Визит президента Пакистана П.Мушаррафа в Индонезию и Малайзию

По всей вероятности, есть основания рассматривать двухдневный визит президента Пакистана Первеза Мушаррафа в Индонезию и Малайзию, состоявшийся 30–31 января с.г., в качестве одного из этапов изменения соотношения сил в мусульманском мире. В обстановке все чаще проявляющейся неспособности арабских стран выступать в качестве лидера, объединяющего всех мусульман, в этой роли пытаются утвердиться исламские страны, находящиеся в зоне периферийного ислама, в частности страны Юго-Восточной Азии и Пакистан, то есть основные ареалы сосредоточения адептов ислама. Уместно отметить, что население крупнейшей мусульманской страны — Индонезии — превышает 240 млн человек, а второй по численности населения — Пакистана — 165 млн. Эти страны явно не устраивают положение дел во всемирной исламской умме и отведенная им в ней периферийная роль. Данный визит отнюдь не вписывается в разряд обмена визитами лидеров “дружественных мусульманских государств”. Это нечто значительно большее. Как представляется, цель визита конкретна и прагматична. В ее основе лежит стремление к переделу сфер влияния в мусульманском мире в период явного ослабления руководящих, координационных, а также объединительных функций по отношению к мусульманскому миру со стороны его традиционного центра – арабской составляющей. Их недовольства и опасения связаны также с волной исламского экстремизма и ростом напряженности во взаимоотношениях суннитов и шиитов.

Первез Мушарраф провел переговоры с президентом Индонезии Сусило Бамбангом Юдхойоно и премьер-министром Малайзии Абдуллой Бадави. Участников переговоров, за которыми стоят многие миллионы их подданных — ревностных поборников ислама, не могут устраивать факты возрастающего вторжения Запада в исламский мир, усиление роли США на Ближнем Востоке (о чем было прямо высказано на переговорах), все усиливающийся процесс размежевания арабских стран на сторонников и противников США и та игра, которую последние ведут в этом процессе. Поводом для встречи явились не вопросы, связанные с развитием двусторонних отношений, а проблемы, непосредственно затрагивающие положение дел в мусульманском мире: ситуация в Палестине, ливанский и иракский кризисы, пути решения иранской ядерной программы, что вполне конкретно выразилось в объявленной Мушаррафом перед поездкой темой переговоров. Перед вылетом в Индонезию президент Пакистана заявил, что намерен обсуждать с лидерами двух мусульманских государств Юго-Восточной Азии новые инициативы по Ближнему Востоку. Деталей инициатив он не раскрыл.

В Индонезии стороны пришли к взаимному пониманию необходимости укрепления единства мусульманских стран для создания контрбаланса усиления влияния США в Ближневосточном регионе. Выражая озабоченность по поводу напряженности в отношениях между суннитами и шиитами, Юдхойоно и Мушарраф выступили с предложением о проведении международной мусульманской конференции с участием священнослужителей, придерживающихся различных вариантов толкования ислама. Планируемая повестка дня – выработка фетвы, направленной на достижение мира и согласия на Ближнем Востоке. Юдхойоно призвал лидеров двух крупнейших объединений мусульман Индонезии — “Нахдатул Улама” и “Мухаммадия”, насчитывающих десятки миллионов сторонников, возложить на себя ответственность за проведение конференции. Очевидно, и проходившую практически в те же дни в Лондоне конференцию индонезийских и британских мусульман на тему “Ислам – религия мира, милосердия и терпимости” можно рассматривать в качестве доказательства того, что Индонезия включилась в широкую пропагандистскую кампанию по повышению уровня своего имиджа на международной арене, а в конечном счете — достижения более высокого места в иерархии мусульманских государств.

