 г. в плен палестинцами.

На сессии Африканского союза президент Судана О. аль-Башир вновь не был избран председателем этой организации в связи с ситуацией в западносуданском регионе Дарфур. Большинство африканских стран негативно относятся к действиям Хартума в Дарфуре.

2-3 февраля в Судане с официальным визитом находился председатель КНР Ху Цзиньтао. Как известно Пекин является одним из главных экономических и политических партнеров Хартума. На Китай приходится до двух третей экспорта суданской нефти. Китайцы также строят на Ниле крупнейшую в Африке ГЭС. Глава КНР порекомендовал суданскому руководству прилагать больше усилий по мирному урегулированию дарфурского конфликта.

Приложение

Об американской помощи странам Ближнего Востока

Эксперты американского Конгресса утверждают, что традиционно помощь, оказываемая Вашингтоном ближневосточным странам, имеет преимущественно «функцию обеспечения интересов национальной безопасности США» в этом районе мира, «играет ключевую роль в продвижении внешней политики США на Ближнем Востоке», содействует обеспечению стабильности в регионе, «изобилующим энергетическими запасами», но с «непостоянством в межгосударственных отношениях». При этом подчеркивается, что Соединенные Штаты имеют на Ближнем Востоке «ряд стратегических интересов», важнейшими из которых считаются:

— «поддержка Государства Израиль и мирных отношений Израиля с его арабскими соседями»;

— защита «жизненно важных» для США источников поступления углеводородного сырья, прежде всего нефти;

— борьба с международным терроризмом.

В этом контексте американская помощь «цементирует» мирный договор между Египтом и Израилем (1979 г.), способствует поддержанию стабильности королевского режима в Иордании, содействует тем палестинским силам, которые выступают за политическое урегулирование с Израилем. После терактов в США в сентябре 2001 г. вашингтонская администрация инициировала новые программы «содействия демократии» и продвижения социально-экономических реформ в регионе, с целью «попытаться воспрепятствовать силам радикализма в некоторых арабских странах». С 2003 г. приоритетное значение для американцев прибрели программы помощи Ираку (этот вопрос в данной справке подробно не рассматривается).

Общий объем американской безвозмездной экономической, военной и иной помощи странам Ближнего Востока (без Ирака) составил в 2002-2006 гг. ок. 30,6 млрд долларов, а в 2007 г. эта цифра должна составить ок. 5,3 млрд долларов. Ираку на реализацию различных гражданских и военных проектов в 2003-2006 гг. было выделено ок. 29 млрд долларов, а в 2007 г. – ок. 6 млрд долларов. Кроме того, в рамках «новой иракской стратегии» Багдаду обещано еще ок. 1 млрд долларов.

С конца 1970-х гг. крупнейшими получателями американкой безвозмездной помощи в регионе являются Израиль и Египет.

В соответствии с достигнутыми в 1979 г. договоренностями, США обязались ежегодно выделять Израилю в качестве безвозмездной экономической помощи 1,2 млрд долларов, и военной помощи – 1,8 млрд долларов. Предоставление помощи Израилю неизменно встречает полную поддержку при утверждении в американском Конгрессе. С 1996 г. израильтянам разрешено получать ежегодно выделяемые суммы помощи уже в первый месяц нового финансового года. В 1996 г. тогдашний глава израильского правительства Б. Нетаньяху заявил, что его страна намерена покончить с зависимостью от американской экономической помощи. В 1998 г. по обоюдному согласию сторон принято решение о сокращении размеров экономической начиная с 1999 г. ежегодно на 120 млн долларов при одновременном увеличении объемов военной помощи на 60 млн долларов. В 2006 г. США выделили Израилю в качестве безвозмездной помощи ок. 2,34 млрд долларов, в т. ч. военной — ок. 2,26 млрд долларов. В 2007 г. эти цифры должны составить соответственно 2,5 и 2,34 млрд долларов. 2008 г. должен стать последним, когда Израиль получит от США безвозмездную экономическую помощь.

Американская военная помощь является очень весомым подспорьем Израилю (20% военного бюджета страны в 2007 г.) в деле повышения боевой мощи национальных вооруженных сил, позволяет ему поддерживать военное и технологическое преимущество над арабскими странами. Израильтяне имеют право использовать средства, выделяемые им в качестве военной помощи, для проведения НИОКР военного назначения на территории США. Дополнительно Израиль получает от США финансовую помощь на борьбу с терроризмом, охрану государственных границ, техническое сотрудничество: в 2006 г. – 500 тыс. долларов, в 2007 г. – 320 тыс. долларов.