В ходе переговоров было высказано соображение по поводу создания форума “исламских стран — единомышленников», на который возлагаются надежды по разрешению кризисных ситуаций. Разъяснения формулировки “исламские страны – единомышленники” не последовало. Невольно напрашивается вывод о фракционности намерений участников переговорного процесса. Тем не менее эта идея получила поддержку днем позднее в Куала-Лумпуре со стороны малайзийского премьера А. Бадави, являющегося на сегодня председателем организации «Исламская конференция» (ОИК). Как заявил Мушарраф, Индонезия и Малайзия поддерживают его мирные инициативы по достижению гармонии в исламском мире, которые, по словам президента Пакистана, будут базироваться на принципах справедливости. Раскрывать их перед журналистами он вновь отказался, ссылаясь на несвоевременность, но уточнил, что будет, равно как и президент Индонезии, обсуждать их с королем Саудовской Аравии Абдаллой.

Очевидно, что суть даже не в деталях состоявшихся переговоров по обозначенной проблематике, а в самом факте их проведения. Выработка переговорщиками программы совместных действий по нормализации положения дел на Ближнем Востоке без участия расположенных в нем стран, являющихся непосредственными участниками обсуждаемых драматических событий, дает основание рассматривать визит пакистанского президента как акцию по перегруппировке сил в исламском мире, направленную на ослабление влияния этих стран с последующим захватом отвоеванных у них позиций.

По существу, данное событие может оказаться переломным. Основным его результатом станет перераспределение сил от арабских стран в пользу наиболее активной и многочисленной исламской периферии. К тому же и сами участники переговоров озабочены не только судьбами исламского мира, но и вполне прагматическими интересами, связанными со смещением сфер влияния в нем в свою сторону. Доказательств тому имеется немало. В частности, министр иностранных дел Индонезии Хасан Вираюда сообщил журналистам, что лидеры двух стран, обсуждая варианты решения отмеченных проблем, затронули вопросы увеличения в них роли неарабских стран – членов ОИК. Как он высказался далее, это могло бы вдохнуть новую жизнь в процесс оздоровления обстановки на Ближнем Востоке. В Малайзии лидеры двух стран также обсудили варианты повышения роли участия неарабских стран – членов ОИК в решении ближневосточных вопросов.

Что касается Индонезии и Малайзии, то уже неоднократно писалось о стремлении этих стран к активному участию в разрешении отмеченных выше проблем, и это вполне вписывается в концепцию их позиционирования с претензией на лидерство в мусульманском мире. Если и далее рассматривать события, связанные с той ролью, которую определили себе Индонезия и Малайзия, то данные переговоры с Пакистаном можно оценивать как очередной этап по наращиванию ими своего влияния в исламском мире вслед за предлагаемыми ими ранее инициативами по Ближнему Востоку. Следует отметить и стремительность такого развития ситуации.

Не оставляют в этом плане сомнения и слова пакистанского президента перед поездкой в Юго-Восточную Азию. Он явно дал понять, что лидерство в мусульманском мире должно принадлежать его стране. Текущая общность интересов, основанная на намерении сломать нынешнюю политическую структуру, существующую в исламском мире, не исключает соперничества на ее возможных развалинах.

Оценивая перспективы вполне вероятных баталий за лидерство в мусульманском мире, очевидно, нельзя сбрасывать со счетов и президента Ирана М. Ахмадинежада. Его претензии на этот счет также уже звучали неоднократно. Видимо, в этом заключается одна из причин того, что иранский президент отказался от посредничества Индонезии в вопросах урегулирования отношений с США во время визита в Джакарту и Куала-Лумпур в марте 2006 года. Цель визита состояла в получении поддержки Индонезии и Малайзии в вопросах, касающихся иранской ядерной программы. Тогда Ахмадинежад на предложение Юдхойоно пояснил, что Тегеран предпочитает “самостоятельно принимать решения по определению судьбы своей страны”.

Борьба за первенство, власть и влияние в мусульманском мире, судя по всему, будет нарастать. Можно предположить, что одним из вариантов разрешения создавшейся ситуации в отсутствии харизматического лидера в исламском мире, способного приостановить разгорающееся соперничество, будет то, что этот мир окажется поделенным на сферы влияния. Основные игроки на этом поле обозначены выше.

52.22MB | MySQL:103 | 0,482sec