В 1979 г. США в рамках египетско-израильского мирного договора приняли на себя обязательство ежегодно оказывать Египту безвозмездную экономическую помощь в размере 800 млн долларов и военную помощь на сумму 1,3 млрд долларов. В соответствии с договоренностью от 1998 г. ежегодно размер экономической помощи сокращается на 40 млн долларов. В 2006 г. США выделили АРЕ в рамках экономической помощи 490 млн долларов, военной помощи — 1,287 млрд долларов. В 2007 г. эти цифры должны составить соответственно 445 млн долларов и 1,3 млрд долларов.

Американская экономическая помощь АРЕ состоит из трех компонентов: поставок продовольствия, поставок потребительских товаров и прямых трансфертов. Военная помощь Египту также осуществляется по трем основным направлениям: поставки вооружения и военной техники (ок. 30% общего объема помощи), модернизация ранее поставленных образцов техники, оказание содействия в ремонте и техническом обслуживании поставляемой техники (египтяне желают увеличить расходы по этой статье). Кроме того, США оказывают Египту помощь в подготовке национальных военных кадров, что реализуется в рамках программы IMET (International Military Education and Training). Ежегодно на это выделяется в среднем 1,2 млн долларов.

Вопросы, связанные с оказанием Египту безвозмездной военной и экономической помощи вызывают острые дискуссии при их утверждении в Конгрессе США, где неоднократно вносились предложения о крупных сокращениях объемов помощи Каиру. Это в значительной степени связано с тем, что, по мнению конгрессменов, власти АРЕ не прилагают достаточных усилий по демократизации политической жизни страны. И все же пока не было ни одного случая, когда суммы, предлагаемые администрацией для Египта, урезались. В Вашингтоне продолжают считать, что предоставление помощи Каиру, особенно военной, способствует стабилизации обстановки в регионе и помогает расширять американское влияние в арабских странах.

До 2003 г. ежегодная американская помощь Иордании составляла в среднем ок. 150 млн долларов на экономические нужды и 75 млн долларов – на военные цели. Однако в связи с войной в Ираке и усилением борьбы с терроризмом в регионе размеры помощи Хашимитскому королевству стали возрастать. В 2006 г. экономическая помощь США составила 247, 5 млн долларов, а военная – 207,9 млн долларов. На 2007 г. эти цифры запланированы в размере 245 млн долларов и 206 млн долларов соответственно. Экономическая помощь реализуется в виде поставок продовольствия и прямых трансфертов. Значительные суммы предоставляются на решение вопросов обеспечения Иордании пресной водой. Военная помощь идет главным образом на модернизацию ранее поставленной техники. Так, в последние годы были модернизированы истребители F-16, ракеты «воздух-воздух», РЛС, вертолеты пограничной службы. На подготовку иорданских военных кадров по линии IMET американцы ежегодно выделяют ок. 3 млн долларов.

США оказывали значительную помощь палестинским территориям. Однако в 2006 г. в связи с победой на выборах в палестинское Законодательное собрание радикального движения ХАМАС гуманитарная помощь со стороны США стала предоставляться только по линии главы палестинской национальной администрации во главе с М. Аббасом, минуя правительство, сформированное ХАМАСом. Вашингтон стал одним из инициаторов экономической и финансовой блокады исламистского правительства. В 2007 г. американская гуманитарная помощь палестинцам должна составить 150 млн долларов. Кроме того, 31 января с. г. президент США Дж. Буш отдал распоряжение о выделении 86,4 млн долларов на нужды палестинских сил безопасности, находящихся в распоряжении М. Аббаса.

Безвозмездная американская помощь другим арабским странам является весьма незначительной, и составила в 2006 г. 134,3 млн долларов, а на 2007 г. планируется выделить 102,3 млн долларов. Военная помощь предоставляется Алжиру (только по линии IMET), Бахрейну, Йемену, Ливану, Марокко, Оману, Саудовской Аравии (только по линии IMET) и Тунису. Экономическую помощь получают Ливан, Йемен, Марокко. Отдельно отметим Ливан, которому США после войны Израиля с группировкой «Хизбалла» летом 2006 г. обязались оказать военную помощь в размере 40 млн долларов (поставки техники уже начались) и содействие в сфере экономики на общую сумму ок. 1 млрд долларов.

Американская помощь арабским странам предоставляется и по линии программы Инициативы ближневосточного партнерства (The Middle East Initiative Partnership), которая направлена на стимулирование реформ в арабском мире, укрепление гражданского общества, создание малых предприятий, расширение политических прав населения и прав женщин. В 2006 г. на эти цели выделили 92 млн долларов, а в 2007 г. – 120 млн долларов. Вашингтон также оказывает финансовую помощь арабским неправительственным организациям (в основном оппозиционным), в частности в Сирии.

52.37MB | MySQL:103 | 0,471sec